ѕлатить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложени€. —делать такой выбор вправе не все. ƒа и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные услови€. –азобратьс€ во всех требовани€х и ограничени€х, чтобы не потер€ть право на выгодный спецрежим, поможет эта рекомендаци€.

¬озможность примен€ть упрощенку зависит от двух факторов. ѕервый†Ц это характер де€тельности. ј второй†Ц стоимостные и количественные показатели организации или предпринимател€. ѕолный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастс€, приведен в таблице.

’арактер де€тельности

Ќекоторым организаци€м и предпринимател€м пр€мо запрещено примен€ть упрощенку. Ќапример, когда их де€тельность св€зана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

ѕраво примен€ть упрощенку зависит:

  • от характера де€тельности организации;
  • от стоимостных и количественных показателей ее де€тельности.

ѕолный перечень организаций, которым в соответствии с требовани€ми главы 26.2 Ќалогового кодекса†–‘ запрещено примен€ть упрощенку, приведен в таблице.

Ќе вправе примен€ть упрощенку казенные и бюджетные учреждени€ (подп.†17 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

Ќа автономные учреждени€ такое ограничение не распростран€етс€.  роме того, автономные учреждени€, созданные путем изменени€ типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основани€х: с начала следующего календарного года после преобразовани€. ќб этом сказано в письмах ћинфина –оссии от 7†окт€бр€ 2011†г. є†03-11-06/2/140, от 22†но€бр€ 2010†г. є†03-11-06/2/178.

—итуаци€:можно ли примен€ть упрощенку, если у организации (автономного учреждени€) есть обособленные подразделени€

ƒа, можно. Ќо только если обособленные подразделени€ не €вл€ютс€ филиалами. Ќаличие представительств применению упрощенки не преп€тствует.

Ќалоговый кодекс†пр€мо запрещает примен€ть упрощенку организаци€м (автономным учреждени€м), у которых есть филиалы. ѕри этом запрета вообще дл€ всех, у кого есть обособленные подразделени€, нет (подп.†1 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

ѕон€тие Ђобособленное подразделениеї включает в себ€ пон€тие Ђфилиалї. Ќо филиалами состав обособленных подразделений не ограничиваетс€. ” организации могут быть и другие обособленные подразделени€: представительства, дополнительные офисы, склады и т.†д.

ј как отличить филиал от других обособленных подразделений? ¬о-первых, сведени€ о филиалах об€зательно занос€т в ≈√–ёЋ. ѕрочие обособленные подразделени€ в реестр не записывают. ќднако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделени€.

¬о-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. ≈сли записи о том, что создан филиал, нет, то признать подразделение таковым нельз€.

¬-третьих, дл€ подразделений четко определено, какой функционал они могут выполн€ть. “ак, филиал открывают, когда хот€т предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждени€. ќстальные подразделени€ надел€ют другим более Ђузкимї функционалом.

¬се это следует из статьи†11, п.†1,†4†статьи†83 и пункта†2 статьи†346.12 Ќалогового кодекса†–‘, статьи†55 √ражданского кодекса†–‘.

јналогична€ точка зрени€ выражена и в письмах ћинфина –оссии от 29†июн€ 2009†г. є†03-11-06/3/173, от 23†€нвар€ 2006†г. є†03-01-10/1-14. ¬ насто€щее врем€ этими письмами можно руководствоватьс€ в части, не противоречащей подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 Ќалогового кодекса†–‘.

”слови€ применени€ ”—Ќ

 акие услови€ применени€ ”—Ќ

ѕо общему правилу примен€ть упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничени€:

Ќазванные услови€ должны соблюдать как те, кто уже примен€ет упрощенку, так и те, кто только собираетс€ перейти на этот режим (п.†4.1 ст.†346.13, п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

Ћимит дохода дл€ тех, кто хочет перейти на ”—Ќ

 ак определить лимит доходов тем, кто хочет начать примен€ть ”—Ќ

–азмер доходов, которые позвол€т перейти на упрощенку со следующего года, организации определ€ют за дев€ть мес€цев текущего года. “о есть, чтобы перейти на ”—Ќ с 2018 года, фактическа€ сумма доходов организации за дев€ть мес€цев 2017 года не должна быть больше 112†500†000†руб. Ёто окончательна€ величина. »ндексировать ее на коэффициент-дефл€тор не нужно, так как действие абзаца†2 пункта†2 статьи†346.12 Ќалогового кодекса†–‘ приостановлено до 1†€нвар€ 2020 года (п.†4 ст.†5 «акона от 3†июл€ 2016†є†243-‘«).

¬ расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом Ќƒ— и акцизов. “акие правила установлены статьей 248 и пунктом†2 статьи†346.12 Ќалогового кодекса†–‘.

≈сли примен€ете общую систему налогообложени€ и платите ≈Ќ¬ƒ, то доходы, полученные от вмененной де€тельности, в расчет не включайте. ѕри расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. ѕричем в состав этих доходов не включайте суммы прибыли контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль рассчитывают по специальным ставкам (п.†4 ст.†346.12, подп.†2 п.†1.1 ст.†346.15 Ќ †–‘).

¬новь созданные организации и впервые зарегистрированные предприниматели при определенных услови€х вправе примен€ть упрощенку с даты постановки на налоговый учет (п.†2 ст.†346.13 Ќ †–‘). ѕоскольку до регистрации такие организации (предприниматели) никакой де€тельности не вели, ограничение по предельной величине доходов на них не распростран€етс€.

Ќа действующих предпринимателей ограничение по лимиту доходов при переходе на упрощенку тоже не распростран€етс€. ќднако после перехода на спецрежим контролировать предельный размер доходов им придетс€ так же, как и организаци€м. ≈сли в течение года доходы предпринимател€ превыс€т 150†млн†руб., он нарушит услови€ спецрежима. ј значит, придетс€ отказатьс€ от упрощенки с начала квартала, в котором допущено такое нарушение. Ёто следует из положений пункта 2 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Ќалогового кодекса†–‘. “акие же разъ€снени€ есть в письме ћинфина –оссии†от 1†марта 2013 є†03-11-09/6114.

јвтономные учреждени€ при расчете лимита в состав доходов не включают субсидии, полученные ими на выполнение государственного (муниципального) задани€ (подп.†1 п.†1.1 ст.†346.15, абз.†3 подп.†14 п.†1 ст.†251 Ќ †–‘).

ѕример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку, дл€ автономных учреждений

¬ рамках принос€щей доход де€тельности автономное учреждение Ђјльфаї занимаетс€ пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. ¬ отношении розничной торговли Ђјльфаї примен€ет ≈Ќ¬ƒ. — оптовых операций автономное учреждение платит налоги по общей системе налогообложени€.

—умма субсидий, выделенных учреждению из бюджета на выполнение государственного задани€, составл€ет 84†000†000†руб.

— 1†€нвар€ 2018†года Ђјльфаї планирует перейти на упрощенку. ѕо данным налогового учета за дев€ть мес€цев 2017†года выручка от реализации составила:

  • оптова€ торговл€†Ц 9†000†000†руб. (без Ќƒ—);
  • рознична€ торговл€†Ц 3†000†000†руб.

—умма внереализационных доходов, полученных учреждением за дев€ть мес€цев 2017†года, составл€ет 1†000†000†руб.

ќбща€ сумма доходов, которые учитываютс€ при определении лимита дл€ перехода на упрощенку с 1†€нвар€ 2018†года, равна:
9†000†000†руб.†+ 1†000†000†руб.†= 10†000†000†руб.

Ёта величина не превышает предельного показател€:
10†000†000†руб. < 112†500†000†руб.

ѕри соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств Ђјльфаї вправе перейти на упрощенку с 1†€нвар€ 2018†года.

ѕример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку

ќќќ Ђјльфаї занимаетс€ оптовой и розничной торговлей. ¬ отношении розничной торговли организаци€ примен€ет ≈Ќ¬ƒ. — оптовых операций организаци€ платит налоги по общей системе налогообложени€.

— 1†€нвар€ 2018†года Ђјльфаї планирует перейти на упрощенку. ѕо данным налогового учета, за дев€ть мес€цев 2017†года выручка от реализации составила:

  • оптова€ торговл€†Ц 22†000†000†руб. (без Ќƒ—);
  • рознична€ торговл€†Ц 5†000†000†руб.

—умма внереализационных доходов, полученных организацией за дев€ть мес€цев 2017†года, составл€ет 1†000†000†руб.

ќбща€ сумма доходов, которые учитываютс€ при определении лимита дл€ перехода на упрощенку с 1†€нвар€ 2018†года, равна:
22†000†000†руб.†+ 1†000†000†руб.†= 23†000†000†руб.

Ёта величина не превышает предельного показател€:
23†000†000†руб. < 112†500†000†руб.

ѕри соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств Ђјльфаї вправе перейти на упрощенку с 1†€нвар€ 2018†года.

 онтролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже примен€ет упрощенку.

Ћимит дохода дл€ тех, кто уже примен€ет ”—Ќ

 ак определить лимит доходов тем, кто хочет продолжить примен€ть ”—Ќ

Ћимит текущих доходов, превысив который организаци€ тер€ет право на†упрощенку, составл€ет 150†000†000†руб. Ёто окончательна€ величина. »ндексировать ее на коэффициент-дефл€тор не нужно, так как действие абзаца†2 пункта†2 статьи†346.12 Ќалогового кодекса†–‘ приостановлено до 1†€нвар€ 2020 года (п.†4 ст.†5 «акона от 3†июл€ 2016 є†243-‘«).

ƒоходы определ€йте на основании показателей налогового учета. “о есть по данным, отраженным в книге учета доходов и расходов. ѕри расчете суммы предельного дохода учитывайте:

ѕосредники†Ц комиссионеры, агенты, поверенные при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. «аказчики†Ц комитенты и принципалы†Ц включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьша€ ее на суммы посреднических вознаграждений. ќб этом сказано в письме ћинфина –оссии от 7†окт€бр€ 2013†г. є†03-11-06/2/41436.

ќпредел€€ лимит, не нужно учитывать следующие доходы:

“очно так же контролировать предельный размер доходов должны вновь созданные организации (впервые зарегистрированные предприниматели), которые примен€ют упрощенку с даты постановки на налоговый учет. ≈сли продолжительность первого налогового периода у таких плательщиков меньше года (например, если предприниматель впервые зарегистрировалс€ в†апреле), уменьшать предельно допустимую величину доходов пропорционально фактически отработанному времени не нужно. ¬ течение первого года де€тельности они могут примен€ть упрощенку до тех пор, пока объем полученных доходов не превысит сумму 150†000†000†руб. Ёто следует из пункта 2 статьи 346.12, пунктов 2Ц4 статьи 346.13 Ќалогового кодекса†–‘, пункта 4 статьи 5 «акона от 3†июл€ 2016†г. є†243-‘«. јналогичные разъ€снени€ есть в письме ћинфина –оссии от 15†€нвар€ 2007†г. є†03-11-04/2/10.

ѕример, как определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки коммерческой организацией

ќќќ Ђјльфаї занимаетс€ оптовой и розничной торговлей. — розничной торговли Ђјльфаї платит ≈Ќ¬ƒ. ¬ отношении оптовых операций с 1†€нвар€ 2017†года организаци€ примен€ет упрощенку.

«а дев€ть мес€цев 2017†года Ђјльфойї получены следующие доходы:

  • 50†000†000†руб.†Ц выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18†000†000†руб.†Ц выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9†000†000†руб.†Ц внереализационные доходы;
  • 6†000†000†руб.†Ц авансы, полученные в период применени€ общей системы налогообложени€.

—умма доходов, котора€ учитываетс€ дл€ определени€ возможности применени€ упрощенки в IV квартале 2017†года, составл€ет:
50†000†000†руб.†+ 9†000†000†руб.†+ 6†000†000†руб.†= 65†000†000†руб.

Ёта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (150†000†000†руб.). ¬се остальные показатели, вли€ющие на применение упрощенки, Ђјльфойї не нарушены. «начит, организаци€ вправе оставатьс€ на этом спецрежиме.

¬ IV квартале 2017†года доходы составили:

  • 53†000†000†руб.†Ц выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500†000†руб.†Ц выручка от реализации в розничной торговле;
  • 33†000†000†руб.†Ц внереализационные доходы.

ƒоход организации за 2017†год бухгалтер определил так:
65†000†000†руб.†+ 53†000†000†руб.†+ 33†000†000†руб.†= 151†000†000†руб.

ѕоскольку в IV квартале обща€ сумма доходов нарастающим итогом с начала года превысила предельный уровень (150†000†000†руб.), с 1†окт€бр€ 2017†года организаци€ утратила право на применение упрощенки.

ѕример, как автономному учреждению определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки

¬ рамках принос€щей доход де€тельности автономное учреждение Ђјльфаї занимаетс€ пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. ¬ отношении розничной торговли Ђјльфаї примен€ет ≈Ќ¬ƒ. ¬ отношении оптовых операций с 1†€нвар€ 2017†года автономное учреждение примен€ет упрощенку.

«а дев€ть мес€цев 2017†года Ђјльфаї получила доходы:

  • 30†000†000†руб.†Ц выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18†000†000†руб.†Ц выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9†000†000†руб.†Ц внереализационные доходы;
  • 6†000†000†руб.†Ц авансы, полученные в период применени€ общей системы налогообложени€.

—умма субсидий, полученных на выполнение госзадани€, составл€ет 80†000†000†руб.

—умма доходов, котора€ учитываетс€ дл€ определени€ возможности применени€ упрощенки в IV квартале 2017†года, составл€ет:
50†000†000†руб.†+ 9†000†000†руб.†+ 6†000†000†руб.†= 65†000†000†руб.

Ёта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (150†000†000†руб.). ¬се остальные показатели, вли€ющие на применение упрощенки, Ђјльфойї не нарушены. «начит, автономное учреждение вправе оставатьс€ на этом спецрежиме.

¬ IV квартале 2017†года доходы составили:

  • 53†000†000†руб.†Ц выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500†000†руб.†Ц выручка от реализации в розничной торговле;
  • 33†000†000†руб.†Ц внереализационные доходы.

ƒоход учреждени€ за 2017†год бухгалтер определил так:
65†000†000†руб.†+ 53†000†000†руб.†+ 33†000†000†руб.†= 151†000†000†руб.

ѕоскольку в IV квартале обща€ сумма доходов нарастающим итогом с начала года превысила предельный уровень (150†000†000†руб.), с 1†окт€бр€ 2017†года учреждение утратило право на применение упрощенки.

—итуаци€:можно ли примен€ть упрощенку, если суммарный доход от де€тельности, часть которой переведена на ≈Ќ¬ƒ, превысил предельную величину 150†000†000†руб.

ƒа, можно. √лавное, чтобы предельную величину не превысили доходы, полученные в рамках де€тельности на упрощенке.

¬едь при расчете лимита доходы от де€тельности на ≈Ќ¬ƒ не учитывают. ¬ расчет берут те, что получены от части бизнеса на упрощенке. ѕри этом предельную величину доходов определ€ют в общеустановленном пор€дке.

» вот если доход от де€тельности на упрощенке превысит установленный предел, тогда придетс€ перейти на общий режим. ¬ 2017 году предельна€ величина доходов дл€ тех, кто уже примен€ет упрощенку, составл€ет 150†000†000†руб.

¬се это следует из пунктов 2, 4 статьи†346.12, пунктов 4, 4.1 статьи 346.13, статей 346.15, 346.17, подпунктов†1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Ќалогового кодекса†–‘, пункта 4 статьи 5 «акона от 3†июл€ 2016†г. є†243-‘«.

