Вопрос:
В организацию направили работников из центра занятости по социальной программе, частично центр занятости возмещает расходы на оплату труда и страховые взносы. В штатном расписании профессии этим сотрудникам не установлены. Как учесть расходы?
Ответ:
Затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК). Выплаченную сотрудникам за счет субсидии зарплату учтите в расходах на оплату труда, страховые взносы – в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Материалы Системы Главбух по вашему вопросу:
https://vip.1gl.ru/#/document/12/223369
https://vip.1gl.ru/#/document/16/58411/tit2/
https://vip.1gl.ru/#/document/16/58225/
Как учесть в бухучете и при налогообложении субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь
В каких случаях государственная помощь признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК. В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены:
- средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК);
- субсидии на возмещение расходов, которые поименованы в статье 270 НК. Исключение: расходы, указанные в пункте 5 статьи 270 НК (абз. 26 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК).
Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.
Нужно ли включить в налогооблагаемые доходы по прибыли госпомощь, которая не признается целевым финансированием в налоговом учете у коммерческой организации
Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 НК. В этот перечень входит имущество и деньги, полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов и субсидий на возмещение расходов, поименованных в статье 270 НК, кроме расходов из пункта 5 данной статьи(абз. 4, 26 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.
Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК не содержит. Руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 НК коммерческие организации также не могут.
Получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены на:
- компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
- возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Об этом говорится в статье 78 БК.
У организаций, получивших госпомощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием, возникает экономическая выгода. Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК).
Унитарные предприятия должны включать в доходы деньги, полученные от собственника имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК). Данные суммы признавайте в доходах в порядке, предусмотренном для субсидий (п. 4.1 ст. 271 НК).
Порядок признания в доходах субсидий, которые в целях налогового учета не признаются целевым финансированием, зависит от их назначения:
Назначение субсидии | Порядок признания доходов | |
Финансирование расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
|
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
|
|
Компенсация ранее произведенных расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав | Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств (письма Минфина от 18.09.2020 № 03-03-06/1/82002, от 18.06.2020 № 03-03-06/1/52448, от 19.05.2020 № 03-03-07/41091) |
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
|
|
Компенсация недополученных доходов | В какой момент учесть субсидию, зависит от того, на какие цели она выделена |
При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.
Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 НК.
Можно ли коммерческой организации учесть при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи
Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.
Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК).
В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК). А значит, их амортизация не включается в расходы при расчете налога на прибыль.
Данное правило в полной мере касается, например, государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК).
Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин в письмах от 10.11.2009 № 03-03-06/1/739, от 12.02.2004 № 04-04-04/19.
Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК). Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК).