Формы налоговых деклараций и расчетов предусматривают проставление печати организации. Однако на практике у компании не всегда есть возможность заверить отчетность печатью. В частности, если во время сдачи отчетности штамп находится у генерального директора, который уехал в командировку. Или в случае, если печать неожиданно утеряна.
Минфин России считает, что оттиск печати на декларации обязателен. Так как штамп заверяет подлинность подписи уполномоченного лица, а также достоверность и полноту сведений, указанных в документе (письмо от 01.02.13 № 03-02-07/1/2031). Однако Налоговый кодекс не обязывает организацию заверять отчетность печатью. В связи с этим возникает вопрос: обязательно ли проставлять печать на декларации, представляемой в инспекцию?
Попробуем задать этот вопрос практикующим экспертам.
А.В. Мамелькина, эксперт «Что делать Аудит»: Оттиск печати организации необходим для заверения подлинности подписи уполномоченного лица
«По моему мнению, здесь необходимо ориентироваться не на обязанности, прописанные в НК РФ, а на требования, которые установлены нормативными актами в отношении заполнения налоговой отчетности. В частности, обязанность организаций заверять печатью подпись руководителя (или его представителя), проставленную в декларации, установлена приказами Минфина России и ФНС России об утверждении форм налоговых деклараций по конкретным налогам.
Так, при заполнении декларации по НДС организации построчно указывают фамилию, имя и отчество руководителя организации (в поле “Фамилия, имя, отчество”), в специально отведенном месте ставится его подпись, под которой предназначено место для печати — “МП” (п. 31 приказа Минфина России от 15.10.09 № 104н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения”). Требование о проставлении печати на листах налоговой отчетности содержится и в других аналогичных правилах заполнения деклараций.
В письме от 01.02.13 № 03-02-07/1/2031 финансовое ведомство указывает, что согласно подпункту 4 пункта 28 Административного регламента ФНС России (утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н) отсутствие в налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, печати организации является одним из оснований для отказа в ее приеме. Аналогичное мнение высказывают и суды. Так в постановлении от 02.12.10 № А56-12204/2010 ФАС Северо-Западного округа поддержал контролеров, отказавших компании в принятии уточненной декларации, на которой отсутствовала печать, и признал такую декларацию поданной не по установленной форме».
Д.П. Колесников, ведущий юрист департамента налогового и правового консалтинга ЗАО «МСАй ФДП-Аваль»: Печать на декларации не обязательна, так как подпись руководителя компании сама по себе подтверждает достоверность и полноту указанных в документе сведений.
«На мой взгляд, оттиск печати на документах налоговой отчетности — реквизит вовсе не обязательный.
В качестве достаточного критерия для подтверждения сведений, указанных в налоговой декларации, Налоговый кодекс РФ рассматривает именно подпись уполномоченного лица (руководителя или его представителя), а не печать организации (п. 5 ст. 80 НК РФ). Следовательно, налоговики не вправе требовать от организации проставления печати на декларации и отказывать в ее приеме только по этому основанию. Ведь, по сути, декларация подана по установленной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Кроме того, по правилам пункта 1 статьи 4 НК РФ Минфин России не может издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые изменяют или дополняют законодательство о налогах и сборах. В том числе и устанавливать обязанность заверять подпись руководителя печатью, что закреплено в правилах заполнения деклараций по отдельным налогам.
Косвенно подтверждают эту точку зрения и суды. В частности, в решении от 09.04.12 № 2111/12 ВАС РФ отметил, что налогоплательщик, которому отказано в принятии декларации по причине отсутствия оттиска печати организации на ее титульном листе, вправе обжаловать действия налоговиков как нарушающие его права и интересы.
Также отмечу, что в одном из разъяснений Минфин России указал следующее. Если по какой-то причине компания не может заверить подпись уполномоченного лица печатью (например, если штамп утерян), она вправе обратиться с соответствующим пояснением в налоговую инспекцию (письмо от 31.01.11 № 03-02-07/1-26)».
- Статьи по теме:
- Форма П-3 в статистику: кто сдает, сроки, образец заполнения
- Форма 1-инвест в статистику: кто сдает, инструкция, сроки сдачи
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению
- Как заполнить форму 1-конъюнктура (опт) в статистику в 2024 году
- Форма ПМ-торг: инструкция по заполнению и сроки сдачи