Ќалогоплательщики, которые примен€ют упрощенку и плат€т единый налог с разницы между доходами и расходами, могут уменьшать налоговую базу на сумму понесенных расходов. ќб этом сказано в пункте 2 статьи 346.18 Ќалогового кодекса†–‘.

ѕризнание расходов

 акие расходы можно учесть на упрощенке при уплате единого налога с разницы между доходами и расходами

ѕеречень расходов, которые можно признать при упрощенке, €вл€етс€ строго ограниченным. ќн приведен в пункте 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. ¬ этот перечень вход€т, в частности:

  • расходы на приобретение (сооружение, изготовление), а также достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств;
  • затраты на приобретение или самосто€тельное создание нематериальных активов;
  • материальные расходы, в том числе расходы на покупку сырь€ и материалов;
  • расходы на оплату труда;
  • стоимость покупных товаров, приобретенных дл€ перепродажи;
  • суммы входного Ќƒ—, уплаченные поставщикам;
  • другие налоги, сборы и страховые взносы, уплаченные в соответствии с законодательством. »сключение составл€ет сам единый налог, а также Ќƒ—, выделенный в счетах-фактурах и уплаченный в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Ќалогового кодекса†–‘. Ёти налоги включать в состав расходов нельз€ (подп.†22 п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). Ќе уменьшают налоговую базу по единому налогу и налоги, уплаченные за границей по законодательству иностранных государств (письмо ћинфина –оссии от 31†ма€ 2016†г. є†03-08-13/31219).
    ¬ажно: с 2017 года в расходы можно включать не только те налоговые платежи, которые организаци€ перечислила в бюджет самосто€тельно, но и те, которые за нее заплатила друга€ организаци€ или физлицо (подп.†3 п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘);
  • расходы на техобслуживание   “ и вывоз твердых бытовых отходов;
  • расходы на об€зательное страхование сотрудников, имущества и ответственности и т.†д.

 роме того, по итогам года налоговую базу можно уменьшить за счет убытков прошлых лет (п.†7 ст.†346.18 Ќ †–‘).

ќсобенности признани€ отдельных расходов при расчете единого налога представлены в таблице.

—итуаци€:можно ли учесть в расходах затраты, св€занные с участием организации в конкурсе (аукционе). ќрганизаци€ примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Ќет, нельз€.

ѕеречень расходов, которые можно учесть на упрощенке, закрыт. ќн указан в пункте 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. ¬ этом перечне нет расходов, св€занных с участием организации в конкурсах, тендерах, аукционах, торгах (плата за подготовку документации, сборы, конкурсные взносы и т. п.). ѕоэтому учитывать их при расчете единого налога нельз€. јналогичные разъ€снени€ есть в письмах ћинфина –оссии от 13†ма€ 2009†г. є†03-11-06/2/85, от 2†июл€ 2007†г. є†03-11-04/2/173, от 3†апрел€ 2006†г. є†03-11-04/2/75.

”слови€ дл€ признани€ расходов

 акие услови€ установлены дл€ признани€ расходов на упрощенке с объектом налогообложени€ Ђдоходы минус расходыї

¬се расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и св€заны с де€тельностью, направленной на получение доходов (п.†2 ст.†346.16, п.†1 ст.†252 Ќ †–‘).

 роме того, р€д расходов, поименованных в пункте 2 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘, можно признать при расчете единого налога только при выполнении требований, предусмотренных дл€ них главой†25 Ќалогового кодекса†–‘. “акой пор€док установлен дл€:

ƒата признани€ расходов

 огда признавать расходы при упрощенке

ѕри расчете единого налога расходы учитывайте в том периоде, в котором они оплачены. ƒатой признани€ расхода €вл€етс€ день прекращени€ об€зательств организации (день выплаты денег из кассы или перечислени€ их с банковского счета, выбыти€ имущества и т.†д.). ≈сли в счет оплаты передан вексель, то датой признани€ расхода €вл€етс€:

  • день погашени€ вексел€ (при расчетах собственными вексел€ми);
  • дата передачи вексел€ по индоссаменту (при расчетах вексел€ми третьих лиц).

ќпредел€€ дату признани€ расходов при расчете единого налога, учитывайте особые правила включени€ в налоговую базу некоторых из них. Ќапример, расходы на покупку товаров можно списать в уменьшение налоговой базы только при одновременном выполнении двух условий: оплаты и реализации на сторону (подп.†2 п.†2 ст.†346.17, п.†2 ст.†346.16 Ќ †–‘). ƒаты признани€ отдельных расходов при расчете единого налога при упрощенке приведены в таблице.

¬ажно: с 2017 года различайте даты, когда можно включать в расходы уплаченные налоги. ≈сли организаци€ заплатила налог самосто€тельно, расходы признавайте на дату перечислени€ средств в бюджет. ≈сли за организацию налог заплатил кто-то другой, расходы признавайте в тот день, когда вы погасили свою задолженность перед этим кредитором. ѕри частичном погашении задолженности в расходы включайте только фактически уплаченные суммы. “акой пор€док предусмотрен подпунктом 3 пункта 2 статьи 346.17 Ќалогового кодекса†–‘.

—итуаци€:когда можно учесть расходы на подготовку проектно-сметной документации по реконструкции здани€. –еконструкцию проведут в следующем году. ќрганизаци€ примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

”честь расходы на подготовку проектно-сметной документацию можно только после окончани€ реконструкции.

–асходы на реконструкцию определ€ют по правилам пункта 2 статьи 257 Ќалогового кодекса†–‘. –еконструкцией считаетс€ переустройство здани€, которое провод€т по заранее разработанному проекту. “о есть затраты на подготовку проектно-сметной документации†Ц это часть расходов на реконструкцию. ѕри расчете единого налога их можно учесть, если выполнены два услови€:

  • расходы оплачены;
  • здание после реконструкции ввели в эксплуатацию.

Ёто следует из положений подпункта 1 пункта 3, пункта 4 статьи 346.16, абзаца 3 пункта 2 статьи 257, пункта 2 статьи 347.17 Ќалогового кодекса†–‘.

¬ыданные авансы

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога сумму выданных авансов. ќрганизаци€ (автономное учреждение) примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Ќет, нельз€.

ƒл€ признани€ расхода помимо фактической оплаты затрат необходимо встречное прекращение об€зательства (п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘). ѕоэтому до получени€ товаров (выполнени€ работ, оказани€ услуг) сумму предварительных платежей в состав расходов не включайте.

ѕри единовременной предварительной оплате услуг, которые нос€т дл€щийс€ характер (например, аренда), в расходы можно включить стоимость только фактически оказанных услуг. Ќапример, если сумма годовой арендной платы перечислена арендодателю одним платежом, на расходы эту сумму следует переносить постепенно, по мере пользовани€ арендованным имуществом (помес€чно или поквартально).

јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письмах ћинфина –оссии от 30†марта 2012†г. є†03-11-06/2/49 и от 12†декабр€ 2008†г. є†03-11-04/2/195.

–асходы в валюте

 ак учесть расходы в валюте при упрощенке

–асходы, которые выражены в валюте, учтите в совокупности с расходами, выраженными в рубл€х. »х суммы нужно пересчитать в рубли по официальному курсу, установленному Ѕанком –оссии на дату признани€ соответствующего расхода. Ёто предусмотрено пунктом 3 статьи 346.18 Ќалогового кодекса†–‘.

ѕереоценку активов и (или) об€зательств, выраженных в иностранной валюте, в св€зи с изменением курса Ѕанка –оссии производить не нужно. ќтрицательные курсовые разницы от такой переоценки не определ€ютс€ и при расчете единого налога не учитываютс€. ќб этом сказано в пункте 5 статьи 346.17 Ќалогового кодекса†–‘.

ƒокументальное подтверждение

¬ качестве документов, подтверждающих расходы, можно использовать:

  • первичные учетные документы (накладные, акты и т.†д.);
  • любые другие документы, так или иначе подтверждающие понесенные затраты (документы, оформленные по обыча€м делового оборота той страны, на территории которой произведены расходы, таможенные декларации, приказы о командировке, проездные билеты и т.†д.).

ѕри приобретении товаров (работ, услуг) за наличный расчет понесенные расходы можно подтвердить не только кассовыми чеками, но и другими документами (товарными чеками, квитанци€ми), подтверждающими прием денежных средств от покупател€ (заказчика).

“акой пор€док следует из положений пункта 2 статьи 346.16, пункта 1 статьи 252, пункта†2 статьи†346.17 Ќалогового кодекса†–‘ и писем ћинфина –оссии от 18†ма€ 2012†г. є†03-11-06/2/69 и ‘Ќ— –оссии от 20†апрел€ 2011†г. є† ≈-3-3/1378.

—мена объекта налогообложени€

—итуаци€:можно ли учесть расходы, если в период между их возникновением и оплатой организаци€ сменила объект налогообложени€. —начала организаци€ платила единый налог с доходов, после смены†Ц с разницы между доходами и расходами

ƒа, можно, если расходы оплачены до смены объекта налогообложени€, а прин€ты к учету после. –асходы, понесенные до смены объекта налогообложени€, а оплаченные после, налоговую базу не уменьшают. »сключением €вл€ютс€ расходы, св€занные с приобретением сырь€ и материалов, а также товаров дл€ последующей реализации.

«атраты, предусмотренные статьей 346.16 Ќалогового кодекса†–‘, можно учитывать при налогообложении, только если налогоплательщик платит единый налог с разницы между доходами и расходами (п.†1 ст.†346.14, п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). ѕри этом затраты признаютс€ расходами после их фактической оплаты (п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘). »з совокупности этих норм следует, что дл€ признани€ затрат должны быть выполнены следующие услови€:

  • налогоплательщик понес расходы (например, начислил зарплату и страховые взносы, прин€л к учету поставленные материалы, выполненные работы, оказанные услуги);
  • задолженность налогоплательщика перед поставщиками (исполнител€ми, сотрудниками) по понесенным расходам погашена.

 роме того, следует учитывать, что при переходе с объекта налогообложени€ Ђдоходыї на объект налогообложени€ Ђдоходы, уменьшенные на величину расходовї расходы, начисленные до смены объекта налогообложени€, после смены объекта налоговую базу не уменьшают. ќб этом сказано в пункте 4 статьи 346.17 Ќалогового кодекса†–‘.

сли расходы были понесены в том периоде, когда налогоплательщик платил единый налог с доходов, а оплачены после смены объекта налогообложени€, услови€ дл€ признани€ расходов не выполн€ютс€. ¬едь фактически расходы возникли в периоде, когда налогоплательщик не имел права на включение их в расчет налоговой базы. ѕоэтому такие расходы при расчете единого налога с разницы между доходами и расходами не учитываютс€. Ќапример, после смены объекта налогообложени€ с 1†€нвар€ 2017 года организаци€ не вправе включать в расходы зарплату, начисленную за†декабрь 2016 года, но выплаченную в следующем году. јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письме ћинфина –оссии от 7†сент€бр€ 2010†г. є†03-11-06/2/142.

»сключением €вл€ютс€:

  • расходы на приобретение сырь€ и материалов. »х признают в момент оплаты (подп.†1 п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘). ѕоэтому стоимость материалов, приобретенных до, но оплаченных после смены объекта налогообложени€, можно учесть в расходах (письмо ћинфина –оссии от 7†декабр€ 2009†г. є†03-11-06/2/257);
  • расходы, св€занные с приобретением товаров дл€ последующей реализации. ¬ этом случае дл€ признани€ расходов необходим факт реализации товаров покупателю (подп.†2 п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘). ј дополнительным условием €вл€етс€ оплата приобретенных товаров их поставщику (подп.†1 п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘). ≈сли оплаченные товары были проданы после смены объекта налогообложени€, налогоплательщик вправе учитывать их при расчете единого налога с разницы между доходами и расходами.

¬ обратной ситуации, когда расходы сначала оплачиваютс€, а потом принимаютс€ к учету, после смены объекта налогообложени€ эти расходы уменьшают налоговую базу по единому налогу. ƒело в том, что авансы, выданные поставщикам (исполнител€м) в тот период, когда организаци€ рассчитывала налог с доходов, расходами не признаютс€. –асходы возникают, когда поставщик (исполнитель) выполнит свои об€зательства перед организацией. Ёто следует из положений пункта†2 статьи 346.17 Ќалогового кодекса†–‘. ѕоэтому, если предварительную оплату предсто€щих поставок товаров (работ, услуг) организаци€ перечислила до смены объекта налогообложени€, а приобретенные товары (работы, услуги) прин€ла к учету после смены†Ц их стоимость можно включить в состав расходов. јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письме ћинфина –оссии от 23†€нвар€ 2009†г. є†03-11-06/2/6.

ќплата услуг сторонних организаций

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога при упрощенке расходы, св€занные с передачей налоговой отчетности через »нтернет. ќрганизаци€ (автономное учреждение) платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ƒа, можно.

„тобы передавать налоговую отчетность по электронным каналам св€зи, организации, помимо доступа в »нтернет, нужны следующие компоненты:
Ц усиленна€ квалифицированна€ электронна€ подпись (сертификат Ёѕ);
Ц программа криптографической защиты информации (— «»);
Ц программа дл€ формировани€ и отправки отчетности.

ќбычно все эти программы и услуги можно заказать у одной компании†Ц спецоператора, с которым необходимо заключить договор. ѕри этом нужно определить, кто в организации будет владеть сертификатом Ёѕ.† ак правило, это руководитель, имеющий право подписывать налоговую отчетность. Ќа его им€ будет оформлен электронный ключ.

¬ зависимости от того, как составлен договор со спецоператором и какие именно услуги он оказывает организации, расходы, св€занные с передачей отчетности через »нтернет, могут включать в себ€:
Ц затраты на приобретение необходимого программного обеспечени€ (включа€ оплату Ёѕ). ѕри расчете единого налога их можно учесть на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘;
Ц затраты на обслуживание системы (включа€ доступ к специальным каналам св€зи). Ёти расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘.

јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письмах ћинфина –оссии от 9†окт€бр€ 2007†г. є†03-11-04/2/250, от 1†августа 2007†г. є†03-11-04/2/193, от 12†апрел€ 2007†г. є†03-11-04/2/100, от 2†апрел€ 2007†г. є†03-11-04/2/79.

Ћюбые из перечисленных расходов при расчете единого налога можно учесть, только если они экономически обоснованны и документально подтверждены (п.†2 ст.†346.16, п.†1 ст.†252 Ќ †–‘). ƒл€ обосновани€ затрат у организации должны быть подтверждающие документы. Ќапример, расходы по установке и настройке программного обеспечени€ можно подтвердить актом выполненных работ. –асходы на приобретение неисключительных прав на программу†Ц лицензионным договором, фирменной инструкцией, заполненной карточкой пользовател€.

ѕодтверждением расходов на изготовление электронной подписи служит сертификат Ёѕ.†ќрганизаци€ может заказать несколько электронных подписей, например, дл€ руководител€, финансового директора, главного бухгалтера. ¬ этом случае спецоператор выдаст несколько сертификатов Ёѕ.†¬ каждом из них будут указаны персональные данные их владельцев и наименование организации, отчетность которой они имеют право подписывать. –асходы на изготовление дополнительных электронных подписей организаци€ может признать экономически обоснованными, только если все сертификаты оформлены на ее сотрудников.

