Позиция налоговой инспекции
В конце 2006 года Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Архангельской области вынесла решение по акту выездной проверки ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат». В нем налоговики отказались признать расходы на маркетинговые услуги. Причем инспекторы ссылались на то, что данные, которые содержались в маркетинговых отчетах, можно получить и без помощи сторонней организации. Например, из Интернета. Поэтому расходы на маркетинг экономически необоснованны и документально не подтверждены.
Позиция налогоплательщика
Компания с инспекторами не согласилась и обратилась в суд.
КОММЕНТИРУЕТ УЧАСТНИК СПОРА,
Герта ФРЕЙМАН, главный бухгалтер ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат»
— К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на изучение конъюнктуры рынка. Об этом говорит подпункт 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. К таким расходам мы относим и расходы на маркетинг.
Наша компания производит целлюлозу, бумагу и картон. В 2004 году возникла потребность получить достоверную информацию о динамике изменения рынка сбыта целлюлозно-бумажной продукции на территории Северо-Западного региона. Дело в том, что в том же году мы провели реконструкцию производственных мощностей, что подтвердили в суде копиями актов приемки законченного строительством объекта.
Объемы выпуска продукции повысились, и мы не хотели, чтобы у нас остались нереализованные товары. Также в суде мы указали на то, что в организации нет сотрудников, которые могли бы изучить рынок. А Интернета недостаточно, чтобы полноценно оценить спрос на рынке в нашей отрасли. Поэтому мы и заключили договор на маркетинговые услуги.
Кроме того, в суде мы представили непосредственно договор, подробный отчет о результатах маркетинговых исследований, счета на предоплату услуг, платежные поручения и акт на оказание услуг.
Решение дела арбитражным судом
Суд претензии инспекторов отклонил и поддержал компанию.
У организации возникла реальная потребность получить достоверную информацию о спросе на рынке. Поэтому расходы на маркетинговые услуги вполне обоснованны. Кроме того, судьи отметили, что расходы на маркетинг организация подтвердила документами.
Комментарий редакции
Проверяя налог на прибыль, инспекторы часто исключают стоимость маркетинговых услуг из расходов. Причем объясняют свою позицию проверяющие чаще всего экономической необоснованностью маркетинга.
Чаще всего инспекторы не принимают при расчете налога на прибыль расходы на маркетинговые исследования, которые дали отрицательный результат. Например, выяснилось, что спрос на продукцию низкий. Следовательно, увеличивать производство не имеет смысла — иначе компания потеряет деньги.
Получается, что результат исследований помог компании избежать лишних расходов. Эту позицию можно изложить инспектору. Дополнительным доводом послужит приказ директора. В нем можно указать, например, следующее: «В связи с тем, что результаты исследования рынка оказались отрицательными, принято решение не повышать объемы выпуска продукции…»
Арбитражные дела в пользу компаний по спорам о расходах на маркетинговые услуги
- Статьи по теме:
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Какие расходы не учитывают в целях налогообложения прибыли по статье 270 НК РФ
- Представительские расходы в 2024 году: нормирование, оформление, списание
- Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль: что это такое и как его получить
- Как уменьшить НДС: законные способы оптимизации