Льгота для отдельных видов затрат на НИОКР
Правила налогового учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) установлены в статье 262 НК РФ.
Для затрат на наиболее важные с государственной точки зрения виды НИОКР (связанных с индустрией наносистем, с информационно-телекоммуникационными системами, с наукой о жизни, с рациональным природопользованием, с транспортными и космическими системами, энергоэффективностью, энергосбережением, ядерной энергетикой), входящих в специальный правительственный Перечень… предусмотрен особый льготный порядок налогообложения. Налогоплательщик вправе включить их в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены указанные исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Если работы выполняются собственными силами под фактическими затратами при этом понимаются:
- суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР;
- суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР;
- материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР;
- другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда (указанную выше).
Для налогоплательщика же, выступающего заказчиком исследований или разработок, под фактическими затратами понимается стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (подп. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ).
Обращаем внимание на то, что рассматриваемые расходы с применением коэффициента 1,5 признаются и при «упрощенке». Минфин подтверждал это и прежде (см. письмо от 13.02.12 № 03-11-06/2/23). А с 1 января 2013 года такой порядок закреплен законодательно, Федеральным законом от 25.06.12 № 94-ФЗ устранена имевшаяся ранее неясность – изменена редакция подпункта 2.3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Расходы нужно подтвердить
При признании расходов на НИОКР с использованием льготы (повышающего коэффициента 1,5) налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по местонахождению организации вместе с декларацией по налогу на прибыль отчет о выполненных научных исследованиях или опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ).
Данный отчет представляется по итогам налогового периода, в котором завершены исследования или разработки либо отдельные этапы работ (п. 8 ст. 262 НК РФ). Причем, отчет требуется по каждой научно исследованию и опытно-конструкторской разработки (каждому отдельному этапу работы). И он должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.
Крупнейшие налогоплательщики представляют отчет в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Следует учесть, что в случае непредставления отчета налоговикам расходы по указанным НИОКР принимаются в составе прочих расходов в размере фактических затрат без применения коэффициента 1,5.
Требования к оформлению и представлению отчета
Налоговики не обладают специальными знаниями, чтобы удостовериться, что НИОКР, к которым налогоплательщик применил льготный режим налогообложения, соответствуют Перечню № 988. Поэтому они вправе назначить экспертизу отчета, которую могут производить государственные академии наук, федеральные и национальные исследовательские университеты, государственные научные центры, национальные исследовательские центры или федеральными центры науки и высоких технологий.
Соответствие ГОСТ
Немного – о нюансах оформления отчета. Достаточно подробно они раскрыты в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/1/119. В нем разъяснено, что отчет, представляемый в налоговый орган, должен соответствовать общим требованиям ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», утвержденного постановлением Госстандарта России от 04.09.01 № 367-ст (это подтверждено и в письме Минфина России от 23.01.13 № 03-03-06/1/23).
Указанный стандарт раскрывает требования к отчету о НИР (научно-исследовательской работе), но в нем предусмотрено, что его положения могут быть использованы при подготовке отчета в разных сферах научной деятельности.
В приведенном выше письме Минфина № 03-03-06/1/119, в частности, названы структурные элементы отчета и отмечено, что часть структурных элементов являются обязательными (титульный лист, список исполнителей, реферат, введение, основная часть, заключение), остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР.
Финансисты отметили также, что обязанность представлять отчет в инспекцию установлена для расходов на НИОКР, начатых с 1 января 2012 года. И уточнили, что отсутствие на титульном листе отчета номера государственной регистрации работы, которая содержит информацию с ограниченным доступом (регистрация таких отчетов не предусмотрена), не препятствует использованию налогоплательщиком права на учет расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
«Закрытая» информация»
Тем самым Минфин (в письме № 03-03-06/1/119) косвенным образом подтвердил, что отчеты, содержащие сведения ограниченного доступа, тоже подлежат подаче в налоговый орган для подтверждения права налогоплательщика на использование повышенного коэффициента 1,5 при учете расходов на научные исследования и разработки.
Заметим, что существует судебная практика, согласно которой не всякая информация должна передаваться в налоговый орган по его требованию. Например, судьи пришли к выводу, что формы статистического наблюдения, истребованные инспекцией, к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов законодательством о налогах и сборах не отнесены. Поэтому было признано, что в действиях органа госстатистики, отказавшегося их предоставить налоговикам, отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ (определением ВАС РФ от 08.11.12 № ВАС-11890/12 дело передано в Президиум ВАС РФ).
Однако в отличие от этой ситуации представление в налоговый орган отчетов о выполнении НИОКР именно для целей налогообложения (подтверждения правомерности применения налоговой льготы) прямо предусмотрено пунктом 8 статьи 262 НК РФ.
Поэтому порядок подтверждения права на применение льготы по расходам, связанным с проведением исследований (выполнением разработок), содержащих информацию ограниченного доступа, по мнению автора, требует дополнительных официальных разъяснений. Это касается, скажем, необходимости представления в налоговый орган отчетов о выполненных НИОКР, проводимых в интересах обороны, безопасности государства и т. д. Ведь такие данные относятся к государственной тайне (п. 58 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30.11.95 № 1203).
Кстати, и сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них отнесены к сведениям конфиденциального характера (п. 6 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.97 № 188).
Электронная форма
Уточним: национальный стандарт, на который ссылается Минфин России в письме от 23.01.13 № 03-03-06/1/23, предусматривает только бумажную форму отчета о НИР. В нем установлено, что отчет должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала (п. 6.1.2. ГОСТ 7.32-2001).
Рекомендации Минфина
В письме от 23.01.13 № 03-03-06/1/23 главное финансовое ведомство напоминает, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 80 НК РФ.
Отчетность по НИОР в электронном виде сдается так: надо отсканировать бумажный отчет о НИОКР, создать его электронную копию в формате tiff или pdf и воспользоваться Документооборотом по осуществлению письменных обращений абонентов (приложение № 5 к приказу ФНС России от 09.11.10 № ММВ-7-6/535). Данным приказом утвержден унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по ТКС с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Транспортный контейнер – это набор логически связанных документов и ЭП (электронных подписей), а также сопутствующая транспортная информация, объединенные в один файл.
Электронный документооборот предусматривает, в том числе, и представление налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности).
Возможные проблемы
Унифицированный формат транспортного контейнера вводится в действие с даты вступления в силу Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534 (далее – Методические рекомендации). В свою очередь, Методические рекомендации вступают в силу с даты, установленной приказом ФНС России от 17.11.10 N ММВ-7-6/610 «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения …».
Однако приказ ФНС России от 09.11.10 № ММВ-7-6/535, на который ссылается Минфин в письмеот 23.01.13 № 03-03-06/1/23, как и два других приказа ФНС России, приведенных нами, обеспечивающих возможность предоставления документов в электронном виде по ТКС (№ ММ-7-6/534, № ММВ-7-6/610) в Минюсте России не зарегистрированы, официально не опубликованы, а значит, не вступили в силу.
Единственный зарегистрированный на сегодняшний день в Минюсте электронный формат установлен пока только для счетов-фактур (приказом ФНС России от 05.03.12 № ММВ-7-6/138).
К тому же, раньше налогоплательщикам, пожелавшим приложить к электронным налоговым декларациям (по НДФЛ) электронные копии документов, подтверждающих право на налоговый вычет, УФНС России по г. Москве разъясняло следующее.
Документы в электронном виде, прилагаемые к налоговой декларации в целях получения соответствующего налогового вычета, не будут иметь юридической значимости. Налогоплательщик вправе представить (лично или через представителя, направить в виде почтового отправления с описью вложения) в налоговый орган как нотариально удостоверенные копии документов, так и заверенные непосредственно самим налогоплательщиком с расшифровкой подписи и с указанием даты их заверения. При этом в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Такие разъяснения даны в письмах УФНС России по г. Москве от 15.12.11 № 20-14/4/121701 («О предоставлении документов для получения имущественного налогового вычета»), от 03.05.11 № 20-14/4/43322 («О представлении документов в электронном виде при подаче налоговой декларации»).
Да и сам Минфин России в письме от 11.01.12 № 03-02-07/1-1 говорит, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью, может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Если истребуемый документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, то он представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
То есть исходя из такой логики, для рассматриваемой ситуации получается, что электронным отчетом (для которого нет установленной электронной формы, а ГОСТом предусмотрена именно бумажная форма) подтвердить правомерность применения налоговой льготы, по мнению автора, проблематично. В случае возникновения разногласий с налоговиками следует сослаться на разъяснения Минфина (уполномоченного органа), приведенные в письме от 23.01.13 № 03-03-06/1/23.
Сомнения, как было сказано выше, вызывает также и возможность представления отчета о НИОКР со сведениями ограниченного доступа рекомендованным Минфином способом. Передача по ТКС сведений ограниченного доступа (к примеру, отчета об исследованиях, содержащих государственную тайну) в том виде, который предлагает Минфин России, может не соответствовать требованиям по технической защите такой информации.
Таким образом, по мнению автора, все-таки необходимо утвердить требуемые форматы для представления подтверждающих документов. И дать дополнительные разъяснения о защите информации ограниченного доступа, содержащейся в представляемых отчетах.
Елена Веденина,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
- Статьи по теме:
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению
- Как заполнить форму 1-конъюнктура (опт) в статистику в 2024 году
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Форма ПМ-торг: инструкция по заполнению и сроки сдачи
- Отчет ПМ в статистику: образец заполнения, сроки сдачи в 2024 году
Темы: