Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает (в т. ч. на безвозмездной основе) товары (работы, услуги) у иностранных организаций и предпринимателей, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). Приобретая товары (работы, услуг) у иностранных граждан, не зарегистрированных в России или за рубежом в качестве предпринимателей, российская организация налоговым агентом не признается (письма Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-07-08/350, от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).

НДС по операциям с иностранными контрагентами

Ситуация:  должна ли российская организация удерживать НДС как налоговый агент, приобретая товары (работы, услуги) у иностранного гражданина, который зарегистрирован в качестве предпринимателя за рубежом. Отгрузка товара происходит на территории России

Да, должна.

Данная операция облагается НДС, поскольку реализация товаров (работ, услуг) происходит на территории России. То есть соблюдается одно из правил определения места реализации в целях НДС – они закреплены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ.

А поскольку продавец – иностранное лицо не зарегистрирован в российских налоговых инспекциях, то самостоятельно платить НДС в бюджет он не должен. Вместо него это сделает российский покупатель. Как налоговый агент он должен рассчитать сумму налога, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет. Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

При этом не имеет значения, кто является продавцом: иностранная организация или иностранный гражданин. По общему правилу плательщиками НДС признаются и организации и предприниматели (п. 1 ст. 143 НК РФ). А к иностранным лицам относятся как иностранные организации, так и иностранные граждане (п. 2 ст. 11 НК РФ). Никаких оговорок о том, что иностранные предприниматели освобождены от уплаты НДС, в Налоговом кодексе нет.

Подтверждает такой вывод письмо Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-07-08/181.

Ситуация:  нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту. Иностранная организация (лизингодатель) передает ей (лизингополучателю) в лизинг автомобиль. На налоговом учете в России она не состоит

Нет, не нужно.

Гражданский кодекс РФ определяет, что лизинг является разновидностью аренды (ст. 665–670 ГК РФ).

Услуги по сдаче в аренду автотранспортных средств считаются оказанными на территории России, если арендодатель осуществляет деятельность в России. То есть арендодателем является российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ). Значит, услуги, связанные со сдачей в лизинг автомобилей российской организации (лизингополучателю) иностранной организацией (лизингодателем), не состоящей на налоговом учете в России, считаются оказанными за пределами России.

Поэтому с сумм, перечисляемых иностранной организации за оказание услуг по предоставлению в лизинг автомобилей, НДС не удерживайте.

Ситуация:  нужно ли российской организации удержать НДС. Иностранная организация, не состоящая на учете в России, передает ей в лизинг движимое имущество (за исключением наземных автотранспортных средств)

Да, нужно.

Гражданский кодекс РФ определяет, что лизинг является разновидностью аренды (ст. 665–670 ГК РФ).

Подпункт 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ устанавливает, что местом реализации услуг по сдаче движимого имущества (кроме наземных автотранспортных средств) в аренду является Россия, если арендатором является организация, находящаяся в России. Значит, услуги, связанные со сдачей в лизинг движимого имущества российской организации (лизингополучателю), считаются оказанными на территории России.

При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Поэтому из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Таким образом, с сумм, перечисляемых иностранной организации за оказание услуг, связанных с предоставлением в лизинг движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), нужно удержать НДС и перечислить его в бюджет.

Ситуация:  нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту. Иностранная организация оказывает ей услуги, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ. На налоговом учете в России она не состоит

Нет, не нужно.

Российские организации, приобретающие работы (услуги) у иностранных организаций, обязаны платить НДС в качестве налогового агента только по тем операциям, которые подлежат налогообложению на территории России. Услуги, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ, освобождены от налогообложения. Следовательно, при оказании этих услуг налоговая база по НДС у иностранной организации не формируется. А значит, рассчитывать сумму налога и перечислять ее в бюджет российская организация, приобретающая такие услуги, не должна. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-07-08/240.

Ситуация:  нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту, если она получила денежный заем от иностранной организации и выплачивает ей проценты по займу. Иностранная организация никакой деятельности в России не ведет

Нет, не нужно.

Такой ответ основан на двух нормах налогового законодательства. Во-первых, услуги по предоставлению денежных займов не облагаются НДС. Это следует из положений подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 4 января 2001 г. № 04-03-01/02. Во-вторых, местом реализации услуг по предоставлению займа Россия признается лишь в том случае, если иностранная организация ведет здесь свою деятельность. Это следует из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 15 июля 2004 г. № 03-04-08/44.

