По общему правилу подарок работнику или человеку со стороны — это его доход в натуральной форме (п. 1 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Если стоимость подаренного превышает 4000 руб. в год, с нее нужно заплатить НДФЛ. Это определяет пункт 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
А должна ли компания информировать инспекцию о подарках стоимостью не более 4000 руб.? Многие налоговики на местах полагают, что делать это нужно обязательно. Мотивируют они это тем, что человек в течение года может получать подарки от разных компаний и их общая стоимость в итоге окажется больше установленного лимита в 4000 руб.
Однако сейчас в Минфине России эту точку зрения не разделяют. Как сказано в письме этого ведомства от 18 февраля 2011 г. № 03-04-06/6-34, представлять в налоговую инспекцию сведения о полученных физлицами доходах должны только налоговые агенты. Это требование статьи 230 Налогового кодекса РФ. А компания в данном случае к таковым не относится. Аналогичный вывод содержит и письмо Минфина России от 20 июля 2010 г. № 03-04-06/6-155.
Вместе с тем, по мнению чиновников, организация должна вести учет доходов по каждому налогоплательщику. И как только общая сумма подарков этому человеку с начала года окажется больше 4000 руб., с суммы превышения нужно будет удержать НДФЛ.
А как быть в ситуации, когда компания раздает подарки покупателям, скажем, во время рекламной акции? С одной стороны, доход в натуральной форме налицо. Но, с другой стороны, НДФЛ относится к адресным или персональным налогам. Это означает, что удержать его можно только в том случае, если удастся установить конкретного получателя дохода. В то же время при рекламной раздаче подарков это, как правило, сделать весьма затруднительно. Далеко не каждый человек, получивший от вас презент, согласится сообщить свои паспортные данные. А раз так, то и вести персонифицированный учет не получится.
Впрочем, за сам факт того, что такой учет не ведется, никакой ответственности не предусмотрено. Ведь эта обязанность статьей 24 Налогового кодекса РФ напрямую возложена только на налоговых агентов. А как мы уже говорили, если стоимость подарка укладывается в 4000 руб., компания агентом не является.
Однако мы советуем все же организовать учет выданных каждому физлицу подарков. Разумеется, если такая возможность есть. Тут речь идет прежде всего о работниках самой компании. Иначе инспекторы при проверке не преминут доначислить НДФЛ, если общая стоимость подарков за год превысит 4000 руб., а вы это упустите.
Темы: