≈сли организаци€, примен€юща€ общую систему налогообложени€, удовлетвор€ет всем критери€м, которые предъ€вл€ютс€ к будущим субъектам упрощенки, со следующего календарного года она может перейти на этот специальный налоговый режим.

”ведомление о переходе на упрощенку

ѕеред тем как перейти на упрощенку, в налоговую инспекцию, где зарегистрирована организаци€, подайте уведомление. ќб этом сказано в пункте†1 статьи†346.13 Ќалогового кодекса†–‘. –екомендуема€ форма уведомлени€ утверждена приказом ‘Ќ— –оссии от 2†но€бр€ 2012†г. є†ћћ¬-7-3/829.

ѕо общему правилу уведомить инспекцию нужно не позднее 31†декабр€ года, предшествующего году, с которого организаци€ будет примен€ть упрощенку. ¬ уведомлении нужно указать:
Ц выбранный объект налогообложени€;
Ц остаточную стоимость основных средств;
Ц размер доходов по состо€нию на 1†окт€бр€ года, предшествующего году начала применени€ упрощенки.

“акой пор€док предусмотрен пунктом 1 статьи 346.13 Ќалогового кодекса†–‘.

ќрганизации, не уведомившие налоговую инспекцию о переходе на упрощенку в установленный срок, примен€ть этот спецрежим не вправе (подп.†19 п.†3 ст.†346.12 Ќ †–‘).

Ќалогова€ база переходного периода

ѕеред началом применени€ упрощенки необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. ѕор€док ее определени€ зависит от того, как организаци€ рассчитывала налог на прибыль:

  • методом начислени€;
  • кассовым методом.

ќсобые правила формировани€ налоговой базы переходного периода установлены только дл€ организаций, которые определ€ли доходы и расходы методом начислени€. Ёто следует из положений пункта 1 статьи 346.25 Ќалогового кодекса†–‘.

ƒоходы

 ак учесть авансы, полученные организацией до перехода на упрощенку с общей системы налогообложени€

¬ состав Ђпереходныхї доходов такие организации должны включить незакрытые авансы, полученные в периоде применени€ общей системы налогообложени€. Ёто объ€сн€етс€ тем, что при методе начислени€ доходы нужно отражать на дату реализации товаров (работ, услуг). ƒата оплаты на величину доходов не вли€ет (п.†3 ст.†271 Ќ †–‘). ѕри упрощенке действует кассовый метод. ѕри нем доходы формируютс€ по мере поступлени€ оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг), в счет которой она получена. “акие правила предусмотрены пунктом 1 статьи 346.17 Ќалогового кодекса†–‘.

јвансы, полученные в счет предсто€щих поставок в периоде применени€ общей системы налогообложени€, включите в базу по единому налогу по состо€нию на 1†€нвар€ года, в котором организаци€ начинает примен€ть упрощенку (подп.†1 п.†1 ст.†346.25 Ќ †–‘). ѕри этом учитывайте особенности начислени€ и уплаты Ќƒ—, полученного в составе авансов.

¬ дальнейшем авансы, полученные до перехода на упрощенку, нужно учитывать при определении предельного объема выручки, которым ограничено применение спецрежима. Ёто следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 и подпункта 1 пункта 1 статьи†346.25 Ќалогового кодекса†–‘.

¬ 2017 году предельный объем выручки, позвол€ющий примен€ть упрощенку, составл€ет 150†000†000†руб.†(п.†4 ст.†346.13 Ќ †–‘).

ѕример учета авансов, полученных организацией до перехода на упрощенку с общей системы налогообложени€

ќќќ Ђјльфаї занимаетс€ оптовой торговлей. ¬ 2016†году организаци€ примен€ла общую систему налогообложени€, с 1†€нвар€ 2017†года перешла на упрощенку. Ќа дату перехода в учете Ђјльфыї отражены незакрытые авансы, полученные в счет предсто€щих поставок, на общую сумму 7†000†000†руб. (без Ќƒ—).

¬ 2017†году на расчетный счет организации поступила выручка в размере 60†000†000†руб., в том числе:

  • в I квартале†Ц 16†000†000†руб.;
  • во II квартале†Ц 20†000†000†руб.;
  • в III квартале†Ц 10†000†000†руб.;
  • в IV квартале†Ц 14†000†000†руб.

¬ 2017†году бухгалтер Ђјльфыї определ€ет предельный уровень доходов, позвол€ющий примен€ть упрощенку, в соответствии с пунктами 4 и 4.1 статьи 346.13 Ќалогового кодекса†–‘. “о есть ориентируетс€ на показатель 150†000†000†руб.

— учетом авансов переходного периода доход Ђјльфыї составил:
Ц по итогам I квартала†Ц 23†000†000†руб. (7†000†000†руб.†+ 16†000†000†руб.);
Ц по итогам полугоди€†Ц 43†000†000†руб. (23†000†000†руб.†+ 20†000†000†руб.);
Ц по итогам дев€ти мес€цев†Ц 53†000†000†руб. (43†000†000†руб.†+ 10†000†000†руб.);
Ц по итогам года†Ц 67†000†000†руб. (53†000†000†руб.†+ 14†000†000†руб.).

“аким образом, в течение всего года Ђјльфаї соблюдала установленное ограничение по объему доходов и сохран€ла за собой право на применение упрощенки.

 ак учесть дебиторскую задолженность, сложившуюс€ до перехода на упрощенку с общей системы налогообложени€

ƒебиторска€ задолженность покупателей, сложивша€с€ за врем€ применени€ общей системы налогообложени€, налоговую базу переходного периода не увеличивает. ѕри методе начислени€ выручка включаетс€ в состав доходов по мере отгрузки (п.†1 ст.†271 Ќ †–‘). —ледовательно, однажды она уже была учтена при налогообложении. —уммы, поступающие в счет погашени€ дебиторской задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в налоговую базу не нужно. Ёто следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 346.25 Ќалогового кодекса†–‘.

ѕример учета сумм, поступающих в погашение дебиторской задолженности, котора€ сложилась в периоде применени€ общей системы налогообложени€. ќрганизаци€ примен€ет упрощенку. ƒо перехода на упрощенку организаци€ рассчитывала налог на прибыль методом начислени€

ѕо услови€м договора покупатель оплачивает оборудование, поставленное ќќќ Ђјльфаї, в два этапа:

  • 50 процентов†Ц предоплата при подписании договора в†но€бре 2016†года;
  • 50 процентов†Ц в течение 15 дней после окончани€ монтажа и проверки оборудовани€.

—тоимость оборудовани€†Ц 260†000†руб. (без Ќƒ—).

јкт приема-передачи смонтированного и проверенного оборудовани€ подписан 31†декабр€ 2016†года. ¬ 2016†году Ђјльфаї рассчитывала налог на прибыль методом начислени€. ¬†декабре 2016†года всю выручку от реализации оборудовани€ (260†000†руб.) бухгалтер организации включил в состав доходов. — 1†€нвар€ 2017†года Ђјльфаї перешла на упрощенку. 14†€нвар€ на расчетный счет организации поступила втора€ часть платежа за оборудование (130†000†руб.). ѕри расчете единого налога за I квартал 2017†года бухгалтер Ђјльфыї не учел эту сумму в качестве дохода.

–асходы

¬ состав Ђпереходныхї расходов организации, примен€вшие метод начислени€, должны включить непризнанные расходы, оплаченные в периоде применени€ общей системы налогообложени€. Ёто объ€сн€етс€ тем, что при методе начислени€ расходы учитываютс€ на дату их осуществлени€ (п.†1 ст.†272 Ќ †–‘). ƒата оплаты на дату признани€ расходов не вли€ет. ѕри упрощенке действует кассовый метод (п.†2 ст.†346.17 Ќ †–‘). ѕри нем расходы формируютс€ по мере их оплаты. ѕричем дл€ признани€ некоторых видов затрат установлены дополнительные услови€.

 ак учесть авансы, выданные организацией до перехода на упрощенку с общей системы налогообложени€

јвансы, выданные в период применени€ общей системы налогообложени€ в счет предсто€щих поставок (без Ќƒ—), включайте в базу по единому налогу на дату поступлени€ товаров (работ, услуг). ѕри этом учитывайте ограничени€, св€занные со списанием покупных товаров и основных средств. ќплаченные, но непризнанные расходы включайте в состав затрат по мере выполнени€ условий, при которых они уменьшают налоговую базу по единому налогу. “акие правила предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.25 Ќалогового кодекса†–‘.

—итуаци€:можно ли организации на упрощенке учесть расходы на аренду. јренда оплачена авансом на несколько лет вперед в период применени€ ќ—Ќќ (до перехода на спецрежим)

ƒа, можно.

–асходы на аренду офиса, которые организаци€ оплатила, примен€€ метод начислени€, при расчете единого налога учитываютс€ на дату их осуществлени€ (подп.†4 п.†1 ст.†346.25 Ќ †–‘). Ќалоговую базу уменьшайте ежемес€чно по мере фактического получени€ услуг по договору аренды. јналогична€ точка зрени€ отражена в письме ћинфина –оссии от 14†но€бр€ 2005†г. є†03-11-04/2/132.

ѕример учета расходов на аренду, оплаченных до перехода на упрощенку. ќрганизаци€ платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ќќќ Ђјльфаї арендует помещение под офис. ƒоговор аренды заключен на период с 1†€нвар€ 2017†года по 31†декабр€ 2018†года включительно (24†мес€ца). —умма арендной платы за весь срок действи€ договора составл€ет 480†000†руб.

¬†декабре 2016†года Ђјльфаї примен€ла общую систему налогообложени€ и рассчитывала налог на прибыль методом начислени€. ¬ этом мес€це организаци€ перечислила арендодателю всю сумму арендной платы за два года вперед.

—†€нвар€ 2017†года Ђјльфаї перешла на упрощенку. ќбъект налогообложени€†Ц Ђдоходы, уменьшенные на величину расходовї.

Ќачина€ с†€нвар€ 2017†года бухгалтер организации ежемес€чно уменьшает налоговую базу по единому налогу на сумму арендной платы в размере:
480†000†руб.†: 24†мес.†= 20†000†руб.

 ак учесть кредиторскую задолженность, сложившуюс€ до перехода на упрощенку с общей системы налогообложени€

 редиторска€ задолженность по расходам, которые были учтены при расчете налога на прибыль, налоговую базу по единому налогу не уменьшает. —уммы, выплаченные в погашение этой задолженности после перехода на упрощенку, повторно включать в расходы нельз€. Ќапример, если до перехода на упрощенку неоплаченные товары были реализованы, то учитывать их стоимость при расчете единого налога после оплаты не нужно. Ёто следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Ќалогового кодекса†–‘.

—итуаци€:можно ли организации на упрощенке учесть налог на прибыль и Ќƒ—, начисленные за период, в котором организаци€ примен€ла ќ—Ќќ. Ќалоги были перечислены в бюджет после перехода на упрощенку

Ќет, нельз€.

Ћюбые расходы, поименованные в пункте 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘, могут быть признаны, только если они соответствуют критери€м, указанным в пункте 1 статьи 252 Ќалогового кодекса†–‘ (п.†2 ст.†346.16 Ќ †–‘). “о есть независимо от классификации расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Ќалогового кодекса†–‘, уменьшают налоговую базу по единому налогу, если они:

  • документально подтверждены;
  • экономически обоснованны;
  • св€заны с де€тельностью, направленной на получение доходов;
  • не поименованы в статье 270 Ќалогового кодекса†–‘.

”плату налога на прибыль и Ќƒ— по об€зательствам, которые возникли в период применени€ общей системы налогообложени€, нельз€ признать расходом, соответствующим критери€м пункта 1 статьи 252 Ќалогового кодекса†–‘. ѕосле перехода на упрощенку эта операци€ уже не св€зана с де€тельностью, направленной на получение доходов, следовательно, не €вл€етс€ экономически обоснованной.  роме того, суммы налога на прибыль и Ќƒ—, начисленные к уплате в бюджет, не могут учитыватьс€ при налогообложении в силу положений пунктов 4 и 19 статьи 270 Ќалогового кодекса†–‘.

“аким образом, дл€ уменьшени€ налоговой базы по единому налогу за счет уплаты налогов, начисленных в период применени€ общей системы налогообложени€, у организации, перешедшей на упрощенку, оснований нет. ѕравомерность этого вывода подтверждаетс€ письмами ћинфина –оссии от 16†окт€бр€ 2007†г. є†03-11-05/251, от 19†декабр€ 2006†г. є†03-11-04/2/281.

 ассовый метод

ƒл€ организаций, которые примен€ли кассовый метод, специального пор€дка формировани€ доходов и расходов при переходе на упрощенку не разработано. Ёто обусловлено тем, что такие организации и раньше признавали свои доходы и расходы по мере оплаты (п.†2, 3 ст.†273 Ќ †–‘). ѕоэтому дл€ них при переходе на упрощенку принципиально ничего не изменитс€.

≈динственное, на что следует обратить внимание,†Ц это пор€док определени€ остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного до перехода на спецрежим. ≈сли такое имущество организаци€ оплатила и ввела в эксплуатацию до перехода на упрощенку, то его остаточную стоимость определите так. »з цены приобретени€ (сооружени€, изготовлени€, создани€) вычтите сумму амортизации, начисленную за период применени€ общей системы налогообложени€. ѕри этом используйте данные налогового учета (п.†2.1 ст.†346.25 Ќ †–‘). ≈сли до перехода на упрощенку основные средства или нематериальные активы были приобретены (сооружены, изготовлены, созданы), но не оплачены, то их остаточную стоимость отразите в учете позднее: начина€ с отчетного периода, в котором произошла оплата. ѕо общему правилу остаточную стоимость нужно определ€ть как разницу между ценой приобретени€ (сооружени€, изготовлени€, создани€) и суммой амортизации, начисленной за период применени€ общей системы налогообложени€. ќднако у организаций, которые рассчитывали налог на прибыль кассовым методом, остаточна€ стоимость такого имущества будет равна первоначальной. ќбъ€сн€етс€ это тем, что при кассовом методе амортизируетс€ только полностью оплаченное имущество. Ёто следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 273 Ќалогового кодекса†–‘.

ѕодробнее о списании расходов по амортизируемому имуществу, прин€тому на баланс до перехода на упрощенку, см.† ак списать расходы, если основное средство (нематериальный актив) было приобретено (создано) до перехода на упрощенку.