Таким образом, выплачивая проценты по займу иностранному партнеру, российская организация не должна удерживать с них НДС и перечислять его в бюджет.

Ситуация:  должен ли арендатор недвижимости в России удержать НДС как налоговый агент. Иностранный арендодатель уступил право требовать арендную плату другой иностранной компании. С ней заключили договор новации обязательств в заемные

Да, нужно. Несмотря на то что денежные займы не облагают НДС, удерживайте налог после того, как подпишете договор новации, из выплат новому кредитору.

Если иностранный арендодатель не состоит в России на налоговом учете, арендатор должен выполнять обязанности налогового агента по НДС. Ведь услуги по аренде иностранная компания оказывает на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Налоговая база по НДС возникает в день реализации услуг на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 161 НК РФ). В зависимости от условий договора таким моментом может быть, например, последний день месяца или квартала, в котором российская компания арендовала недвижимость.

По общему правилу срок уплаты НДС в подобных случаях – это дата, когда российская организация перечисляет арендную плату иностранному контрагенту (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ). Однако в данной ситуации это правило не работает. Ведь арендодатель не дождался денег и уступил право требовать платежи новому кредитору.

После того как арендодатель подписал договор уступки, арендатор стал должником другой организации (ст. 382, 389.1 ГК РФ). Но суть его обязательств не изменилась – он остался должником по договору аренды. Обязательства по этому договору не прекратились. Но сроком уплаты НДС для арендатора становится дата, когда он рассчитается по договору аренды с новым кредитором.

После того как стороны подписали договор новации, обязательства арендатора по плате за аренду прекратились. С этого момента арендатор превратился в заемщика, у него возник долг по договору займа (ст. 414, 818 ГК РФ). Однако новация обязательств не освобождает бывшего арендатора от обязанностей налогового агента и не снимает с него задолженность перед бюджетом, которая сформировалась на дату оказания неоплаченных арендных услуг. Поэтому при каждой выплате денег по договору займа новому кредитору он обязан удерживать НДС и перечислять суммы налога в российский бюджет.

Ситуация:  признается ли организация налоговым агентом по НДС, если она является посредником при реализации в России услуг по поручению иностранной организации и участвует в расчетах

Да, признается.

Российские посредники, участвующие в расчетах, признаются налоговыми агентами по НДС, если они реализуют в России услуги по поручению иностранных организаций. Это следует из положений пункта 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Таким образом, со стоимости информационных услуг, которые были реализованы иностранной организацией через российского посредника, нужно удержать НДС и перечислить его в бюджет.

Ситуация:  нужно ли удержать НДС при оплате услуг иностранного патентного поверенного, с которым российская организация – владелец товарного знака заключила договор на регистрацию товарного знака в иностранном государстве

Нет, не нужно.

В рассматриваемой ситуации деятельность патентного поверенного заключается в оказании патентных услуг и услуг по регистрации товарного знака. Порядок налогообложения таких услуг зависит от места их реализации.

Если товарный знак регистрируется в стране, которая не входит в Таможенный союз, место реализации услуг нужно определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. Услуги, оказываемые патентным поверенным, не подпадают под перечень услуг, поименованных в подпунктах 1–4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Следовательно, территория России местом их реализации не признается (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). А это значит, что объект обложения НДС не возникает (п. 1 ст. 146 НК РФ), и российская организация, приобретающая такие услуги, не должна перечислять НДС в бюджет в качестве налогового агента. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 03-07-08/117.

Если товарный знак регистрируется в стране, которая входит в Таможенный союз, место реализации услуг нужно определять в соответствии с разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. При оказании услуг в Таможенном союзе НДС нужно платить в том государстве, территория которого признается местом реализации этих услуг (п. 28 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Признание места реализации услуг зависит от их квалификации (п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). В этой части нормы протокола идентичны нормам Налогового кодекса РФ. Поэтому, принимая решение о квалификации услуг патентного поверенного, российская сторона может воспользоваться разъяснениями, которые содержатся в письме Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 03-07-08/117. Следуя этим разъяснениям (по аналогии), услуги патентного поверенного можно отнести к услугам, указанным в подпункте 5 пункта 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. А это значит, что Россия местом реализации таких услуг не является, а российская сторона налоговым агентом не признается.

Ситуация:  нужно ли удержать НДС при выплате вознаграждения украинской организации, которая по заказу российской организации организовала конференцию на территории Украины. Украинская организация на налоговом учете в России не состоит

Нет, не нужно.

