Где налоговики увидят схемы по НДС и налогу на прибыль

Фиктивные сделки. Допустим, налоговики выявили, что в цепочке между поставщиком и покупателем есть однодневка. Задача налоговиков – установить, кому принадлежит однодневка – поставщику или покупателю. Покупатели используют однодневки, чтобы завысить расходы на покупку товаров за счет того, что в цепочку включают фиктивных перепродавцов. Например, если сделка по поставке фиктивна, то есть по факту компания не приобретала товары или работы или услуги. Или каждое звено цепочки накручивает стоимость товаров (письмо ФНС от 31.10.2013 № СА-4-9/19592). Например, если раньше покупатель приобретал товары у производителя, а затем привлекли посредников, то инспекторы могут признать их фиктивными.

Продавцы используют однодневки, чтобы занизить выручку. Например, продавец реализует однодневке товары по заниженной цене. Та продает их по реальной цене, но налоги не платит.

Пример

Компания согласно документам приобретала товары у перепродавцов. При этом производители отгружали товары непосредственно на склад компании. Работники компании выдавали водителям товарно-транспортные накладные, заполненные от имени перепродавца. Либо работники компании указывали водителям, от имени какой организации нужно заполнить накладные. У перепродавцов не было активов и персонала. На расчетный счет перепродавцов деньги поступали только от компании. Кроме того, на компьютере главбуха компании обнаружили счета-фактуры и накладные перепродавцов. Компания ссылалась, что получила эти документы от них по электронной почте, но доказать это не смогла (определение Верховного суда от 05.11.2015 № 309-КГ15-13509).

Подмена одного договора другим. Например, чтобы не платить НДС с аванса, с покупателем заключают договор займа. После отгрузки зачитывают заем, который поступил от покупателя, в счет оплаты товаров.

Другой пример – вместо договора купли-продажи с рассрочкой заключают договор лизинга, чтобы применять ускоренную амортизацию.

Например, компании вместо купли-продажи заключают договор лизинга на основные средства четвертой – десятой амортизационных групп. Лизингополучатель в этом случае применяет ускоренную амортизацию с коэффициентом 3 (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК). На схему, как правило, указывают условия договора. Во-первых, компании часто заключают договор на срок, который значительно меньше, чем срок амортизации имущества. Во-вторых, не указывают, на чьем балансе учитывается предмет лизинга.

Налоговые льготы. Компания создает схему, чтобы воспользоваться налоговыми льготами или пониженными ставками.

Пример 

В группе компаний создали новую организацию – резидента особой экономической зоны, которая применяет нулевую ставку по налогу на прибыль. На эту организацию оформили основные средства. Затем она передала основные средства в аренду по цене выше рыночной той компании, которая использует их для производства. В итоге производственная компания завышает расходы на аренду. Следовательно, она занижает сумму налога на прибыль. При этом организация-арендодатель налог с доходов по договору аренды не платит. Налоговики доказали в суде, что это схема (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2015 № Ф07-3426/2015).

Расходы на командировку. Инспекторы нередко снимают затраты на командировки, ссылаясь на отсутствие доказательств производственной направленности поездок. Особенно если работник встречался с представителями организации, договор с которой так и не подписали. Или договор заключили еще до поездки.

Чтобы обосновать налоговикам расходы, нужны подтверждающие документы. Прежде всего, приказ о командировке, а также авансовый отчет. Нужно приложить к нему проездные документы и документы, подтверждающие оплату проезда и проживания.

С 8 января 2015 года компании, направляя сотрудника в служебную поездку, не должны оформлять командировочное удостоверение и служебное задание. Теперь срок пребывания работника в командировке определяется по проездным билетам. А иногда потребуются еще служебная записка, путевые листы, квитанции, счета и чеки на бензин (п. 3, 7, 19, 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749).

Во-вторых, нужно документально зафиксировать цель служебной поездки и ее результат. Если после поездки был заключен договор, нужно приложить его копию к командировочным документам. Если же нет, следует попросить сотрудника написать отчет о результатах командировки.

Компании могут использовать для составления приказа унифицированную форму № Т-9. Этот бланк можно доработать: убрать лишнюю информацию, дополнить важными сведениями. Например, в приказе лучше подробно описать, с какой целью сотрудник отправляется в поездку. А не просто ограничиться общей фразой «посещение организации…». Ведь несмотря на то, что служебное задание составлять больше не надо, письменное обоснование командировочных расходов пригодится на случай проверки.

Затраты на маркетинг и консалтинг. Эти расходы налоговики также тщательно проверяют. Они часто обвиняют компанию в том, что затраты фиктивны.

Инспекторы выясняют, не является ли контрагент, который оказывает данные услуги, однодневкой. Они проверяют, сдает ли контрагент отчетность, не находится ли по адресу массовой регистрации. Если налоговикам удается найти признаки однодневки, они снимут данные затраты.

Чтобы обосновать консультационные и маркетинговые расходы, необходимы договор, акт оказанных услуг, счет-фактура. При этом в договоре нужно четко сформулировать цели и прописать конкретные направления исследования. Например, анализ региональных рынков или определение типа потенциальных потребителей.

Кроме того, для обоснования потраченных сумм лучше составить отчет о проведенных исследованиях. Результаты могут быть представлены в форме текста, схем, графиков, таблиц и т. д.

Как показывает арбитражная практика, одного документального оформления затрат недостаточно. Судьи оценивают также связь произведенных расходов с деятельностью либо с результатами деятельности фирмы. Например, если ваша организация занимается продажей косметики, проведение маркетингового исследования рынка автомобилей обосновать будет непросто.

Образец аналитической справки о маркетинговом исследовании приведен ниже.

Расходы на модернизацию под видом ремонта. Если компания списывает как ремонтные расходы на модернизацию оборудования, это позволяет существенно сэкономить на налоге на прибыль. Дело в том, что затраты на ремонт в соответствии с пунктом 1 статьи 260 НК включаются в состав прочих расходов и списываются в том периоде, когда они произведены. А вот понесенные затраты на модернизацию, как следует из пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса, увеличивают стоимость основного средства.

В то же время в законодательстве нет четкого определения ремонта и модернизации. Поэтому компании стремятся списать максимум на ремонт, а инспекторы – придраться к этим расходам. Вот случаи, когда налоговики могут переквалифицировать ремонт в модернизацию.

1. В документе проведенные работы прямо названы модернизацией или реконструкцией.

2. В процессе работ объект оборудуется дополнительными компонентами или деталями.

3. У объекта по завершении работ увеличивается срок полезного использования.

Одним из первичных документов, который подтверждает, что организация проводит именно ремонт, могут быть дефектная ведомость или акт (см. образец ниже).

Это необязательный документ. Но поскольку в нем указывается факт неисправности основного средства, подтвержденный соответствующими специалистами, такая бумага будет дополнительно свидетельствовать о том, что организация правомерно списала затраты именно как ремонт. Еще более весомым аргументом будет являться заключение о поломке, которое составил независимый эксперт.

Вместо прямых расходов – косвенные. Расходы, которые непосредственно связаны с производством продукции, являются прямыми. Их надо признавать в налоговом учете по мере реализации продукции (п. 1 ст. 318 НК). Это, в частности, зарплата производственных рабочих, сырье и основные материалы. А в торговых компаниях – затраты на покупку товаров, предназначенных для перепродажи (ст. 320 НК).

Все остальные расходы можно учесть как косвенные. Например, это могут быть арендные платежи, зарплата управленческого персонала и т. д.

Такие затраты признают единовременно в периоде, к которому они относятся (п. 2 ст. 318 НК).

Чтобы признать больше расходов, некоторые бухгалтеры учитывают прямые затраты в косвенных. Но это рискованно. Налоговики требуют, чтобы деление затрат на эти группы было обоснованным. Иначе пересчитывают налог на прибыль, начисляют штраф и пени.

Судьи соглашаются с инспекторами (определение ВАС от 23.07.2014 № ВАС-9445/14). Кроме того, ИФНС может обвинить компанию в грубом нарушении правил учета доходов и расходов. Штраф за такое нарушение составляет 20 процентов от неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК). Или директора могут оштрафовать за искажение бухгалтерской отчетности на сумму до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП).

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.