Вопрос: Правомерность применения нулевой ставки НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
ООО Приморский Логист на ОСНО оказывает услуги транспортного экспедирования груза (по договору ТЭО), пришедшего из Китая (есть коносамент), до г.Екатеринбург. Груз прибывает в Порт на территории России, выгружается с судна, растамаживается, грузится на жд составы и отправляется в Екаринбург.
Договорная цепочка следующая: Главный заказчик - Логист ЕКБ - Приморский Логист - Порт.
1. Порт выставляет Приморскому Логисту за услуги ПРР (судно-порт-жд) вагоны (НДС 0%), ТЭО груза в жд вагонах Порт-г.Екатеринбург (Без НДС = УСН), возмещение жд тарифа РЖД (НДС 20%).
2. Приморский Логист перевыставляет услуги Порта и своё вознаграждение за услуги ТЭО (НДС 0%) Уральскому Логисту.
3. Уральский Логист перевыставляет услуги Приморского Логиста (в т.ч. возмещаемые услуги Порта) и своё вознаграждение за услуги ТЭО (НДС 0%) Заказчику.
Правомерно ли применение ставок НДС 0% на всех участках данной перевозки с учетом того, что груз растаможен в Порту и погружен на жд состав уже в растаможенном виде?
4. Если использование ставки НДС 0% на всех участках договорной цепочки правомерно, имеет ли он право Уральский Логист работая по договору ТЭО в данной ситуации - использовать ставку НДС 20%? И, следовательно, имеет ли право Заказчик на вычет по входящему НДС от Уральского Логиста?»
Ответ:
Услуги транспортной экспедиции облагаются НДС по ставке 0% (пп.2.1 п.1 ст.164 НК), но для этого должен быть выполнен ряд условий:
- 1) Экспедитор не является перевозчиком на ж/д транспорте
- 2) Между экспедитором и заказчиком –договор на оказание ТЭУ
- 3) Услуги включены в классификацию экспедиторских услуг ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст.
- 4) Перевозка должна быть международной – т.е. начальная точка маршрута – за пределами России, а конечная –на ее территории.
Из приведенной Вами цепочки остается не ясным ключевое условие – является ли перевозка международной. Зачастую длинные международные маршруты разбивают на отдельные этапы, и тогда каждый перевозчик и экспедитор, которые отвечают за свой этап, могут применять ставку 0%, если есть документы, подтверждающие международный характер перевозки. Например, в Вашей ситуации может быть 2 разных варианта:
- 1) Заказчик у всей перевозки один – импортер. Товар везется из-за границы морем, в России перегружается на другой транспорт и доставляется заказчику. Это – международная перевозка, и указанные Вами лица имеют право на применение ставки 0% по своим услугам. Но у каждого должно быть подтверждение международного характера перевозки. Во-первых, в договоре следует прописать и общий маршрут, и этап, за который отвечает конкретная организация. Во-вторых, должно быть доказательство ввоза товаров (коносамент). В-третьих, понадобятся копии договоров по всей цепочке, включая договор между импортером и первым экспедитором. Применение в этом случае ставки 20% неправомерно, у заказчика будут проблемы с вычетом такого НДС (п.18 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, а также письма Минфина от 30.10.2017 № 03-07-08/71004, от 01.02.2016 № 03-07-08/4526).
- 2) На российском этапе перевозки сменился заказчик. Импортер продал товары после растаможки, и уже покупатель груза заключал договор с экспедитором. Услуги ТЭУ при такой перевозке (от пограничного порта в России до пункта разгрузки в России) также подпадают под ставку 0%, но только если перевозка осуществляется ж/д транспортом. Вы указали, что перевозится груз по железной дороге, поэтому для Вас приемлем и такой вариант применения нулевой ставки. Так же, как и в 1 варианте, экспедиторы должны применять ставку 0%, но вот ж/д перевозчик не имеет права на такую ставку, тариф по ставке 20% Вам предъявили правомерно. Но если ставку 20% предъявит заказчику экспедитор по своим услугам, заказчик не сможет принять к вычету этот налог.
Более подробно о том , когда применяют ставку НДС 0 процентов, вы можете узнать в Системе Главбух.
Когда применяют ставку НДС 0 процентов
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени