Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, чтобы не потерять право на выгодный спецрежим, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.

Характер деятельности

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

Право применять упрощенку зависит:

  • от характера деятельности организации;
  • от стоимостных и количественных показателей ее деятельности.

Полный перечень организаций, которым в соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса РФ запрещено применять упрощенку, приведен в таблице.

Не вправе применять упрощенку казенные и бюджетные учреждения (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

На автономные учреждения такое ограничение не распространяется. Кроме того, автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178.

Ситуация:  можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения

Да, можно. Но только если обособленные подразделения не являются филиалами. Наличие представительств применению упрощенки не препятствует.

Налоговый кодекс прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть филиалы. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» включает в себя понятие «филиал». Но филиалами состав обособленных подразделений не ограничивается. У организации могут быть и другие обособленные подразделения: представительства, дополнительные офисы, склады и т. д.

А как отличить филиал от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.

Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал, нет, то признать подразделение таковым нельзя.

В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.

Все это следует из статьи 11, п. 14 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14. В настоящее время этими письмами можно руководствоваться в части, не противоречащей подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Условия применения УСН

Какие условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Как определить лимит доходов тем, кто хочет начать применять УСН

Размер доходов, которые позволят перейти на упрощенку со следующего года, организации определяют за девять месяцев текущего года. То есть, чтобы перейти на УСН с 2018 года, фактическая сумма доходов организации за девять месяцев 2017 года не должна быть больше 112 500 000 руб. Это окончательная величина. Индексировать ее на коэффициент-дефлятор не нужно, так как действие абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ приостановлено до 1 января 2020 года (п. 4 ст. 5 Закона от 3 июля 2016 № 243-ФЗ).

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы прибыли контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль рассчитывают по специальным ставкам (п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Вновь созданные организации и впервые зарегистрированные предприниматели при определенных условиях вправе применять упрощенку с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку до регистрации такие организации (предприниматели) никакой деятельности не вели, ограничение по предельной величине доходов на них не распространяется.

На действующих предпринимателей ограничение по лимиту доходов при переходе на упрощенку тоже не распространяется. Однако после перехода на спецрежим контролировать предельный размер доходов им придется так же, как и организациям. Если в течение года доходы предпринимателя превысят 150 млн руб., он нарушит условия спецрежима. А значит, придется отказаться от упрощенки с начала квартала, в котором допущено такое нарушение. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Такие же разъяснения есть в письме Минфина России от 1 марта 2013 № 03-11-09/6114.

Автономные учреждения при расчете лимита в состав доходов не включают субсидии, полученные ими на выполнение государственного (муниципального) задания (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку, для автономных учреждений

В рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение «Альфа» занимается пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. В отношении розничной торговли «Альфа» применяет ЕНВД. С оптовых операций автономное учреждение платит налоги по общей системе налогообложения.

Сумма субсидий, выделенных учреждению из бюджета на выполнение государственного задания, составляет 84 000 000 руб.

С 1 января 2018 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета за девять месяцев 2017 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 9 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 3 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных учреждением за девять месяцев 2017 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2018 года, равна:
9 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 10 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
10 000 000 руб. < 112 500 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2018 года.

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2018 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2017 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2017 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2018 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 112 500 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2018 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.

Лимит дохода для тех, кто уже применяет УСН

Как определить лимит доходов тем, кто хочет продолжить применять УСН

Лимит текущих доходов, превысив который организация теряет право на упрощенку, составляет 150 000 000 руб. Это окончательная величина. Индексировать ее на коэффициент-дефлятор не нужно, так как действие абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ приостановлено до 1 января 2020 года (п. 4 ст. 5 Закона от 3 июля 2016 № 243-ФЗ).

Доходы определяйте на основании показателей налогового учета. То есть по данным, отраженным в книге учета доходов и расходов. При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

Посредники – комиссионеры, агенты, поверенные при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики – комитенты и принципалы – включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

Определяя лимит, не нужно учитывать следующие доходы:

Точно так же контролировать предельный размер доходов должны вновь созданные организации (впервые зарегистрированные предприниматели), которые применяют упрощенку с даты постановки на налоговый учет. Если продолжительность первого налогового периода у таких плательщиков меньше года (например, если предприниматель впервые зарегистрировался в апреле), уменьшать предельно допустимую величину доходов пропорционально фактически отработанному времени не нужно. В течение первого года деятельности они могут применять упрощенку до тех пор, пока объем полученных доходов не превысит сумму 150 000 000 руб. Это следует из пункта 2 статьи 346.12, пунктов 2–4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 5 Закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ. Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 15 января 2007 г. № 03-11-04/2/10.