ѕример, как определить предельную величину доходов, при превышении которой организаци€ тер€ет право на применение упрощенки. ќрганизаци€ примен€ет ”—Ќ и ≈Ќ¬ƒ по одному виду де€тельности

ќрганизаци€ Ђјльфаї оказывает услуги общепита в двух кафе. ѕлощадь залов обслуживани€ посетителей: в кафе є†1†Ц 70†кв.†м, в кафе є†2†Ц 200†кв.†м.

¬ отношении де€тельности кафе є†1 организаци€ примен€ет ≈Ќ¬ƒ, в отношении де€тельности кафе є†2†Ц ”—Ќ.

ƒоходы от де€тельности по оказанию услуг общепита за дев€ть мес€цев текущего года составили:
Ц кафе є†1†Ц 70†000†000†руб.;
Ц кафе є†2†Ц 100†000†000†руб.

¬ целом доход от де€тельности по оказанию услуг общепита составил 170†000†000†руб. Ёто больше, чем 150†000†000†руб. ќднако дл€ целей проверки правомерности применени€ ”—Ќ данное превышение значени€ не имеет.

¬ расчет предельной величины, при превышении которой организаци€ тер€ет право на применение упрощенки, бухгалтер включил только доходы от де€тельности кафе є†2 в сумме 100†000†000†руб. “о есть доходы, полученные в рамках той части услуг общепита, в отношении которой Ђјльфаї примен€ет ”—Ќ.

“ак как доходы кафе є†2 не превышают 150†000†000†руб., организаци€ может продолжать примен€ть упрощенку по этой части своего бизнеса.

—итуаци€:нужно ли учитывать доходы присоединенной организации, подсчитыва€ лимит дл€ подтверждени€ права примен€ть ”—Ќ после реорганизации

ƒа, нужно.

ƒело в том, что доходы присоединенной организации после реорганизации станов€тс€ доходами реорганизованной компании. Ќовое юридическое лицо при этом не образуетс€. ѕрисоединенна€ организаци€ прекращает свою де€тельность, а ее права и об€занности переход€т к реорганизованной. Ёто следует из пункта 4 статьи 57 и пункта 2 статьи 58 √ражданского кодекса†–‘.

≈сли с учетом доходов присоединенной организации обща€ их сумма с начала года будет больше действующего лимита†Ц в 2017 году это 150 000 000†руб., то от ”—Ќ придетс€ отказатьс€. ѕерейти на другой режим налогообложени€ така€ организаци€ должна будет с начала квартала, в котором завершилась реорганизаци€. Ёто следует из пункта 2 статьи†346.12, пунктов 4, 4.1 статьи 346.13 Ќалогового кодекса†–‘, пункта 4 статьи 5 «акона от 3†июл€ 2016†г. є†243-‘« и подтверждаетс€ письмами ћинфина –оссии от 16†июн€ 2009†г. є†03-11-06/2/104, от 7†сент€бр€ 2005†г. є†03-11-04/2/70.

–еорганизацию считают завершенной в момент, когда в ≈√–ёЋ внесена запись о том, что присоединенна€ организаци€ прекратила свою де€тельность (абз.†2 п.†4 ст.†57 √ †–‘).

ѕример расчета показателей дл€ применени€ ”—Ќ после реорганизации в форме присоединени€

¬ ќќќ Ђјльфаї прошла реорганизаци€ в форме присоединени€.   организации присоединилось ќќќ Ђ“оргова€ фирма "√ермес"ї. ќбе организации до реорганизации примен€ли ”—Ќ. ƒо реорганизации (на момент присоединени€) у организаций были следующие показатели:

ѕоказателиќќќ†Ђјльфаїќќќ†Ђ“оргова€†фирма†"√ермес"ї
ƒоходы,†руб.100†700†00050†300†000
—редн€€†численность†сотрудников, чел.2411
ќстаточна€ стоимость ќ—,†руб.43†500†00032†100†000

20†окт€бр€ в ≈√–ёЋ внесена запись о том, что ќќќ Ђ“оргова€ фирма "√ермес"ї прекратило свою де€тельность. ѕо состо€нию на 20†окт€бр€ доходы Ђјльфыї с учетом доходов Ђ√ермесаї, полученных до реорганизации, составили 151†000†000†руб. (100†700†000†руб.†+ 50 300 000†руб.). ѕоскольку эта сумма превышает установленную предельную величину, с 1†окт€бр€ Ђјльфаї тер€ет право на применение ”—Ќ.