Объект обложения НДС возникает, если местом реализации работ (услуг) является территория России. Об этом сказано в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в статье 148 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним для работ (услуг), которые не поименованы в подпунктах 1–4.3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, местом реализации признается Россия, если организация выполняет (оказывает) их на территории России.

Услуги по организации конференций в подпунктах 1–4.3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ прямо не поименованы. Поэтому местом реализации таких услуг будет считаться место деятельности продавца. В данном случае им будет территория Украины. Значит, стоимость услуг по организации конференции объектом обложения НДС на территории России признаваться не будет (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Такой вывод сделан в письмах ФНС России от 7 июля 2006 г. № ШТ-6-03/688, от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Ситуация:  является ли российская организация-туроператор налоговым агентом по НДС при приобретении у украинской организации услуг по предоставлению жилья на территории Республики Крым

Да, является.

Ведь услуги по предоставлению жилья украинская организация оказывает фактически на территории России – Крым входит в состав нашей страны с 18 марта 2014 года (ст. 1 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ). А значит, оказание таких услуг признается объектом налогообложения НДС на основании пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Поэтому организация, приобретающая такие услуги, является налоговым агентом.

Ситуация:  должна ли крымская организация удержать НДС с вознаграждения, выплачиваемого украинской организации за оказанные услуги. Услуги оказаны, когда заказчик применял украинское законодательство, а оплачены после перерегистрации по российскому законодательству

Ответ на этот вопрос зависит от того, признается ли местом оказания услуг территория России. И если да, то НДС нужно удерживать. Но для разных видов услуг место реализации определяют по-разному.

В данной ситуации крымская организация – заказчик услуг должна действовать по российским правилам. Ведь налоговую базу для НДС с услуг нужно определять на дату их оплаты исполнителю. А к этому моменту крымская организация уже встала на учет в России. Поэтому применять нужно российское налоговое законодательство (раздел I Положения, утвержденного постановлением Госсовета Республики Крым от 25 июня 2014 г. № 2263-6/14). Тот факт, что услуги были выполнены до ее перерегистрации, значения не имеет.

Условия, при одновременном выполнении которых организация-заказчик должна удержать НДС с вознаграждения исполнителю услуг, прописаны в пунктах 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Вот они:
– организация – покупатель услуг состоит в России на налоговом учете;
– иностранная компания, которая оказывает услуги, не состоит в России на налоговом учете;
– местом реализации услуг признается территория России.

Первые два условия в нашей ситуации выполнены: покупатель (крымская организация) зарегистрирован в России, а исполнитель нет. Остается решить, что считать местом реализации услуг. Если это Россия, то НДС нужно удержать и перечислить в бюджет. А если нет, то и налог удерживать не придется.

Порядок определения места реализации зависит от вида услуг.

Например, если это консультационные услуги, то местом их реализации признается территория России. И значит, при выплате вознаграждения за такие услуги крымская организация должна удержать НДС. А вот местом оказания дизайнерских услуг при прочих равных условиях Россия не признается. Следовательно, при оплате таких услуг удерживать налог не нужно.

Допустим, вы определили, что НДС нужно удержать. В этом случае налоговую базу определите как договорную стоимость услуг, включая НДС. То есть сумму налога нужно вычислить по расчетной ставке – 18/118 (п. 1 ст. 161 НК РФ). Но если условие об удержании НДС в договоре не прописано, применяйте прямую ставку: определяя сумму налога, умножьте договорную стоимость услуг на 18 процентов. Подробнее об этом см. Как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу.

Когда договорная стоимость услуг выражена в иностранной валюте, НДС рассчитайте по тому курсу Банка России, который действовал на дату перечисления вознаграждения исполнителю (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Пример удержания НДС со стоимости услуг, оказанных украинской компанией. Заказчиком услуг является крымская организация. Услуги оказаны до перерегистрации крымской организации, а оплачены после перерегистрации

1 октября 2015 года организация «Альфа», расположенная в Крыму, заключила договор на приобретение консультационных услуг у украинской организации. Исполнитель – украинская организация не состоит в России на налоговом учете.

Сумма вознаграждения по договору составила 1000 долл. США. Условия об удержании НДС в договоре не прописаны.

Услуги были оказаны 1 декабря 2015 года. На дату оказания услуг «Альфа» применяла украинское законодательство.

22 декабря 2015 года «Альфа» прошла перерегистрацию по российскому законодательству.