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки коммерческой организацией

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2017 года организация применяет упрощенку.

За девять месяцев 2017 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 50 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2017 года, составляет:
50 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 65 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (150 000 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2017 года доходы составили:

  • 53 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 33 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход организации за 2017 год бухгалтер определил так:
65 000 000 руб. + 53 000 000 руб. + 33 000 000 руб. = 151 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов нарастающим итогом с начала года превысила предельный уровень (150 000 000 руб.), с 1 октября 2017 года организация утратила право на применение упрощенки.

Пример, как автономному учреждению определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки

В рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение «Альфа» занимается пошивом спецодежды, которую реализует оптом и в розницу. В отношении розничной торговли «Альфа» применяет ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2017 года автономное учреждение применяет упрощенку.

За девять месяцев 2017 года «Альфа» получила доходы:

  • 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма субсидий, полученных на выполнение госзадания, составляет 80 000 000 руб.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2017 года, составляет:
50 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 65 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (150 000 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, автономное учреждение вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2017 года доходы составили:

  • 53 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 33 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход учреждения за 2017 год бухгалтер определил так:
65 000 000 руб. + 53 000 000 руб. + 33 000 000 руб. = 151 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов нарастающим итогом с начала года превысила предельный уровень (150 000 000 руб.), с 1 октября 2017 года учреждение утратило право на применение упрощенки.

Ситуация:  можно ли применять упрощенку, если суммарный доход от деятельности, часть которой переведена на ЕНВД, превысил предельную величину 150 000 000 руб.

Да, можно. Главное, чтобы предельную величину не превысили доходы, полученные в рамках деятельности на упрощенке.

Ведь при расчете лимита доходы от деятельности на ЕНВД не учитывают. В расчет берут те, что получены от части бизнеса на упрощенке. При этом предельную величину доходов определяют в общеустановленном порядке.

И вот если доход от деятельности на упрощенке превысит установленный предел, тогда придется перейти на общий режим. В 2017 году предельная величина доходов для тех, кто уже применяет упрощенку, составляет 150 000 000 руб.

Все это следует из пунктов 2, 4 статьи 346.12, пунктов 4, 4.1 статьи 346.13, статей 346.15, 346.17, подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 5 Закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ.

Пример, как определить предельную величину доходов, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки. Организация применяет УСН и ЕНВД по одному виду деятельности

Организация «Альфа» оказывает услуги общепита в двух кафе. Площадь залов обслуживания посетителей: в кафе № 1 – 70 кв. м, в кафе № 2 – 200 кв. м.

В отношении деятельности кафе № 1 организация применяет ЕНВД, в отношении деятельности кафе № 2 – УСН.

Доходы от деятельности по оказанию услуг общепита за девять месяцев текущего года составили:
– кафе № 1 – 70 000 000 руб.;
– кафе № 2 – 100 000 000 руб.

В целом доход от деятельности по оказанию услуг общепита составил 170 000 000 руб. Это больше, чем 150 000 000 руб. Однако для целей проверки правомерности применения УСН данное превышение значения не имеет.

В расчет предельной величины, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки, бухгалтер включил только доходы от деятельности кафе № 2 в сумме 100 000 000 руб. То есть доходы, полученные в рамках той части услуг общепита, в отношении которой «Альфа» применяет УСН.

Так как доходы кафе № 2 не превышают 150 000 000 руб., организация может продолжать применять упрощенку по этой части своего бизнеса.

Ситуация:  нужно ли учитывать доходы присоединенной организации, подсчитывая лимит для подтверждения права применять УСН после реорганизации

Да, нужно.

Дело в том, что доходы присоединенной организации после реорганизации становятся доходами реорганизованной компании. Новое юридическое лицо при этом не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а ее права и обязанности переходят к реорганизованной. Это следует из пункта 4 статьи 57 и пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Если с учетом доходов присоединенной организации общая их сумма с начала года будет больше действующего лимита – в 2017 году это 150 000 000 руб., то от УСН придется отказаться. Перейти на другой режим налогообложения такая организация должна будет с начала квартала, в котором завершилась реорганизация. Это следует из пункта 2 статьи 346.12, пунктов 4, 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 5 Закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-06/2/104, от 7 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/70.