„исленность сотрудников

 ак рассчитать численность сотрудников в цел€х применени€ ”—Ќ

ѕримен€ть упрощенный режим налогообложени€ можно, только когда средн€€ численность сотрудников не превышает 100†человек. ƒл€ тех, кто собираетс€ перейти на упрощенку, численность определ€ют за дев€ть мес€цев года, предшествующих переходу. ƒл€ тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно провер€ть за каждый налоговый (отчетный) период. “о есть не реже чем раз в квартал (подп.†15 п.†3 ст.†346.†12, п.†1 ст.†346.13 Ќ †–‘).

—реднюю численность сотрудников определ€йте, руководству€сь указани€ми по заполнению формы є†ѕ-4, утвержденными приказом –осстата от 26†окт€бр€ 2015†є†498 (введен в действие приказом –осстата от 27†окт€бр€ 2016†є†686).

¬ среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполн€вших работы по договорам гражданско-правового характера.

ѕри расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо ћинфина –оссии от 16†августа 2007†г. є†03-11-04/2/199).

ѕоказатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. ƒл€ малых предпри€тий это форма ѕћ, Ђ—ведени€ об основных показател€х де€тельности малого предпри€ти€ї.

ƒругие организации (за исключением малых предпри€тий) сдают форму є†ѕ-4 Ђ—ведени€ о численности и заработной плате работниковї.

”читывайте среднюю численность сотрудников по всему учреждению, по видам де€тельности не распредел€йте (письмо ћинфина –оссии от 7†декабр€ 2016 є†03-11-06/2/72772).

¬ среднюю численность включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполн€вших работы по договорам гражданско-правового характера.

ѕри расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо ћинфина –оссии от 16†августа 2007†г. є†03-11-04/2/199).

ѕоказатель средней численности автономное учреждение может вз€ть из самой формы статистической отчетности є†ѕ-4, которую сдает в органы статистики.

ќстаточна€ стоимость основных средств

 ак рассчитать стоимость основных средств в цел€х применени€ ”—Ќ

ѕо общему правилу остаточна€ стоимость основных средств дл€ применени€ упрощенки не может превышать 150†000†000†руб. (подп.†16 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

„тобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждени€) признаютс€ амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Ќалогового кодекса†–‘;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп.†16 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

јвтономные учреждени€ при расчете остаточной стоимости основных средств (в цел€х применени€ ограничени€, предусмотренного подп.†16 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘) не учитывают:

  • основные средства, полученные от собственника в оперативное управление дл€ осуществлени€ уставной де€тельности;
  • основные средства, полученные в качестве целевых поступлений и используемые дл€ осуществлени€ некоммерческой де€тельности;
  • основные средства, приобретенные (созданные) за счет средств целевого финансировани€ (в т.†ч.†субсидий).

ƒаже если остаточна€ стоимость таких основных средств превысит 150†000†000†руб., автономное учреждение все равно вправе примен€ть упрощенку.

“акой пор€док следует из положений подпункта†16 пункта 3 статьи 346.12, статьи 256 Ќалогового кодекса†–‘, писем ћинфина –оссии от 6†июл€ 2016 є†03-11-10/39450, от 22†€нвар€ 2016†є†03-11-06/2/2393, ‘Ќ— –оссии от 18†июл€ 2011†є†≈ƒ-4-3/11562.

≈сли только планируете перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1†окт€бр€ года, в котором решили подать уведомление о переходе на спецрежим (п.†1 ст.†346.13 Ќ †–‘).

≈сли уже примен€ете упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п.†4, 4.1 ст.†346.13 Ќ †–‘).

¬ажно: малым предпри€ти€м, которые примен€ют упрощенные способы ведени€ бухучета, разрешено начисл€ть амортизацию основных средств один раз в год 31†декабр€ (п.†19 ѕЅ”†6/01). »спользование такого способа может помешать переходу на упрощенку. ≈сли организаци€ откажетс€ от поквартального или помес€чного начислени€ амортизации, остаточна€ стоимость основных средств на 1†окт€бр€ будет завышенной. » если она превысит 150†000†000†руб., примен€ть упрощенку со следующего года организаци€ не сможет.

ѕравила бухучета основных средств используйте лишь дл€ проверки права перехода на упрощенку (применени€ упрощенки). ѕосле перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п.†2.1 ст.†346.25 Ќ †–‘).

ѕример, как определить стоимость основных средств, ограничивающую переход на упрощенку

ќрганизаци€ занимаетс€ оптовой торговлей. — 1†€нвар€ 2018†года планирует перейти на упрощенку.

ѕо данным бухучета остаточна€ стоимость основных средств составл€ет 150†580†000†руб., в том числе:

  • технологического оборудовани€†Ц 69†600†000†руб.;
  • зданий†Ц 80†300†000†руб.;
  • объектов внешнего благоустройства†Ц 680†000†руб.

ќстаточна€ стоимость основных средств, рассчитанна€ по данным налогового учета, составила 138†900†000†руб., в том числе:

  • технологического оборудовани€†Ц 58†600†000†руб.;
  • зданий†Ц 80†300†000†руб.

ќбъекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируютс€, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, св€занных с применением упрощенки, не нужно (подп.†4 п.†2 ст.†256 Ќ †–‘).

ƒл€ определени€ лимита, позвол€ющего перейти на упрощенку с 1†€нвар€ 2018†года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисл€етс€ амортизаци€ (технологического оборудовани€ и зданий):

69†600†000†руб.†+ 80†300†000†руб.†= 149†900†000†руб.

ѕоскольку этот показатель меньше 150†000†000†руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организаци€ вправе перейти на этот спецрежим с 1†€нвар€ 2018†года.

Ћимит по стоимости основных средств дл€ предпринимателей

¬ отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. ќднако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости имущества придетс€, как и всем остальным.

ƒело в том, что ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только дл€ организаций, которые хот€т перейти на упрощенку. —ледовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитыва€ это ограничение. ј вот дл€ тех, кто уже примен€ет спецрежим, ограничение общее: и дл€ организаций, и дл€ предпринимателей. “аким образом, предприниматель, у которого в периоде применени€ упрощенки остаточна€ стоимость основных средств превысит 150†млн†руб., нарушит условие применени€ спецрежима. ј значит, ему придетс€ отказатьс€ от упрощенки с начала квартала, в котором допущено такое нарушение.

Ёто следует из положений пункта†1 и подпункта†16 пункта†3 статьи 346.12, пунктов†4, 4.1 статьи†346.13 Ќалогового кодекса†–‘ и писем ћинфина –оссии от 20†€нвар€ 2016†г. є†03-11-11/1656, от 18†€нвар€ 2013†г. є†03-11-11/9.

Ќарушение условий применени€ ”—Ќ

ѕри нарушении хот€ бы одного из условий применени€ упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоватьс€ спецрежимом.

≈сли эти услови€ не соблюдаютс€ в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушени€ будут устранены.

¬ частности, коммерческа€ организаци€ может перейти на упрощенку, если:

  • средн€€ численность сотрудников за дев€ть мес€цев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1†€нвар€ следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо ћинфина –оссии от 25†но€бр€ 2009†г. є†03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомлени€ о переходе на упрощенку дол€ участи€ других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1†€нвар€ года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменени€ и размер доли стал удовлетвор€ть установленным требовани€м (письма ћинфина –оссии от 25†декабр€ 2015†г. є†03-11-06/2/76441, от 29†€нвар€ 2010†г. є†03-11-06/2/10);
  • на 1†окт€бр€ 2017 года остаточна€ стоимость основных средств больше 150 млн†руб., но к 1†€нвар€ 2018 года этот показатель соответствует установленному лимиту (150 млн†руб. или меньше) (письмо ‘Ќ— –оссии от 29†но€бр€ 2016 є†—ƒ-4-3/22669).