Составьте учетную политику организации для целей бухучета с учетом правил, которые записаны в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В статье вы узнаете, какие организации должны составлять учетную политику для целей бухучета и что в ней записать.
ПБУ 1/2008: как разработать учетную политику
Какие организации обязаны составлять учетную политику
Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Положения этого документа применяют все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).
Два сервиса, чтобы подготовить учетную политику онлайн.
Для чего нужна учетная политика
Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.
Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:
- полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
- своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
- приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2005 № А42-6647/03-20).
В учетную политику добавьте новые субсчета, зафиксируйте льготы по бухучету и актуализируйте первичку. Готовые формулировки найдете в статье. Также из статьи узнаете, что поправить в учетной политике на упрощенке.
Что записать в учетной политике
Учетная политика должна включать в себя:
- рабочий план счетов;
- формы первичных документов;
- регистры бухучета;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.
Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации или организации-правопреемника (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008). При этом штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.
Компания вправе вести учет самостоятельно разработанными способами, если стандартных способов учета нет ни в федеральных или отраслевых стандартах, ни в МСФО, ни в рекомендациях по бухучету; главбух считает, что стандартные способы приводят к недостоверной отчетности или организация относится к малому бизнесу. В каких случаях в бухгалтерской учетной политике можно самостоятельно установить способы учета, смотрите в Системе Главбух, которая входит в Актион Бухгалтерия.
В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, которые компания выбрала из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.
Если какого-либо способа ведения бухучета в федеральных стандартах не установлено, организация разрабатывает их самостоятельно. В этом случае при разработке своих стандартов учитывайте требования, предусмотренные законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При этом используйте указанные ниже документы в следующей последовательности:
- МСФО;
- положения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным или связанным вопросам;
- рекомендации в области бухгалтерского учета.
Таким образом, самый приоритетный документ – это МСФО. Если не нашли правил в МСФО, посмотрите федеральные или отраслевые стандарты бухучета по схожим вопросам. И только если там нет ответа, используйте рекомендации по бухучету (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
Например, если у организации есть операции по хеджированию финансовых рисков, применяйте правила учета из МСФО. В частности, это МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (в редакции 2014 года) и МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
Особые правила установлены для организаций, которые раскрывают составленную по МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организаций, не создающих группу. Такие компании вправе не применять способ ведения бухучета, установленный ФСБУ, если такой способ приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО. Кроме того, они вправе обязать свои дочерние общества поступать так же: вместо российских правил учета применять международные. Такой порядок предусмотрен пунктами 7–7.4 ПБУ 1/2008.
В рекомендации Системы Главбух, которая входит в Актион Бухгалтерия, есть генератор учетной политики и формулировки для бухучета и налогов, которые помогут составить приказ об изменении учетной политики на 2023 год. Готовые образцы приказов и обновленный рабочий план счетов упростят переход на новые правила.
Кто должен разрабатывать учетную политику
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.
Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме. Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Утверждать каждый год новый документ не требуется.
Образец приказа об утверждении учетной политики
Когда нужно изменять учетную политику
Учетную политику можно изменять только в трех случаях.
Во-первых, если меняются требования законодательства, которые регулируют порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты.
Во-вторых, если организация внедряет новые способы бухучета, которые повысят качество информации об объекте бухучета. Например, переходит на компьютерную обработку данных.
В-третьих, если существенно меняются условия деятельности организации: смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности и т. д. Такие правила – в части 6 статьи 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и пункте 10 ПБУ 1/2008.
Изменения в учетной политике вступают в силу с 1 января года, следующего за годом утверждения, если нет оснований применять их в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008). Корректировки, которые обусловлены изменениями в законодательстве, вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте (п. 14 ПБУ 1/2008).
Изменения в учетной политике могут существенно повлиять на финансовые результаты или движение денег организации. Такие изменения раскройте в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).
Учетную политику дополняют, когда в работе компании впервые возникает новая операция или факт хозяйственной жизни (п. 10 ПБУ 1/2008). Дополнения вносите на основании приказа или распоряжения руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому составьте в произвольной форме.
Дополнения в учетную политику применяются с первой операции, для которой они понадобились.
В учетной политике организация закрепляет способы ведения бухучета c учетом специфики ее деятельности. Читайте, из чего состоит учетная политика, кто ее разрабатывает, когда и как часто ее утверждать и как выбрать способы ведения учета.
Ответы на все вопросы по налоговым изменениям 2023 года вы найдете в корпоративной справочно-образовательной системе «Актион 360». Просто задайте свой вопрос в поисковой строке и узнайте, как поступить именно в вашей ситуации. Разъяснения дают авторитеты в своей области – судьи, специалисты Минфина и ФНС.
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту- Статьи по теме:
- Активные и пассивные счета бухгалтерского учета 2024: таблица, примеры, проводки
- Как подтвердить применение УСН: справка, уведомление, образцы
- Новый учет НМА с 2024 года по ФСБУ 14/2022: оценка нематериальных активов
- Среднесписочная численность работников: что это, как рассчитать и примеры
- Счет 97 «Расходы будущих периодов»: что относится, как учесть в 2024 году