ќрганизации на упрощенке определ€ют доходы и расходы кассовым методом (п.†1, 2 ст.†346.17 Ќ †–‘). ¬ св€зи с этим при расчете единого налога расходы на приобретение программного обеспечени€ признаютс€ единовременно, но только после их оплаты. –асходы, св€занные с обслуживанием системы, уменьшают налоговую базу по мере поступлени€ от спецоператора расчетных документов, но тоже по факту оплаты. ѕри этом включать в расходы предварительную оплату услуг нельз€.

ѕример отражени€ в бухгалтерском и налоговом учете расходов, св€занных с передачей электронной налоговой отчетности по “ —. ќрганизаци€ примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

¬†декабре 2016 года јќ Ђјльфаї заключило договор на оказание услуг по передаче электронной отчетности по “ — в налоговую инспекцию со спецоператором св€зи. —рок действи€ договора†Ц один год, с 1†€нвар€ по 31†декабр€ 2017 года.
¬ рамках договора Ђјльфаї оплатила изготовление ключа электронной подписи и приобрела право пользовани€ лицензионным программным обеспечением. —тоимость услуг†Ц 6372†руб. (в т. ч.†Ќƒ—†Ц 972†руб.).  роме того, Ђјльфаї внесла абонентскую плату за обслуживание системы в течение года в размере 4956†руб. (в т. ч.†Ќƒ—†Ц 756†руб.). ƒокументы, подтверждающие выполнение работ по обслуживанию системы, спецоператор представл€ет ежемес€чно.

¬ бухучете Ђјльфыї сделаны следующие записи.

¬†декабре 2016 года:

ƒебет 60  редит 51
Ц 11†328†руб. (6372†руб.†+ 4956†руб.)†Ц перечислена оплата по договору со спецоператором;

ƒебет 97  редит 60
Ц 5400†руб.†Ц отражены в составе расходов будущих периодов затраты на приобретение программного обеспечени€;

ƒебет 19  редит 60
Ц 972†руб.†Ц отражен Ќƒ— со стоимости программного обеспечени€.

≈жемес€чно в течение 2017 года:

ƒебет 26  редит 60
Ц 413†руб. (4956†руб.: 12 мес.)†Ц списаны расходы на абонентское обслуживание;

ƒебет 26  редит 97
Ц 450†руб.†Ц списана часть расходов будущих периодов;

ƒебет 26  редит 19
Ц 81†руб. (972†руб.: 12 мес.)†Ц списана на расходы часть Ќƒ— со стоимости программного обеспечени€.

ѕри расчете единого налога за 2016 год расходы по договору со спецоператором св€зи бухгалтер Ђјльфыї не учитывал. ¬ 2017 году бухгалтер ежемес€чно включает в состав расходов 944†руб. (413†руб.†+ 450†руб.†+ 81†руб.).

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога расходы, св€занные с оплатой стоимости услуг по изготовлению ксерокопий документов. ќрганизаци€ (автономное учреждение) примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ќтвет на этот вопрос зависит от того, дл€ каких целей сделаны ксерокопии.

—ами по себе затраты на изготовление ксерокопий налоговую базу по единому налогу не уменьшают. Ёто не предусмотрено пунктом 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. ќднако в некоторых случа€х их можно рассматривать не в качестве самосто€тельного вида затрат, а как элемент какой-либо другой группы расходов. » если эта группа расходов учитываетс€ при расчете единого налога, то в ее составе налоговую базу будут уменьшать и затраты на изготовление ксерокопий. –азумеетс€, при условии что расходы экономически обоснованны и документально подтверждены (п.†2 ст.†346.16, п.†1 ст.†252 Ќ †–‘).

ѕримерами таких групп расходов могут служить:

ѕравомерность такого подхода подтверждают отдельные арбитражные решени€ (см., например, постановление ‘ј— ¬осточно-—ибирского округа от 6†апрел€ 2006†г. є†ј33-16826/05-‘02-1353/06-—1). Ќо поскольку официальные разъ€снени€ контролирующих ведомств по этому вопросу отсутствуют, каждый случай списани€ затрат на изготовление ксерокопий нужно тщательно обосновывать. ¬ любом случае организаци€ должна быть готова к тому, чтобы отстаивать свое решение в суде.

—итуаци€:можно ли организации на упрощенке учесть расходы на оплату услуг по предоставлению сведений из ≈√–ёЋ о контрагенте

Ќет, нельз€.

»нформаци€, котора€ содержитс€ в ≈√–ёЋ, предоставл€етс€ по запросам организаций на возмездной основе. –азмер платы за предоставление указанной информации в виде документов составл€ет 200†руб. за каждый документ. –азмер платы за срочное предоставление информации составл€ет 400†руб. за каждый документ. Ёто следует из положений пункта†38 јдминистративного регламента, утвержденного приказом ћинфина –оссии от 15†€нвар€ 2015†г. є†5н, и постановлени€ ѕравительства†–‘ от 19†ма€ 2014†г. є†462.