¬осстановление Ќƒ—

ѕри переходе на упрощенку с общей системы налогообложени€ организаци€ об€зана восстанавливать суммы входного Ќƒ—, прин€того к вычету (п.†3 ст.†170 Ќ †–‘). Ќалог нужно восстановить по активам, которые были приобретены до перехода на спецрежим, но не были использованы в операци€х, облагаемых Ќƒ—. ¬осстановление проведите по учету в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу (абз.†5 подп.†2 п.†3 ст.†170 Ќ †–‘).

ѕо непроданным товарам и неиспользованным материалам Ќƒ— восстановите в полной сумме. ѕо основным средствам и нематериальным активам†Ц в сумме, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости. ќб этом сказано в абзаце 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Ќалогового кодекса†–‘.

ќсобым пор€дком восстановлени€ Ќƒ—, предусмотренным статьей 171.1 Ќалогового кодекса†–‘, воспользоватьс€ не удастс€. ¬ отношении недвижимого имущества, объектов строительства и некоторых видов основных средств законодательство позвол€ет восстанавливать налог постепенно в течение длительного времени. ќднако этот пор€док распростран€етс€ только на плательщиков Ќƒ—. –уководствоватьс€ им после перехода на упрощенку нельз€ (п.†2 ст.†346.11 Ќ †–‘).

—итуаци€:нужно ли правопреемнику восстановить входной Ќƒ— при переходе на упрощенку с ќ—Ќќ.   правопреемнику переходит часть имущества, по которому Ќƒ— ранее был прин€т к вычету реорганизованной организацией

ƒа, нужно.

ќрганизаци€ об€зана восстановить ранее прин€тый к вычету Ќƒ— по основани€м, указанным в пункте†3 статьи†170 Ќалогового кодекса†–‘. ¬ частности, это необходимо сделать при использовании в операци€х, не облагаемых Ќƒ—, товаров, работ или услуг (в†т.†ч.†основных средств, нематериальных активов и имущественных прав), изначально приобретенных дл€ операций, облагаемых этим налогом (подп.†2 п.†3 ст.†170 Ќ †–‘).

ѕо общему правилу организации, примен€ющие упрощенку, не признаютс€ плательщиками Ќƒ— (п.†2 ст.†346.11 Ќ †–‘). “аким образом, после реорганизации имущество, перешедшее к правопреемнику, будет использоватьс€ в де€тельности, не облагаемой Ќƒ—. —ледовательно, сумма налога по этому имуществу, ранее прин€та€ к вычету реорганизованной организацией, должна быть восстановлена. ѕеречислить в бюджет восстановленную сумму Ќƒ— об€зан правопреемник.

јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письмах ћинфина –оссии от 30†июл€ 2010†г. є†03-07-11/323, от 10†но€бр€ 2009†г. є†03-07-11/290 и ‘Ќ— –оссии от 14†марта 2012†г. є†≈ƒ-4-3/4270.

Ђ√лавбухї†советует

≈сть аргументы, позвол€ющие организации-правопреемнику, перешедшей на упрощенку, не восстанавливать Ќƒ— с имущества, полученного в результате реорганизации. ќни заключаютс€ в следующем.

Ђ√лавбухї†советует

¬о-первых, услови€, при которых организаци€ об€зана восстановить Ќƒ— по приобретенным товарам (работам, услугам), определены в пункте 3 статьи 170 Ќалогового кодекса†–‘. »з этой нормы следует, что восстанавливать Ќƒ— должна та организаци€, котора€ ранее прин€ла налог к вычету. ќрганизаци€-правопреемник входной Ќƒ— по полученному имуществу к вычету не предъ€вл€ла, поэтому восстанавливать его оснований нет.  роме того, требовани€ о восстановлении Ќƒ— не распростран€ютс€ на операции по передаче имущества правопреемникам при реорганизации (подп.†2 п.†3 ст.†170 Ќ †–‘).

¬о-вторых, при реорганизации на правопреемника возлагаютс€ об€занности по уплате налогов, начисленных реорганизованной организацией (п.†1 ст.†50 Ќ †–‘). Ќи в статье 50, ни в статье 162.1 Ќалогового кодекса†–‘ нет положений, об€зывающих правопреемника восстанавливать Ќƒ—, прин€тый реорганизованной организацией к вычету.

¬-третьих, по общему правилу организаци€, примен€юща€ упрощенку после реорганизации, не €вл€етс€ плательщиком Ќƒ—, и положени€ главы 21 Ќалогового кодекса†–‘ на нее не распростран€ютс€ (п.†2 ст.†346.11 Ќ †–‘). Ќикаких исключений в части восстановлени€ Ќƒ— при реорганизации налоговым законодательством не предусмотрено.

»з совокупности приведенных норм можно сделать вывод, что правопреемники, примен€ющие упрощенку и получившие при реорганизации какое-либо имущество, не должны восстанавливать входной Ќƒ— по этому имуществу, ранее прин€тый к вычету реорганизованной организацией. ќднако, учитыва€ позицию контролирующих ведомств, применение этого вывода на практике, скорее всего, повлечет за собой спор с провер€ющими. –азрешать такой спор придетс€ в суде. ”стойчива€ арбитражна€ практика подтверждает правомерность отказа правопреемника от восстановлени€ Ќƒ— (см., например, определение ¬ерховного суда†–‘ от 17†окт€бр€ 2014†г. є†307- √14-1534, постановлени€ ‘ј— —еверо-«ападного округа от 30†апрел€ 2014†г. є†ј52-1617/2013, «ападно-—ибирского округа от 14†марта 2014†г. є†ј81-2538/2013, ”ральского округа от 21†декабр€ 2012†г. є†‘09-12394/12, ћосковского округа от 21†ма€ 2007†г. є† ј-ј40/3985-07).

—итуаци€:должна ли организаци€ при переходе на упрощенку восстанавливать входной Ќƒ—, прин€тый к вычету по затратам на строительство здани€. —троительство началось, когда организаци€ примен€ла ќ—Ќќ

ƒа, должна.

¬ данной ситуации ранее прин€тые к вычету суммы Ќƒ— относ€тс€ к основному средству, которое организаци€ не будет использовать в де€тельности, облагаемой Ќƒ—. ѕоэтому перед переходом на упрощенку такие вычеты нужно восстановить. ќб этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Ќалогового кодекса†–‘.

¬осстановленные суммы входного Ќƒ— перечислите в бюджет по итогам последнего налогового периода, предшествующего переходу на спецрежим (п.†1 ст.†174 Ќ †–‘).

ѕри расчете налога на прибыль сумму восстановленного Ќƒ— включите в состав прочих расходов. “акой пор€док следует из положений абзаца 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 и подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Ќалогового кодекса†–‘ и подтверждаетс€ письмами ћинфина –оссии от 1†апрел€ 2010†г. є†03-03-06/1/205, от 27†€нвар€ 2010†г. є†03-07-14/03.

ѕример восстановлени€ входного Ќƒ— по основным средствам. ќрганизаци€ перешла на упрощенку с общей системы налогообложени€

¬†июне 2016†года ќќќ Ђјльфаї приобрело оборудование (основное средство) по цене 236 000†руб. (в†т.†ч.†Ќƒ—†Ц 36†000†руб.). ќрганизаци€ была плательщиком Ќƒ— и предъ€вленный входной налог прин€ла к вычету. ѕереоценка стоимости основного средства не производилась.

— 1†€нвар€ 2017†года Ђјльфаї перешла на упрощенку. ѕоэтому в†декабре 2016†года бухгалтер рассчитал сумму Ќƒ— к восстановлению.

Ќа 31†декабр€ 2016†года остаточна€ стоимость оборудовани€ равна 164†664†руб. –анее прин€тую к вычету сумму Ќƒ— бухгалтер организации восстановил и включил в расходы при расчете налога на прибыль за 2016†год. —умма Ќƒ— к восстановлению составила:
36†000†руб.†× 164†664†руб.†: (236 000†руб.†Ц 36 000†руб.)†= 29†640†руб.

—итуаци€:нужно ли при переходе на упрощенку восстановить входной Ќƒ—, ранее прин€тый к вычету по сырью (материалам, работам, услугам), израсходованному на производство готовой продукции

ƒа, нужно. ѕри этом методику, по которой будете определ€ть сумму Ќƒ— к восстановлению, разработайте самосто€тельно.

ѕо общему правилу при переходе на упрощенку с общей системы налогообложени€ суммы Ќƒ—, ранее прин€тые к вычету, надо восстановить.

¬ частности, это необходимо сделать и в отношении входного Ќƒ— по товарам (услугам, работам), стоимость которых включена в себестоимость готовой продукции, не реализованной до перехода на упрощенку. ѕри этом факт оплаты таких товаров (работ, услуг) роли не играет. “о есть ранее прин€тый налог нужно восстановить, даже если у организации имеетс€ кредиторска€ задолженность по таким товарам (работам, услугам). ¬едь главное не это, а то, что такие затраты сформировали себестоимость продукции, которую не успели продать, будучи на общем режиме налогообложени€.

¬осстановить Ќƒ— нужно в последнем квартале, предшествующем переходу. “акой вывод следует из положений пункта 2 и абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Ќалогового кодекса†–‘.

ќднако конкретной методики, как считать суммы Ќƒ— к восстановлению по готовой продукции, нет. Ќет и каких-либо официальных разъ€снений по данному вопросу. ѕоэтому пор€док восстановлени€ нужно определить самосто€тельно и прописать в учетной политике дл€ целей налогообложени€. ѕри этом стоит учитывать тот способ, по которому формируете себестоимость готовой продукции. Ќапример, определить сумму Ќƒ— к восстановлению можно исход€ из удельного веса расходов, по которым налог прин€ли к вычету и которые включили в себестоимость готовой продукции, оставшейс€ на складах.

