Немного теории
Как прописано в статьях 26 и 27 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…» (далее – Закон № 212-ФЗ), сумма излишне уплаченных страховых взносов засчитываются в счет предстоящих платежей или погашения задолженности по пеням и штрафам или же возвращаются плательщику.
При этом орган контроля за уплатой страховых взносов (это территориальное отделение ПФР или соцстраха) обязан сообщить плательщику о каждом факте излишней уплаты страховых взносов и их сумме в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В этом случае по предложению любой из сторон (фонда или плательщика) может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Ее результаты оформляются актом.
Формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Ранее это было Минздравсоцразвития России, теперь – Минтруд России.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей производится по решению чиновников самостоятельно. Однако это не препятствует плательщику взносов представить чиновникам письменное заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой тем же органом, что утверждает и акт сверки. Он же утверждает и форму решения о зачете суммы излишне уплаченных или взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов.
Вот, собственно говоря, в указанные выше документы и были внесены изменения приказом Минтруда России от 04.12.13 № 712н.
Дополнительные тарифы
В акте совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам формы 21-ПФР будут отдельно отражаться взносы, уплачиваемые по дополнительным тарифам. Напомним, что они установлены в пунктах 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.
В особой графе такие суммы нужно будет отражать и в иных формах документов, касающихся взносов в ПФР.
Изменения связаны с соответствующими новациями в Федеральном законе от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).
В пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет – для мужчин, и 55 лет – для женщин. Разумеется, такие льготы даются гражданам не от хорошей жизни, а потому, что характер их работы оказывает на их здоровье гораздо более разрушительное воздействие, чем в других сферах деятельности. А вот финансировать эти досрочные пенсии, что вполне, кстати, логично, должны сами работодатели.
И вот с 1 января 2013 года работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам:
- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: 6 процентов – в 2014 году и 9 процентов – с 2015 года;
- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (например, на работах с тяжелыми условиями труда, в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью): 4 процента – в 2014 году и 6 процентов – с 2015 года.
Следует обратить внимание, что эти дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Правда, у работодателей есть шанс избавиться от уплаты дополнительных взносов. Для этого им нужно провести специальную оценку условий труда по правилам Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ. Тогда можно использовать положения пункта 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, дифференцирующий дополнительные тарифы взносов в зависимости от класса условий труда, установленного специальной оценкой: от 8 процентов до нуля.
Межрегиональный зачет
Новые формы заявлений о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (формы 22-ПФР и 22-ФСС РФ) предусматривают возможность межрегионального зачета, то есть проводимого соответствующими органами, находящимися в различных субъектах РФ.
Напомним, что, например, приказ Минфина России от 05.09.08 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» предусматривает возможность проведение межрегионального зачета – проводимого налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ. Форма решения о межрегиональном зачете содержится в приказе ФНС России от 25.12.08 № ММ-3-1/683.
Нет ничего невозможного и в проведении и межрегионального зачета по переплаченным страховым взносам. Теперь формы заявления облегчают этот процесс для плательщика взносов.
Техническая часть
Все документы, которые представляют плательщики страховых взносов в контролирующие органы (в том числе заявления на зачет и возврат взносов), будут содержать новые поля, в которых отражаются наименование и реквизиты документов, удостоверяющих личность представителя плательщика и подтверждающих его полномочия.
Изменились формы 25-ПФР, 25-ФСС РФ, 26-ПФР и 26-ФСС РФ. Теперь их следует оформлять в случае как согласия чиновников произвести зачет излишне уплаченных или возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, так и отказа в этом.
Для отражения принятого решения, а также основания для принятия такого решения в данных формах предусмотрены специальные поля.
Александр Анищенко,
аудитор
Читайте также: Тариф дополнительных страховых взносов в ПФР
- Статьи по теме:
- Представительские расходы в 2024 году: нормирование, оформление, списание
- Нулевой расчет по страховым взносам в 2024 году: образец заполнения
- Как составить разделительный баланс при реорганизации
- Внутренние документы организации: перечень и образцы
- Основные реквизиты документов и их назначение