ѕлату за предоставление сведений из ≈√–ёЋ следует квалифицировать как расходы на оплату информационных услуг. ѕеречень расходов, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу при упрощенке, приведен в пункте 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. –асходы на оплату информационных услуг в нем отсутствуют (в отличие от статьи 264 Ќалогового кодекса†–‘, котора€ позвол€ет учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль (подп.†14 п.†1 ст.†264 Ќ †–‘)). ѕоскольку перечень расходов, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, закрыт и расширительному толкованию не подлежит, при налогообложении организаци€ (автономное учреждение) не вправе учитывать плату за получение из ≈√–ёЋ сведений о своих контрагентах.

ќснований дл€ того, чтобы списать плату за предоставление сведений из ≈√–ёЋ по другим стать€м расходов, нет.

ѕрежде всего, предоставление такой информации не влечет за собой никаких правовых последствий, поэтому оно не €вл€етс€ юридически значимым действием. —ледовательно, плату, котора€ взимаетс€ в соответствии с пунктом 38 јдминистративного регламента, утвержденного приказом ћинфина –оссии от 15†€нвар€ 2015†г. є†5н, нельз€ квалифицировать как госпошлину (ст.†333.16 Ќ †–‘) и включить в состав расходов на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письме ћинфина –оссии от 16†апрел€ 2012†г. є†03-11-06/2/57.

Ќе подпадает этот вид расходов и под действие подпункта 28 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘, согласно которому налоговую базу по единому налогу уменьшает плата за предоставление информации о зарегистрированных правах. Ќазванна€ норма позвол€ет включить в состав затрат плату за предоставление сведений о правах, принадлежащих организации (например, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество). »нформаци€ о контрагентах организации отношени€ к таким сведени€м не имеет.

ѕредоставление сведений из ≈√–ёЋ о контрагенте нельз€ рассматривать и как оказание юридических услуг (подп.†15 п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). Ќесмотр€ на то что пон€тие и состав юридических услуг законодательно не определены, из информационного письма ѕрезидиума ¬ј—†–‘ от 29†сент€бр€ 1999†г. є†48 можно сделать вывод, что к ним относ€тс€ предусмотренные договором практические действи€, требующие определенной юридической квалификации исполнител€. Ќапример, предоставление письменных консультаций и разъ€снений по правовым вопросам, оценка, анализ и составление хоз€йственных договоров, подготовка за€влений, жалоб, претензионна€ работа и т.†д. ƒл€ получени€ сведений о контрагенте из ≈√–ёЋ не требуетс€ ни привлечение квалифицированных юристов, ни заключение каких-либо договоров. ƒостаточно лишь запроса в произвольной форме и оплаты (п.†20 и 38 јдминистративного регламента, утвержденного приказом ћинфина –оссии от 15†€нвар€ 2015†г. є†5н). ѕоэтому основани€ дл€ признани€ таких услуг юридическими также отсутствуют.

—траховые взносы

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога страховые взносы, доначисленные по результатам проверки

ƒа, можно.

ќрганизации на упрощенке включают в состав расходов об€зательные страховые взносы, которые они должны платить по действующему законодательству (подп.†7 п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). ѕри этом право учитывать взносы в расходах не зависит от того, начислены эти взносы самой компанией или доначислены по акту проверки. ¬едь, провод€ проверки, налоговые инспекции и внебюджетные фонды тоже действуют в рамках закона. ѕоэтому всю сумму недоимки (включа€ недоимку за прошлые годы) можно списать в уменьшение налоговой базы по единому налогу.

”честь недоимку в расходах можно в том периоде, когда вы ее погасили (подп.†3 п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘). Ќапример, в 2017 году по результатам проверки ‘—— –оссии доначислил взносы за 2015 год. ќрганизаци€ перечислила недоимку в бюджет в†феврале 2017 года. Ёту сумму можно учесть в расходах в I квартале 2017 года.

ќтметим, что пени и штрафы, начисленные по итогам проверки, включать в расходы нельз€. Ёти суммы налоговую базу по единому налогу не уменьшают (п.†2 ст.†346.16, п.†1 ст.†252 Ќ †–‘).

Ёкологические платежи

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога экологические платежи. ќрганизаци€ (автономное учреждение) примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ƒа, можно, но только платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов.

ќрганизаци€, примен€юща€ упрощенку, вправе уменьшать полученные доходы на сумму материальных расходов (подп.†5 п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). Ёти расходы можно прин€ть к учету только при условии, что они отвечают требовани€м статьи 254 Ќалогового кодекса†–‘ (п.†2 ст.†346.16 Ќ †–‘). ¬ пункте 7 статьи 254 Ќалогового кодекса†–‘ сказано, что к материальным расходам относ€тс€ платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загр€зн€ющих веществ в природную среду.

«начит, организаци€ (автономное учреждение), примен€юща€ упрощенку, может учесть в составе расходов только платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов.

јналогичной точки зрени€ придерживаетс€ ћинфин –оссии в письмах от 21†марта 2007†г. є†03-06-06-04/1, от 17†ма€ 2005†г. є†03-07-03-04/20.

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога расходы, св€занные с пользованием лесным фондом. ќрганизаци€ (автономное учреждение) примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ƒа, можно.

–асходы, св€занные с пользованием лесным фондом, могут включать в себ€:

ѕри расчете единого налога арендную плату за использование лесов налогоплательщик может учесть на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. —тоимость лесных насаждений, приобретенных в рамках предпринимательской де€тельности, а также услуг лесхозов может быть включена в состав материальных расходов на основании подпункта†5 пункта†1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письме ћинфина –оссии от 24†окт€бр€ 2008†г. є†03-11-05/255 и подтверждаютс€ арбитражной практикой (см., например, постановление ‘ј— ”ральского округа от 17†июн€ 2009†г. є†‘09-3919/09-—2).

–асходы на охрану труда

—итуаци€:можно ли организации на упрощенке учесть расходы на плату службе охраны труда. „исленность сотрудников организации превышает 50 человек

ƒа, можно, если наличие такой службы предусмотрено структурой и штатным расписанием организации (автономного учреждени€).

¬ статье 217 “рудового кодекса†–‘ сказано, что все организации, в штате которых состоит более 50†человек и которые ведут производственную де€тельность, должны иметь службу охраны труда. ≈сли наличие такой службы предусмотрено структурой и штатным расписанием организации (автономного учреждени€), то расходы на оплату труда ее специалистов можно учесть на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘.

≈сли штатна€ служба охраны труда отсутствует, можно воспользоватьс€ услугами специализированной организации по охране труда. ќднако расходы на оплату ее услуг не будут уменьшать налоговую базу по единому налогу. Ёто объ€сн€етс€ тем, что организаци€ на упрощенке вправе уменьшать налогооблагаемые доходы только на те расходы, которые указаны в пункте†1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. «атраты на охрану труда в этом перечне не поименованы. ѕоэтому учитывать их при расчете единого налога нельз€. јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письме ћинфина –оссии от 18†феврал€ 2013†г. є†03-11-06/2/4248.

ѕодписка на периодику

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога расходы, св€занные с подпиской на периодические издани€ (журналы, газеты и т.†д.). ќрганизаци€ (автономное учреждение) примен€ет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Ќет, нельз€.

ѕодобные затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые учитываютс€ при расчете единого налога при упрощенке (п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). ѕоэтому налоговую базу по этому налогу расходы, св€занные с подпиской на периодические издани€, не уменьшают.

јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письмах ћинфина –оссии от 7†ма€ 2015†г. є†03-11-03/2/26501, от 28†окт€бр€ 2013†г. є†03-11-11/45487. ѕодтверждают такой вывод некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ‘ј— ”ральского округа от 11†€нвар€ 2007†г. є†‘09-11283/06-—3).

Ђ√лавбухї†советует

≈сть аргументы, позвол€ющие организации (автономному учреждению) на упрощенке учесть при расчете единого налога расходы, св€занные с подпиской на периодические издани€ (журналы, газеты и т.†д.). ќни заключаютс€ в следующем.

Ђ√лавбухї†советует

«атраты, св€занные с подпиской на периодические издани€, можно квалифицировать как расходы:

  • на оплату труда;
  • на услуги св€зи.

ќрганизаци€ может подписатьс€ на периодику не сама, а через своего сотрудника. ¬ этом случае сотрудник оформл€ет все подписные документы на свое им€, а организаци€ компенсирует ему эти затраты (ст.†163, 188 “ †–‘). ≈сли така€ компенсаци€ предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, она относитс€ к расходам на оплату труда (п.†25 ст.†255 Ќ †–‘). Ќа эти затраты можно уменьшить налоговую базу по единому налогу (подп.†6 п.†1, п.†2 ст.†346.16 Ќ †–‘). Ќапример, в коллективном (трудовом) договоре можно зафиксировать об€занность организации обеспечивать персонал специальной литературой, необходимой дл€ работы, и выплачивать сотрудникам компенсацию стоимости приобретенных ими журналов, газет и т.†д. ѕеречень изданий, необходимых дл€ работы, утвердите приказом руководител€.

ѕодписку на периодику, оформленную через почту, можно учесть и как расходы на услуги св€зи. ќбъ€сн€етс€ это так. ѕо классификатору ќ ¬Ёƒ 2 (код 53.10), утвержденному приказом –осстандарта от 31†€нвар€ 2014 є†14-ст, де€тельность почтовой св€зи включает прием подписки на периодические издани€ и их пересылку. ќплата таких услуг признаетс€ в расходах при расчете единого налога на основании подпункта†18 пункта†1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘.

ѕо мнению некоторых арбитражных судов, при расчете единого налога при упрощенке налогоплательщики могут учитывать расходы, св€занные с подпиской на периодические издани€ (см., например, постановлени€ ‘ј— ƒальневосточного округа от 30†€нвар€ 2008†г. є†‘03-ј80/07-2/6039, «ападно-—ибирского округа от 22†€нвар€ 2007†г. є†‘04-8976/2006(29957-ј67-40), ѕоволжского округа от 29†марта 2006†г. є†ј65-25615/05-—ј2-9). ќднако с учетом позиции ћинфина –оссии организаци€м, которые включают эти расходы в расчет налоговой базы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

”становка вывески

—итуаци€:можно ли на ”—Ќ Ђдоходы минус расходыї учесть затраты на изготовление и монтаж вывески?