15 января «Альфа» перечислила исполнителю вознаграждение в размере 1000 долл. США. Условный курс доллара на эту дату составлял 66 руб. В этот же день

бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет НДС в сумме:

1000 USD × 18% × 66 руб. = 11 880 руб.

Ситуация:  нужно ли удержать НДС при выплате вознаграждения иностранной организации, оказавшей услуги, связанные с участием российской организации в зарубежной выставке. Иностранная организация на налоговом учете в России не состоит

Да, нужно, если местом реализации услуг признается территория России. Кроме того, ответ на этот вопрос зависит от целей, которые преследует российская организация, участвующая в зарубежной выставке.

Если участие в выставке направлено на привлечение внимания к самой организации или к товарам, производителем которых она является, то услуги, связанные с проведением выставки, признаются рекламными. Это следует из положений статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ установлено, что Россия является местом реализации рекламных услуг, если покупателем услуг является организация, осуществляющая деятельность в России. Таким образом, если российская организация участвует в зарубежной выставке в рекламных целях, то услуги, оказанные ей иностранной организацией, облагаются НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если услуги, местом реализации которых признается Россия, оказывает иностранная организация, не состоящая в России на налоговом учете, НДС должен рассчитать и уплатить в российский бюджет налоговый агент – заказчик этих услуг. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации услуг с учетом НДС. Если в стоимости услуг сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не учтена, российская организация должна самостоятельно определить налоговую базу по НДС, то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога и перечислить его в бюджет за счет собственных средств. В таком случае сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет, по существу будет являться суммой налога, удержанной из дохода иностранной организации. Такой порядок предусмотрен статьей 161 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47.

Если участие в выставке связано с деятельностью в сфере культуры и искусства, местом реализации услуг, связанных с организацией выставки, является территория ее фактического проведения. В рассматриваемой ситуации это территория иностранного государства, следовательно, местом реализации таких услуг Россия не признается (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Таким образом, обязанности налогового агента по НДС у российской организации, участвующей в подобных выставках, не возникают.

В остальных случаях местом реализации услуг, связанных с участием российской организации в зарубежных выставках, признается территория государства, на которой находится организация, оказывающая эти услуги. То есть территория России местом реализации таких услуг также не признается. Это следует из положений подпункта 5 пункта 1 и пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ, подпункта 5 пункта 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Таким образом, и в этих случаях обязанности налогового агента по НДС у российской организации – участника выставки не возникают.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 июня 2012 г. № 03-07-15/68, от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/56 и ФНС России от 4 сентября 2012 г. № АС-4-3/14723.

Ситуация:  нужно ли российской организации удержать НДС при выплате вознаграждения иностранной организации, которая выполняет пусконаладочные работы на оборудовании, купленном для перепродажи. На налоговом учете в России иностранная организация не состоит

Да, нужно, если оборудование, на котором выполняются пусконаладочные работы, находится в России.

Объект обложения НДС возникает, если местом реализации работ (услуг) является территория России. Об этом сказано в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Россия признается местом реализации работ, связанных с движимым имуществом, если такие объекты расположены на ее территории (подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, если оборудование, на котором выполняются пусконаладочные работы, находится на территории России, то стоимость выполненных иностранной организацией работ облагается НДС. В таком случае при выплате вознаграждения иностранной организации нужно удержать НДС и перечислить его в бюджет.

Если же работы связаны с движимым имуществом, находящимся за границей, то местом их реализации Россия не признается (подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Поэтому, если иностранная организация выполняла пусконаладочные работы оборудования за пределами России, с выплачиваемого вознаграждения НДС удерживать не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 августа 2009 г. № 03-07-08/179.

Ситуация:  признается ли российская организация налоговым агентом по НДС, если она приобретает исключительные права на объект интеллектуальной собственности у иностранной организации по договору об отчуждении исключительных прав

Да, признается. Исключение – операции по приобретению патентов (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы), компьютерных программ, баз данных, топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау). С таких операций платить НДС не надо.

По общему правилу российская организация будет налоговым агентом по НДС, если приобретет товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. Это правило действует, если место реализации товаров (работ, услуг) – территория России, а сама реализация облагается НДС.

Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 статьи 161, статьями 147, 148 Налогового кодекса РФ.

Итак, чтобы установить, должна ли организация исполнять обязанности налогового агента, нужно определить место реализации исключительных прав и проверить, облагается ли эта операция НДС.