Реорганизацию считают завершенной в момент, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что присоединенная организация прекратила свою деятельность (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Пример расчета показателей для применения УСН после реорганизации в форме присоединения

В ООО «Альфа» прошла реорганизация в форме присоединения. К организации присоединилось ООО «Торговая фирма "Гермес"». Обе организации до реорганизации применяли УСН. До реорганизации (на момент присоединения) у организаций были следующие показатели:

ПоказателиООО «Альфа»ООО «Торговая фирма "Гермес"»
Доходы, руб.100 700 00050 300 000
Средняя численность сотрудников, чел.2411
Остаточная стоимость ОС, руб.43 500 00032 100 000

20 октября в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что ООО «Торговая фирма "Гермес"» прекратило свою деятельность. По состоянию на 20 октября доходы «Альфы» с учетом доходов «Гермеса», полученных до реорганизации, составили 151 000 000 руб. (100 700 000 руб. + 50 300 000 руб.). Поскольку эта сумма превышает установленную предельную величину, с 1 октября «Альфа» теряет право на применение УСН.

Численность сотрудников

Как рассчитать численность сотрудников в целях применения УСН

Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 26 октября 2015 № 498 (введен в действие приказом Росстата от 27 октября 2016 № 686).

В среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».

Учитывайте среднюю численность сотрудников по всему учреждению, по видам деятельности не распределяйте (письмо Минфина России от 7 декабря 2016 № 03-11-06/2/72772).

В среднюю численность включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Показатель средней численности автономное учреждение может взять из самой формы статистической отчетности № П-4, которую сдает в органы статистики.

Остаточная стоимость основных средств

Как рассчитать стоимость основных средств в целях применения УСН

По общему правилу остаточная стоимость основных средств для применения упрощенки не может превышать 150 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Автономные учреждения при расчете остаточной стоимости основных средств (в целях применения ограничения, предусмотренного подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) не учитывают:

  • основные средства, полученные от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности;
  • основные средства, полученные в качестве целевых поступлений и используемые для осуществления некоммерческой деятельности;
  • основные средства, приобретенные (созданные) за счет средств целевого финансирования (в т. ч. субсидий).

Даже если остаточная стоимость таких основных средств превысит 150 000 000 руб., автономное учреждение все равно вправе применять упрощенку.

Такой порядок следует из положений подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12, статьи 256 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 6 июля 2016 № 03-11-10/39450, от 22 января 2016 № 03-11-06/2/2393, ФНС России от 18 июля 2011 № ЕД-4-3/11562.

Если только планируете перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором решили подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Если уже применяете упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Важно: малым предприятиям, которые применяют упрощенные способы ведения бухучета, разрешено начислять амортизацию основных средств один раз в год 31 декабря (п. 19 ПБУ 6/01). Использование такого способа может помешать переходу на упрощенку. Если организация откажется от поквартального или помесячного начисления амортизации, остаточная стоимость основных средств на 1 октября будет завышенной. И если она превысит 150 000 000 руб., применять упрощенку со следующего года организация не сможет.

Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример, как определить стоимость основных средств, ограничивающую переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2018 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 150 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 80 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 138 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 80 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2018 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 80 300 000 руб. = 149 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 150 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2018 года.

Лимит по стоимости основных средств для предпринимателей

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости имущества придется, как и всем остальным.

Дело в том, что ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций, которые хотят перейти на упрощенку. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. А вот для тех, кто уже применяет спецрежим, ограничение общее: и для организаций, и для предпринимателей. Таким образом, предприниматель, у которого в периоде применения упрощенки остаточная стоимость основных средств превысит 150 млн руб., нарушит условие применения спецрежима. А значит, ему придется отказаться от упрощенки с начала квартала, в котором допущено такое нарушение.

Это следует из положений пункта 1 и подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12, пунктов 4, 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 20 января 2016 г. № 03-11-11/1656, от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.

Нарушение условий применения УСН

При нарушении хотя бы одного из условий применения упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоваться спецрежимом.

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.

В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письма Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 03-11-06/2/76441, от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10);
  • на 1 октября 2017 года остаточная стоимость основных средств больше 150 млн руб., но к 1 января 2018 года этот показатель соответствует установленному лимиту (150 млн руб. или меньше) (письмо ФНС России от 29 ноября 2016 № СД-4-3/22669).