ќрганизации (в т.†ч.†автономные учреждени€) могут:

”слови€ дл€ применени€ ”—Ќ

„тобы начать применение упрощенки, организаци€ должна соответствовать определенным критери€м (ст.†346.11 и 346.12 Ќ †–‘). Ќапример, у организаций, которые с 2018 года планируют перейти на упрощенку с общей системы налогообложени€, доходы за дев€ть мес€цев 2017 года не должны превышать 112†500†000†руб. Ёто следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Ќалогового кодекса†–‘.

ћомент перехода на ”—Ќ

— какого момента примен€ть упрощенку

¬новь созданные организации могут примен€ть упрощенку с момента постановки на учет в налоговой инспекции. ќрганизации, возникшие в результате реорганизации, тоже считаютс€ вновь созданными. ѕоэтому на них распростран€етс€ такой же пор€док (письмо ћинфина –оссии от 13†феврал€ 2015†г. є†03-11-06/2/6553). Ќапример, ќќќ, возникшее в результате преобразовани€ јќ, вправе примен€ть упрощенку с даты, указанной в свидетельстве о постановке ќќќ на налоговый учет. ƒл€ этого в инспекцию следует подать соответствующее уведомление. ”ведомить инспекцию нужно даже в том случае, если правопредшественник организации тоже примен€л этот спецрежим.

ќрганизации, примен€ющие общую систему налогообложени€ или ≈—’Ќ, могут перейти на упрощенку только с начала следующего календарного года.

ќрганизации, примен€ющие ≈Ќ¬ƒ, могут перейти на упрощенку:

  • по собственной инициативе†Ц только с начала следующего календарного года;
  • при прекращении де€тельности, облагаемой ≈Ќ¬ƒ,†Ц с начала мес€ца, в котором они перестали быть плательщиками ≈Ќ¬ƒ;
  • при превышении средней численности работающих (100 человек) или при нарушении структуры уставного капитала (дол€ участи€ других организаций более 25 процентов)†Ц только с начала следующего календарного года при условии, что к этому моменту нарушени€ будут устранены.

“акой пор€док следует из положений статьи 346.13 и пункта 2.3 статьи 346.26 Ќалогового кодекса†–‘.

—итуаци€:может ли автономное учреждение, созданное путем изменени€ типа существующего государственного (муниципального) учреждени€, примен€ть упрощенку с момента трансформации

Ќет, не может.

ѕримен€ть упрощенку с момента постановки на учет в налоговой инспекции может вновь созданна€, в том числе реорганизованна€ в форме сли€ни€, преобразовани€, разделени€, организаци€ (абз.†1 п.†2 ст.†346.13 Ќ †–‘, п.†2 ст.†51 и п.†4 ст.†57 √ †–‘).

ќднако создание автономного учреждени€ путем изменени€ типа существующего учреждени€ не €вл€етс€ ни созданием новой организации, ни реорганизацией. Ёто объ€сн€етс€ тем, что организаци€ считаетс€ созданной (реорганизованной) с момента внесени€ записи о создании (реорганизации) в ≈√–ёЋ. ѕри трансформации государственного (муниципального) учреждени€ в автономное така€ процедура не производитс€. Ќалогова€ инспекци€ вносит изменени€ в уже существующую в реестре запись. Ёто следует из пункта 2 статьи 51, пункта 4 статьи 57 √ражданского кодекса†–‘, части 14 статьи 5 «акона от 3†но€бр€ 2006†г. є†174-‘« и «акона от 8†августа 2001†г. є†129-‘«.

—ледовательно, автономные учреждени€, созданные путем изменени€ типа существующих государственных (муниципальных) учреждений, могут примен€ть упрощенку только с начала нового года (п.†1 ст.†346.13 Ќ †–‘). јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письмах ћинфина –оссии от 22†но€бр€ 2010†г. є†03-11-06/2/178, ‘Ќ— –оссии от†20†декабр€ 2010†г. є†Ў—-37-3/18060.

Ђ√лавбухї†советует

≈сть аргументы, позвол€ющие автономным учреждени€м, преобразованным из других государственных (муниципальных) учреждений, примен€ть упрощенку с момента такой трансформации. ќни заключаютс€ в следующем.

Ђ√лавбухї†советует

ѕо общему правилу нова€ организаци€ образуетс€ путем ее создани€ или реорганизации (гл.†4 √ †–‘). ѕри этом частью 1 статьи 5 «акона от 3†но€бр€ 2006†г. є†174-‘« предусмотрено два способа создани€ автономного учреждени€: его учреждение и изменение типа существующего бюджетного учреждени€. ƒанное положение не противоречит √ражданскому кодексу†–‘, а разъ€сн€ет пон€тие термина Ђсоздание организацииї в отношении такой организационно-правовой формы как автономное учреждение (п.†2 ст.†3 √ †–‘).

“аким образом, трансформаци€ бюджетного учреждени€ в автономное €вл€етс€ созданием новой организации. ј следовательно, такое автономное учреждение вправе примен€ть упрощенку с момента трансформации (абз.†1 п.†2 ст.†346.13 Ќ †–‘).

ќднако если организаци€ будет руководствоватьс€ этой точкой зрени€, то свою позицию ей, скорее всего, придетс€ отстаивать в суде (ст.†138 Ќ †–‘). ≈сть пример судебного решени€, в котором она поддержана (постановление ‘ј— ƒальневосточного округа от 24†июн€ 2010†г. є†‘03-4072/2010).