Как определить место реализации

Место реализации интеллектуальной собственности определяют по месту деятельности покупателя. В нашем случае покупатель находится в России (абз. 2 и 3 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поэтому и местом реализации патентов (на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижений), лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав будет территория России.

Таким образом, по критерию «место реализации» российская организация, купившая исключительные права на объект интеллектуальной собственности у иностранной организации, признается налоговым агентом по НДС.

Когда реализация исключительных прав НДС не облагается

Есть перечень объектов интеллектуальной собственности, реализация которых не облагается НДС. Этот список приведен в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. И он закрытый. Если приобретают один из тех объектов, которые есть в данном списке, то налоговая база по НДС у иностранной организации не возникает. А значит, рассчитывать сумму налога и перечислять ее в бюджет российская организация не должна.

При этом под реализацией исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и прав на их использование для целей статьи 149 Налогового кодекса РФ подразумевается:

  • продажа исключительных прав по договору об отчуждении исключительного права;
  • передача права использования такой собственности по лицензионному (сублицензионному) договору.

А вот реализация исключительных прав на другие объекты интеллектуальной собственности (например, на товарные знаки, патенты на селекционные достижения и др.), а также прав на их использование не освобождена от НДС. Следовательно, при приобретении таких прав у иностранной компании по договору об отчуждении исключительных прав российская организация обязана исполнить обязанности налогового агента по НДС. А именно рассчитать сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Важно: сделка по реализации объектов интеллектуальной собственности может быть оформлена договорами, которые не соответствуют требованиям части 4 Гражданского кодекса РФ. В этих случаях освобождение от обложения НДС по подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ применить нельзя. Например, при заключении договора подряда на создание объекта интеллектуальной собственности и последующую передачу права пользования на него или при заключении смешанного договора, включающего отдельные элементы лицензионных договоров.

Такие выводы следуют из совокупности норм подпункта 1 пункта 1 статьи 146, подпункта 4 пункта 1 статьи 148, подпункта 26 пункта 2 статьи 149, пунктов 1, 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ, части 4 Гражданского кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 октября 2014 г. № 03-07-03/52967, от 1 апреля 2014 г. № 03-07-14/14317, от 9 декабря 2010 г. № 03-07-11/482, от 21 октября 2008 г. № 03-07-08/240, от 7 мая 2007 г. № 03-07-08/100, ФНС России от 15 июля 2009 г. № 3-1-10/501, УФНС России по г. Москве от 30 марта 2012 г. № 16-15/27670, от 11 августа 2009 г. № 16-15/082625.

Если организация приобретает право на единую технологию (например, лицензию на право использования процесса производства), то для целей обложения НДС результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в ее состав, следует рассматривать отдельно (изобретение, промышленный образец, ноу-хау и др.). То есть по каждому приобретенному праву применять тот порядок налогообложения, который для него предусмотрен.

Ситуация:  нужно ли исполнять обязанности налогового агента по НДС, когда купили право использовать земельный участок у иностранной организации? Контрагент состоит в России на налоговом учете только как владелец банковского счета

Нет, не нужно. Данная операция не облагается НДС, поскольку место реализации – не Россия.

Передача имущественных прав – это услуга. Если место реализации услуг не прописано в подпунктах 1–4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, ориентируйтесь на место деятельности продавца по госрегистрации. В рассматриваемой ситуации иностранная организация на территории России деятельность не ведет. Поэтому местом реализации данной услуги Россия не является и обязанности налогового агента у вас не возникают. При этом не важно, состоит ли иностранный продавец на налоговом учете как владелец банковского счета. Это следует из пункта 1 статьи 146, подпункта 5 пункта 1 статьи 148, пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Аналогичные выводы можно сделать из писем Минфина России от 24 марта 2015 г. № 03-07-14/16117, от 4 июля 2012 г. № 03-07-08/169, от 7 февраля 2013 г. № 03-07-08/2773.

НДС при аренде госимущества

Ситуация:  в каких случаях организация должна выполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного или муниципального имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, когда арендодатель – территориальное подразделение Росимущества.

Если вы арендуете госимущество, возможно несколько ситуаций. Арендодателем может быть Росимущество, унитарное предприятие или учреждение. Еще один вариант – трехсторонний договор. Разберем каждый случай.

Арендодатель – территориальное подразделение Росимущества

Договор аренды заключили с территориальным подразделением Росимущества, региональным комитетом по управлению имуществом или аналогичными структурами местного самоуправления. В этом случае ваша компания, как налоговый агент, должна удержать НДС и перечислить в бюджет. Это указано в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Арендодатель – унитарное предприятие или учреждение, которое не является собственником имущества

Другое дело, если контрагент – унитарное предприятие или учреждение, у которого госимущество в оперативном управлении или хозяйственном ведении. Выполнять обязанности налогового агента арендатор не должен. Всю сумму арендной платы с НДС перечисляйте арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

А если арендуете имущество у казенных учреждений, то расчеты у вас будут без НДС и налоговым агентом выступать не нужно. Ведь услуги казенных учреждений налогом не облагают (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письмах Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836).

Трехсторонние договоры с Росимуществом и учреждением

На практике используют трехсторонние договоры аренды. Кроме арендатора их подписывают представители Росимущества и учреждения, на балансе которого состоит имущество. Когда арендодатель – учреждение, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Если же арендодатель по договору – подразделение Росимущества, то вам придется удержать и перечислить налог в бюджет. Это следует из абзаца 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436, от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87 (письмом ФНС России от 19 октября 2012 г. № ЕД-4-3/17737 доведено до налоговых инспекций).

«Главбух» советует

Когда подписываете договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Иначе придется платить налог сверх стоимости аренды, которая указана в договоре.

«Главбух» советует

При аренде госимущества арендаторы – налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС как сумму арендной платы с учетом налога. Арендатор обязан удержать НДС из доходов арендодателя и перечислить в бюджет. Сумму налога исчисляйте по расчетной ставке. Это правила абзаца 1 пункта 3 статьи 161 и пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ. После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

Если в договоре аренды не указано, как сформировали цену: с учетом НДС или без налога, придется самостоятельно рассчитать налог. Для этого умножьте сумму арендной платы по договору на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС перечислите в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Такой вывод содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Но такой порядок расчетов может не устроить арендодателя. А неправильно составленный договор не освобождает арендатора от обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Чтобы не было споров с проверяющими, заключите с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ). В нем укажите арендную плату с НДС.

Ситуация:  должен ли арендатор государственного (муниципального) имущества удержать и перечислить в бюджет НДС с неустойки (пеней), которую платит за просрочку арендной платы

Нет, не должен.

Обязанность налогового агента – перечислять в бюджет НДС, удержанный из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ), возникает только при оплате аренды государственного (муниципального) имущества. Эта операция облагается налогом. А неустойка (пени) за просрочку арендной платы НДС не облагается, поскольку не связана с оплатой аренды. Ведь она рассматривается как штрафная санкция за просрочку исполнения обязательств (письма Минфина России от 4 марта 2013 г. № 03-07-15/6333, ФНС России от 3 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/5875).

Поэтому удерживать и перечислять НДС в бюджет с таких сумм не нужно.

Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого вывода подтверждает постановление Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. № 11144/07.

Ситуация:  должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла

Нет, не должна.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы обязаны удерживать и перечислять в бюджет налог, но только из выплаченных сумм. Это прямо следует изабзаца 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. То есть сумму НДС, которую нужно перечислить в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. Либо в момент выплаты аванса, либо в момент оплаты оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия денег на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает.

Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 23 июня 2016 г. № 03-07-11/36500, ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402, от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634. Подтверждают это и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Если организация безвозмездно использует государственное (муниципальное) имущество, исполнение обязанностей налогового агента имеет некоторые особенности.

Ситуация:  нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества

Нет, не нужно.

Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.

Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.

Ситуация:  должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован

Да, должна.

Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.

Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).

Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).

Ситуация:  должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом

От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.

Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:

  • в безвозмездное пользование получено имущество казны;
  • имущество получено для ведения уставной деятельности.

Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).

Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств. Момент определения налоговой базы – дата оказания услуг (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.

«Главбух» советует

Есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.

«Главбух» советует

Организация – ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).

Ситуация:  должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности

Нет, не должна.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай – когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение – арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству

ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:

  • в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды – 100 000 руб.;
  • в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды – 150 000 руб.

При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:

По участку, находящемуся в городе Дмитрове:

  • код операции (графа 1) – 1010251;
  • стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) – 450 000 руб. (150 000 руб. × 3 мес.).

В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Ситуация:  нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией

Нет, не нужно.

Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:

  • обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
  • услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.

Ответственность

Внимание!

Если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.