ѕример расчета Ќƒ— к восстановлению с расходов, включенных в себестоимость готовой продукции.

ќќќ†Ђјльфаї занимаетс€ производством мебели. —ебестоимость готовой продукции определ€етс€ по фактическим затратам.

¬†декабре 2016†года организаци€ произвела:
Ц 125 садовых скамеек;
Ц 50 садовых столов.

—ебестоимость готовой продукции сформирована за счет следующих затрат:

  • материалы†Ц 250†000†руб. (Ќƒ—, прин€тый к вычету,†Ц 45†000†руб.);
  • расходы на оплату труда с начислени€ми†Ц 150†000†руб. (без Ќƒ—);
  • амортизаци€ оборудовани€†Ц 100†000†руб. (без Ќƒ—);
  • аренда склада и цеха†Ц 100†000†руб. (Ќƒ—, прин€тый к вычету,†Ц 18†000†руб.).

ќстатков готовой продукции по состо€нию на 1†декабр€ 2016 года у Ђјльфыї нет.

»з общего объема готовой продукции в†декабре было реализовано:

  • 25 садовых скамеек на сумму 100†000†руб. (100†шт.†× 4000†руб.);
  • 30 садовых столов на сумму 300†000†руб. (30†шт.†× 10†000†руб.).

“аким образом, по состо€нию на 31†декабр€ 2016 года на складе Ђјльфыї зафиксированы следующие остатки нереализованной готовой продукции (в ценах реализации):

  • 100†садовых скамеек на сумму 400†000†руб. (100†шт.†× 4000†руб.);
  • 20†садовых столов на сумму 200†000†руб. (20†шт.†× 10†000†руб.).

— 1†€нвар€ 2017 года Ђјльфаї переходит на упрощенку. ¬осстанавливать входной Ќƒ— бухгалтер решил пропорционально удельному весу затрат в общем объеме готовой продукции. —начала он определил соотношение между суммой Ќƒ—, прин€той к вычету по ресурсам, которые были израсходованы на производство готовой продукции, и фактической себестоимостью готовой продукции, произведенной в†декабре:

(45†000†руб.†+ 18†000†руб.)†: (250†000†руб.†+ 150†000†руб.†+ 100†000†руб.†+ 100†000†руб.)†= 0,105.

«атем бухгалтер определил соотношение между общим объемом затрат и стоимостью готовой продукции в ценах реализации:

(250†000†руб.†+ 150†000†руб.†+ 100†000†руб.†+ 100†000†руб.)†: (100†000†руб.†+ 300†000†руб.†+ 400†000†руб.†+ 200†000†руб.)†= 0,6.

—умма входного Ќƒ—, котора€ относитс€ к остаткам нереализованной готовой продукции и котора€ восстанавливаетс€ в св€зи с переходом на упрощенку, составл€ет:

(400†000†руб.†+ 200†000†руб.)†× 0,6†× 0,105†= 37†800†руб.

—умма Ќƒ— в размере 25†200†руб. (45†000†руб.†+ 18†000†руб.†Ц 37†800†руб.) относитс€ к готовой продукции, реализованной в период применени€ общей системы налогообложени€, поэтому восстановлению не подлежит.

Ђ√лавбухї†советует

≈сли организаци€ готова к спору с налоговой инспекцией, она может не восстанавливать Ќƒ— по материалам (работам, услугам), израсходованным при производстве готовой продукции. —корее всего, такую позицию придетс€ отстаивать в суде. ¬ споре помогут следующие аргументы.

Ђ√лавбухї†советует

—пор о необходимости восстановлени€ Ќƒ— по готовой продукции при переходе с общей системы налогообложени€ на упрощенку был рассмотрен в постановлении ‘ј— —еверо- авказского округа от 13†феврал€ 2009†г. є†ј32-2653/2008-30/40-16/224. —уд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации организаци€ не должна восстанавливать налог. ќснованием дл€ такого решени€ послужили положени€ пункта 2 и абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Ќалогового кодекса†–‘. ѕредставленные на рассмотрение суда данные бухучета подтверждали, что готова€ продукци€ была произведена и сдана на склад, когда организаци€ вела де€тельность, облагаемую Ќƒ—. —ледовательно, ресурсы, использованные на производство готовой продукции, были израсходованы в том периоде, в котором организаци€ примен€ла общую систему налогообложени€. “аким образом, применение вычета по Ќƒ— в отношении этих ресурсов было правомерным. ѕовторно израсходовать использованное сырье и материалы организаци€ не сможет. ¬ де€тельности на упрощенке будет использоватьс€ только готова€ продукци€, созданна€ с применением этих ресурсов. Ќо входного Ќƒ—, прин€того к вычету по готовой продукции, у организации нет, а значит, основани€ дл€ восстановлени€ налога отсутствуют.

ѕравомерность такого вывода была подтверждена ¬ј—†–‘ в определении от 19†июн€ 2009†г. є†11995/08. ќднако следует учитывать, что при проверке налогова€ инспекци€ может игнорировать конкретное арбитражное дело. ѕоэтому, отказыва€сь от восстановлени€ Ќƒ— по готовой продукции при переходе с общей системы налогообложени€ на спецрежим, нужно подготовитьс€ к защите своего решени€ в суде.

—итуаци€:нужно ли при переходе на упрощенку восстановить входной Ќƒ—, ранее прин€тый к вычету по малоценке (спецоснастке, спецодежде), стоимость которой была полностью отнесена на расходы в налоговом учете. — баланса организации имущество не списано

ƒа, нужно.

¬ данной ситуации ранее прин€тые к вычету суммы Ќƒ— относ€тс€ к имуществу, которое организаци€ прекращает использовать в облагаемой этим налогом де€тельности. ѕоэтому, переход€ на упрощенку, такие суммы нужно восстановить. Ёто следует из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Ќалогового кодекса†–‘.

¬осстановленные суммы налога отразите в декларации по Ќƒ— за квартал, который предшествует переходу на спецрежим (п.†1 ст.†174 Ќ †–‘).

¬ рассматриваемой ситуации не удастс€ воспользоватьс€ аргументами, позвол€ющими не восстанавливать Ќƒ— по материалам, стоимость которых включена в готовую продукцию. ¬едь оснастка, спецодежда и другое малоценное имущество не предполагают их одноразового использовани€. ≈сли такие активы отражены в балансе организации, это означает, что она продолжает использовать их в своей де€тельности. Ќо после перехода на упрощенку эта де€тельность становитс€ не облагаемой Ќƒ—, а следовательно, организаци€ лишаетс€ права на часть вычетов, которыми она воспользовалась, когда примен€ла общую систему налогообложени€. ѕоэтому Ќƒ— надо восстановить в части, пропорциональной стоимости малоценных активов, отраженной в бухучете на дату смены налогового режима.

ѕример восстановлени€ Ќƒ— по малоценному имуществу при переходе с общей системы налогообложени€ на упрощенку

¬ 2016 году ќќќ Ђјльфаї примен€ло общую систему налогообложени€. ¬†€нваре 2016 года организаци€ приобрела комплект спецодежды стоимостью 82†600†руб., в том числе Ќƒ—†Ц 12†600†руб. ¬ этом же мес€це спецодежда была передана со склада в производственные подразделени€ организации.

¬ соответствии с учетной политикой в налоговом учете стоимость малоценных активов бухгалтер списывает на расходы единовременно в момент ввода в эксплуатацию (подп.†3 п.†1 ст.†254 Ќ †–‘). ¬ бухучете стоимость такого имущества бухгалтер переносит на расходы равномерно в течение срока полезного использовани€ (п.†26 ћетодических указаний, утвержденных приказом ћинфина –оссии от 26†декабр€ 2002†г. є†135н).

—рок полезного использовани€ спецодежды†Ц 2,5 года (30 мес€цев).

¬ течение 2016 года расходы на приобретение спецодежды признаны:
Ц при расчете налога на прибыль†Ц в размере 70†000†руб. (82†600†руб.†Ц 12†600†руб.);
Ц в бухучете†Ц в размере 28†000†руб. ((82†600†руб.†Ц 12†600†руб.): 30 мес.†× 12 мес.).

¬ходной Ќƒ— в сумме 12†600†руб. был прин€т к вычету в I квартале 2016 года.

— 1†€нвар€ 2017 года Ђјльфаї переходит на упрощенку.

ѕоскольку в налоговом учете стоимость спецодежды была полностью перенесена на расходы, при расчете единого налога эти затраты не учитываютс€.
¬ бухучете организаци€ продолжает ежемес€чно переносить стоимость спецодежды на расходы до окончани€ срока полезного использовани€ имущества (18 мес€цев).

—умму входного Ќƒ—, прин€того к вычету, бухгалтер восстанавливает пропорционально непогашенной стоимости спецодежды, сложившейс€ в бухучете по состо€нию на 31†декабр€ 2016 года.

¬ходной Ќƒ— к восстановлению равен:

12†600†руб.: 70†000†руб.†× (70†000†руб.†Ц 28†000†руб.)†= 7560†руб.

Ќƒ— по незакрытым авансам

— авансов, полученных в период применени€ общей системы налогообложени€ в счет оплаты товаров (работ, услуг), которые будут реализованы после перехода на упрощенку:

  • нужно начислить Ќƒ—, если цена на товары (работы, услуги) установлена с учетом этого налога. Ќƒ— с аванса можно прин€ть к вычету в последнем мес€це применени€ общей системы налогообложени€. ƒл€ этого следует скорректировать договорную стоимость товаров (работ, услуг) и вернуть покупателю сумму Ќƒ—, полученную в составе аванса. —овершение указанных действий должно быть подтверждено документально (например, дополнительным договором, платежным поручением и т.†д.);
  • не нужно начисл€ть Ќƒ—, если цена на товары (работы, услуги), в счет оплаты которых получен аванс, заранее была установлена без этого налога.