”ведомление налоговой инспекции

 ак уведомить налоговую инспекцию о начале применени€ упрощенки

ќ переходе на упрощенку нужно уведомить налоговую инспекцию по местонахождению организации (п.†1 ст.†346.13 Ќ †–‘). ”ведомление составьте по форме є†26.2-1, котора€ рекомендована приказом ‘Ќ— –оссии от 2†но€бр€ 2012†г. є†ћћ¬-7-3/829 или в электронном виде в соответствии с приказом ‘Ќ— –оссии от 16†но€бр€ 2012†г. є†ћћ¬-7-6/878.

ѕо общему правилу в уведомлении нужно указать:

  • выбранный объект налогообложени€;
  • остаточную стоимость основных средств (при наличии данных);
  • размер доходов по состо€нию на 1†окт€бр€ года, предшествующего году начала применени€ упрощенки (при наличии данных).

“акой пор€док предусмотрен пунктом†1 статьи†346.13 Ќалогового кодекса†–‘.

—рок подачи уведомлени€

 огда нужно уведомить налоговую инспекцию о переходе на упрощенку

ѕо общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31†декабр€ года, предшествующего году, в котором организаци€ будет примен€ть упрощенку (п.†1 ст.†346.13 Ќ †–‘).

≈сли организаци€ (предприниматель) подает уведомление о переходе на упрощенку одновременно с документами на госрегистрацию, в €чейке Ђѕризнак налогоплательщикаї следует указать код 1.

≈сли одновременно с за€влением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дн€ постановки на налоговый учет. ¬ этом случае в €чейке Ђѕризнак налогоплательщикаї укажите код 2.

¬ обоих случа€х спецрежим можно примен€ть с даты постановки организации (предпринимател€) на учет в налоговой инспекции. Ёто следует из положений абзаца†1 пункта†2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Ќалогового кодекса†–‘.

ќрганизации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, примен€ть упрощенку не вправе (подп.†19 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

≈сли организаци€ примен€ла ≈Ќ¬ƒ и переходит на упрощенку с начала того мес€ца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в €чейке Ђѕризнак налогоплательщикаї следует указать код 2, а в €чейке Ђѕереходит на упрощенную систему налогообложени€ї†Ц код 3.

≈сли организаци€ (предприниматель) переходит на упрощенку с других налоговых режимов (кроме ≈Ќ¬ƒ), в €чейке Ђѕризнак налогоплательщикаї поставьте код 3.

≈сли организаци€ направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекци€ ответит ей сообщением о допущенном нарушении. ¬ этом случае примен€ть упрощенку организаци€ не сможет (подп.†19 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

≈сли в период между подачей уведомлени€ о переходе на упрощенку и 31†декабр€ налогоплательщик решил помен€ть объект налогообложени€, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п.†2 ст.†346.14 Ќ †–‘).

—итуаци€:нужно ли организации (автономному учреждению) получить подтверждение налоговой инспекции, что она вправе примен€ть упрощенку

Ќет, не нужно.

Ќалоговый кодекс†–‘ такого услови€ не содержит (ст.†346.13 Ќ †–‘). ѕереход на упрощенку носит уведомительный, а не разрешительный характер (письма ‘Ќ— –оссии от 4†декабр€ 2009†г. є†Ў—-22-3/915, от 21†сент€бр€ 2009†г. є†Ў—-22-3/730). ѕоэтому, подав уведомление в установленный срок, начинайте примен€ть спецрежим с момента, указанного в уведомлении (если все необходимые услови€ дл€ его применени€ выполнены).

—итуаци€:должна ли организаци€ (автономное учреждение) отказатьс€ от применени€ упрощенки, если она получила из налоговой инспекции сообщение о несоответствии требовани€м применени€ упрощенки

Ќет, не должна, если выполн€ютс€ все услови€ применени€ упрощенки.

ѕереход на упрощенку носит уведомительный характер, и налоговые инспекции не вправе запрещать или разрешать применение этого спецрежима (письма ‘Ќ— –оссии от 4†декабр€ 2009†г. є†Ў—-22-3/915, от 21†сент€бр€ 2009†г. є†Ў—-22-3/730).

ѕоэтому, получив из инспекции сообщение о несоответствии требовани€м применени€ упрощенки, организаци€ (автономное учреждение) может продолжать примен€ть спецрежим. Ќо при этом на плательщика единого налога ложатс€ все риски, св€занные с неправомерным переходом на упрощенку. ≈сли при проверке вы€снитс€, что услови€ применени€ упрощенки не выполн€лись, а в уведомлении были указаны недостоверные сведени€, инспекци€ может доначислить организации или автономному учреждению все налоги, которые положено платить при общей системе налогообложени€, а также пени и штрафы (в†т.†ч.†за несвоевременное представление деклараций по неуплаченным налогам). ¬ таких ситуаци€х суды встают на стороны налоговых инспекций (см., например, постановлени€ ‘ј— ¬олго-¬€тского округа от 15†феврал€ 2011†г. є†ј17-2935/2010, от 23†€нвар€ 2008†г. є†ј28-6151/2007-278/21, ÷ентрального округа от 10†декабр€ 2008†г. є†ј23-877/08ј-14-56, ”ральского округа от 2†сент€бр€ 2008†г. є†‘09-6211/08-—2).

≈сли налогоплательщик уверен в своей правоте и не согласен с сообщением о несоответствии требовани€м применени€ упрощенки, этот документ можно оспорить в суде. ¬ арбитражной практике есть примеры судебных решений, прин€тых в пользу налогоплательщиков (см., например, постановлени€ ‘ј— ÷ентрального округа от 20†окт€бр€ 2008†г. є†ј68-8230/07-364/13, —еверо-«ападного округа от 16†июл€ 2008†г. є†ј52-96/2008, от 9†€нвар€ 2008†г. є†ј05-6431/2007).