ƒа, можно. ѕри этом стать€ расходов зависит от характера вывески.

–екламна€ вывеска

–екламой считаетс€ информаци€, привлекающа€ внимание, поддерживающа€ интерес и продвигающа€ на рынке (п.†1 ст.†3 «акона от 13†марта 2006 є†38-‘«). ¬ывеска будет рекламной, если на ней указаны виды товаров или услуг, которые можно приобрести у рекламодател€. Ќапример, Ђзапчасти к иномаркамї, Ђсамые дешевые канцтоварыї, Ђтуры в любой уголок мираї и т. п.†≈сли вывеска носит рекламный характер, расходы на изготовление и установку учитывайте на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. ѕоскольку такие расходы не нормируютс€ (абз.†3 п.†4 ст.†264 Ќ †–‘), списывайте фактическую стоимость (абз.†2 п.†2 ст.†346.16 Ќ †–‘).

»нформационна€ вывеска

¬ывеску, на которой есть только сведени€ об организации и режиме работы, считают информационной. “акие вывески организации об€заны размещать по закону о защите прав потребителей (п.†1 ст.†9 «акона от 7†феврал€ 1992 є†2300-1). —ледовательно, расходы на их оформление экономически обоснованны (п.†1 ст.†252 и п.†2 ст.†346.16 Ќ †–‘).

–асходы учитывайте в зависимости от стоимости. ≈сли изготовление и монтаж информационной вывески обошлись дешевле 100†000†руб., учтите затраты в состав материальных (подп.†5 п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). ≈сли вывеска стоит дороже 100†000†руб., учитывайте ее как основное средство (п.†4 ст.†346.16 Ќ †–‘).

–асходы на благотворительность

—итуаци€:можно ли организации на упрощенке учесть в расходах суммы, перечисленные на благотворительные цели

Ќет, нельз€.

ѕри расчете единого налога налогоплательщик вправе учитывать только те расходы, которые содержатс€ в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. ѕоскольку расходы, св€занные с оказанием благотворительной помощи, в этом перечне не упом€нуты, включать их в расчет налоговой базы по единому налогу организаци€ не вправе.  роме того, расходы, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, должны соответствовать критери€м пункта 1 статьи 252 Ќалогового кодекса†–‘ дл€ расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.†2 ст.†346.16 Ќ †–‘). –асходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного в качестве благотворительной помощи, при налогообложении прибыли не учитываютс€ (п.†16 ст.†270 Ќ †–‘).

Ѕанковска€ комисси€

—итуаци€:можно ли учесть в расходах при упрощенке комиссию банка за досрочное погашение векселей, предъ€вленных к оплате организацией. ¬ексел€ банка получены от третьего лица в погашение ранее предоставленного займа

Ќет, нельз€.

ѕри расчете единого налога организаци€ вправе учитывать только те расходы, которые содержатс€ в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘. ѕри этом расходы, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, должны быть:

  • экономически оправданны;
  • документально подтверждены;
  • направлены на получение дохода.

Ёто следует из положений пункта 2 статьи 346.16 и пункта 1 статьи 252 Ќалогового кодекса†–‘.

Ќезависимо от того, в какой форме происходит возврат ранее выданного займа (в денежной, вексел€ми и т.†д.), полученные суммы в состав доходов не включаютс€ (подп.†1.1 ст.†346.15, подп.†10 п.†1 ст.†251 Ќ †–‘). —ледовательно, убытки, возникающие при возврате займа, нельз€ признать расходами, св€занными с де€тельностью, направленной на получение доходов.

 валифицировать эти расходы как оплату банковских услуг в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘ в рассматриваемой ситуации тоже неправомерно. ѕо мнению контролирующих ведомств, закрытый перечень банковских операций, плату за которые можно учитывать при расчете единого налога, содержитс€ в статье 5 «акона от 2†декабр€ 1990†г. є†395-1 (письма ћинфина –оссии от 25†ма€ 2007†г. є†03-11-04/2/139, ”‘Ќ— –оссии по†г. ћоскве от 13†но€бр€ 2007†г. є†18-11/3/107958, от 17†€нвар€ 2006†г. є†18-11/3/2278). ƒосрочное погашение векселей, выпущенных банком, в этом перечне отсутствует. “аким образом, комисси€, котора€ удержана банком за досрочное погашение векселей, полученных в погашение выданного займа, налоговую базу по единому налогу при упрощенке не уменьшает.

–асходы туроператоров и турагентов

—итуаци€:можно ли учесть в расходах на упрощенке стоимость путевок, которые турагент приобрел дл€ перепродажи

Ќет, нельз€.

ѕутевка не €вл€етс€ товаром. Ёто всего лишь документ, который подтверждает факт заключени€ договора на оказание туристических услуг. ѕоэтому учитывать расходы на приобретение путевок на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘ турагенты не вправе. ј других подход€щих норм в главе 26.2 Ќалогового кодекса†–‘ нет.

»ногда помимо затрат на приобретение путевок у туроператоров турагенты несут дополнительные расходы. ќни сами оплачивают авиабилеты, визы, экскурсионные программы и т. п.†“акие затраты относ€тс€ к материальным расходам и уменьшают налоговую базу по единому налогу у турагента. Ќо, разумеетс€, только в тех случа€х, когда стоимость дополнительных услуг не входит в стоимость путевки. Ёто следует из подпункта 5 пункта 1, пункта 2 статьи 346.16, подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Ќалогового кодекса†–‘.

јналогичные разъ€снени€ есть в письмах ћинфина –оссии от 27†€нвар€ 2006†г. є†03-11-04/2/20 и от 31†окт€бр€ 2005†г. є†03-11-04/2/119.

—итуаци€:можно ли организации на упрощенке учесть в расходах взносы по договору страховани€ гражданской ответственности за неисполнение договора о реализации туристского продукта

Ќет, нельз€.

ќрганизации, которые плат€т единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе учитывать только затраты на об€зательное страхование (подп.†7 п.†1, п.†2 ст.†346.16, п.†1 ст.†252 Ќ †–‘). ј страховать гражданскую ответственность за неисполнение договоров ни туроператоры, ни турагенты не об€заны.

“уроператоры вправе либо застраховать гражданскую ответственность, либо использовать банковскую гарантию. ј раз есть выбор, то ни один из этих вариантов не €вл€етс€ об€зательным. ѕоэтому, если туроператор застраховал свою гражданскую ответственность, такое страхование†Ц добровольное. —ледовательно, расходы по страховому договору не уменьшают налоговую базу по единому налогу. Ёто следует из части 1 статьи 4.1 «акона от 24†но€бр€ 1996†є†132-‘« и подтверждаетс€ в письме ћинфина –оссии от 24†феврал€ 2012 є†03-11-06/2/33.

“урагенты не формируют туристский продукт. ќни не заключают договоры с гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами и т.†п.†Ётим занимаютс€ туроператоры, которые и должны отвечать перед клиентами за качество услуг, включенных в состав туристского продукта. “урагенты лишь продвигают и реализуют туристский продукт, который сформировал туроператор. —траховать свою ответственность за то, что туроператор не исполнил договор, турагенты могут только добровольно. ѕоэтому и их расходы по страховому договору не уменьшают налоговую базу по единому налогу. Ёто следует из статьи 1, части 4 статьи 10.1 «акона от 24†но€бр€ 1996 є†132-‘«.

ѕаи в инвестиционных фондах

—итуаци€:можно ли учесть при расчете единого налога при упрощенке стоимость приобретени€ паев в инвестиционном фонде

ƒа, можно, если организаци€ примен€ет упрощенку с объектом Ђдоходы, уменьшенные на величину расходовї.

≈сли налогоплательщик платит единый налог с доходов, налоговую базу не уменьшают никакие расходы (п.†1 ст.†346.18 Ќ †–‘). Ѕолее того, приобрета€ инвестиционный пай, организаци€ утрачивает право примен€ть упрощенку с объектом налогообложени€ Ђдоходыї. Ёто объ€сн€етс€ тем, что с приобретением инвестиционного па€ организаци€ присоедин€етс€ к договору доверительного управлени€ имуществом (п.†1 ст.†10, п.†1 ст.†11 «акона от 29†но€бр€ 2001†г. є†156-‘«). ј участники таких договоров могут примен€ть упрощенку только с объектом налогообложени€ Ђдоходы, уменьшенные на величину расходовї (п.†3 ст.†346.14 Ќ †–‘). ќднако изменить объект налогообложени€ налогоплательщики, которые примен€ют упрощенку, могут только с начала следующего налогового периода (п.†2 ст.†346.14 Ќ †–‘).

“аким образом, приобрета€ инвестиционный пай, организаци€, котора€ платит единый налог с доходов, утрачивает право на применение упрощенки (п.†4.1 ст.†346.13 Ќ †–‘) и должна перейти на общую систему налогообложени€.

јналогичные разъ€снени€ приведены в письме ћинфина –оссии от 8†июл€ 2010†г. є†03-11-06/2/108.

≈сли налогоплательщик платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретени€ па€ в инвестиционном фонде можно включить в расчет налоговой базы после его реализации. »нвестиционный пай €вл€етс€ именной ценной бумагой (п.†1 ст.†14 «акона от 29†но€бр€ 2001†г. є†156-‘«). «атраты на приобретение ценных бумаг не поименованы в перечне расходов, учитываемых при расчете единого налога (п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). —ледовательно, при приобретении инвестиционного па€ его стоимость налоговую базу по единому налогу не уменьшает. ќднако при последующей реализации ценных бумаг затраты на их приобретение могут быть включены в расчет налоговой базы как расходы по оплате стоимости покупных товаров (подп.†23 п.†1 ст.†346.16 Ќ †–‘). јналогична€ точка зрени€ отражена в письмах ћинфина –оссии от 2†декабр€ 2005†г. є†03-11-04/2/144, от 29†апрел€ 2005†г. є†03-03-02-04/1-107, от 31†декабр€ 2004†г. є†03-03-02-04/1-115, ‘Ќ— –оссии от 14†феврал€ 2005†г. є†22-1-12/181.