“акой пор€док следует из положений пункта 5 статьи 346.25 Ќалогового кодекса†–‘. јналогичные разъ€снени€ содержатс€ в письмах ћинфина –оссии от 25†декабр€ 2009†г. є†03-11-06/2/266 и ‘Ќ— –оссии от 10†феврал€ 2010†г. є†3-1-11/92.

≈сли полученный аванс включал в себ€ Ќƒ—, но организаци€-продавец не вернула налог покупателю, поступите так:

  • сумму аванса (без Ќƒ—) включите в состав доходов переходного периода;
  • сумму Ќƒ— перечислите в бюджет.

Ёто следует из положений пункта 1†статьи 346.15, пункта 1 статьи 248, пункта 5 статьи 173 Ќалогового кодекса†–‘. ƒело в том, что с 2016 года суммы полученного Ќƒ— в состав доходов при упрощенке не включаютс€. ј поскольку Ќƒ— был отражен в счете-фактуре, выставленном при получении аванса, сумму налога нужно перечислить в бюджет.

—итуаци€:имеет ли организаци€ право на вычет входного Ќƒ— по экспортной операции. “овар был отгружен, когда организаци€ примен€ла ќ—Ќќ, а документы, подтверждающие экспорт, были собраны после перехода на упрощенку

ƒа, имеет.

— переходом на упрощенку организаци€ не тер€ет право на возмещение Ќƒ— по экспортным операци€м, совершенным в период применени€ общей системы налогообложени€. ¬ычетам подлежат суммы Ќƒ— по товарам (работам, услугам), приобретенным дл€ использовани€ в операци€х, облагаемых этим налогом. ≈сли организаци€†Ц плательщик Ќƒ— экспортировала товар, она имеет право на применение нулевой ставки Ќƒ— и на вычет входного Ќƒ—. ƒл€ подтверждени€ этого права в налоговую инспекцию нужно представить документы, предусмотренные статьей 165 Ќалогового кодекса†–‘. —рок дл€ подачи таких документов составл€ет 180 календарных дней с момента выпуска товаров в процедуре экспорта в страны, которые не вход€т в “аможенный союз, или с момента отгрузки товаров в страну†Ц участницу “аможенного союза. Ёто следует из положений пункта 9 статьи 165 Ќалогового кодекса†–‘, пункта 5 приложени€ 18 к договору о ≈вразийском экономическом союзе.

≈сли все необходимые документы были представлены своевременно, организаци€ может требовать возмещени€ Ќƒ— из бюджета, даже если право на нулевую налоговую ставку подтверждено после перехода на упрощенку. ѕравомерность такого подхода подтверждаетс€ постановлением ѕрезидиума ¬ј—†–‘ от 9†окт€бр€ 2012†г. є†6759/12, а также постановлени€ми ‘ј— ¬осточно-—ибирского округа от 2†апрел€ 2014†г. є†ј78-8120/2013, —еверо-«ападного округа от 2†сент€бр€ 2013†г. є†ј42-2911/2012, ѕоволжского округа от 6†декабр€ 2007†г. є†ј65-21054/2006-—ј1-42-23, ƒальневосточного округа от 6†апрел€ 2006†г. є†‘03-ј73/06-2/577.

—ледует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались противоположной точки зрени€. ‘инансовое и налоговое ведомства разъ€сн€ли, что правом на применение нулевой ставки Ќƒ— и на вычет входного налога при экспортных операци€х обладают только плательщики Ќƒ— (п.†1 ст.†171 Ќ †–‘). ј поскольку организации на упрощенке таковыми не признаютс€, после перехода на спецрежим на них это право не распростран€етс€. ƒаже если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Ќалогового кодекса†–‘, был собран своевременно. ќб этом говорилось, в частности, в письмах ћинфина –оссии от 15†апрел€ 2010†г. є†03-07-11/118 и ‘Ќ— –оссии от 11†окт€бр€ 2006†г. є†Ў“-6-03/996, от 18†августа 2006†г. є†03-2-03/1581.

ќднако в письме ћинфина –оссии от 7†но€бр€ 2013†г. є†03-01-13/01/47571 (направлено в налоговые инспекции письмом ‘Ќ— –оссии от 26†но€бр€ 2013†г. є†√ƒ-4-3/21097) четко сказано: если разъ€снени€ контролирующих ведомств не согласуютс€ с опубликованными решени€ми ¬ј—†–‘ и ¬ерховного суда†–‘, налоговые инспекции в своей де€тельности должны руководствоватьс€ судебными решени€ми. “аким образом, с учетом сложившейс€ арбитражной практики прежн€€ позици€ ћинфина –оссии и налоговой службы представл€етс€ неактуальной.