Плательщики сельхозналога доходы и расходы определяют нарастающим итогом с начала года. Такое правило следует из пункта 4 статьи 346.6 и пункта 1 статьи 346.7 Налогового кодекса РФ. В случае превышения затрат над доходами у хозяйства образуется убыток, который разрешается переносить на будущее. При этом необходимо руководствоваться требованиями, описанными в пункте 5 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ.
В нем сказано, что убыток прошлых лет по ЕСХН можно учесть в течение 10 лет, следующих за годом его получения. При этом если он не отнесен в уменьшение налоговой базы следующего года, то может быть перенесен целиком или частично на любой из последующих девяти лет.
Согласно разъяснениям финансистов, представленным в письме от 19 мая 2011 г. № 03-11-11/130, плательщики ЕСХН могут сами выбрать, станут ли они переносить весь убыток сразу или будут уменьшать базу по налогу на протяжении ряда лет.
Пример
Хозяйство в 2012 году получило убыток прошлых лет по ЕСХН в размере 320 000 руб. Этот убыток частично был списан в уменьшение налоговой базы за 2013 год. Остаток суммы на 1 января 2014 года – 120 000 руб., а налоговая база за 2014 год – 650 000 руб. При таких условиях весь убыток, который не был списан по состоянию на 1 января 2014 года, можно было учесть (его сумма меньше величины налоговой базы за 2014 год).
Стоит обратить внимание: вне зависимости от варианта учета отрицательных финансовых результатов нужно хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую уменьшена налоговая база. Это касается каждого года в течение всего срока, когда хозяйство пользуется правом на корректировку сумм налога. Причем даже проведение налоговой проверки, в результате которой не был оспорен размер полученного убытка, не отменяет обязанности по хранению соответствующих документов (письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278).
Также сельхозпроизводителям нужно обратить внимание на следующее. Из пункта 5 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ следует, что возможны ситуации, когда убытки нельзя учесть. Например, в том случае, когда они получены в рамках общей системы налогообложения, а затем хозяйство перешло на уплату единого сельхозналога. Или, наоборот, когда в период применения этого спецрежима выявлен отрицательный финансовый результат, после чего сельхозпроизводитель перешел на общий режим.
Рассмотрим ситуации, для которых пунктом 5 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ определены особенности переноса убытка.
Убытков было несколько
На практике возможна ситуация, когда на протяжении не одного, а нескольких лет для хозяйства складывалась неблагоприятная ситуация и оно не могло получить положительный финансовый результат. В таких случаях перенос убытков нужно проводить в той очередности, в которой они получены.
Для этого Порядком заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утвержденным приказом ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@, предусмотрены определенные правила.
В соответствии с пунктом 5.4 раздела V Порядка по строке 040 раздела 2 декларации указывается сумма убытка, на которую хозяйство фактически уменьшило базу по ЕСХН за истекший налоговый период. Делается это в пределах тех сумм отрицательных финансовых результатов, полученных по итогам предыдущих лет, которые не были перенесены на начало истекшего года.
Для этого по строкам 010–110 раздела 2.1 декларации указываются суммы убытков, полученных по итогам предыдущих десяти налоговых периодов, которые не были перенесены на начало истекшего года. Это следует из пункта 6.2 раздела VI Порядка. Таким образом, хозяйству нужно фиксировать суммы непогашенного убытка за предыдущие налоговые периоды с разбивкой по годам их образования и соблюдать очередность их перенесения.
Хозяйство было реорганизовано
Если в результате реорганизации плательщик единого сельхозналога прекращает свою деятельность, то его правопреемник вправе уменьшить налоговую базу по общим правилам на сумму убытков, полученных до момента проведения такого мероприятия. При условии, что новое хозяйство также применяет спецрежим в виде уплаты ЕСХН.
Напомним: к вновь возникшей организации переходят соответствующие права и обязанности, которые были у реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, к предпринимательской деятельности без образования юридического лица применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юрлиц, являющихся коммерческими организациями. Поэтому, например, при преобразовании хозяйства, ведущего деятельность в форме юридического лица, в КФХ без образования юрлица права и обязанности реорганизованной организации переходят к главе нового крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 9 статьи 50 Налогового кодекса РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником по исполнению обязанностей по уплате налогов признается вновь созданное юрлицо.
Из этого можно сделать вывод, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, образованного на базе реорганизованного КФХ, имевшего статус юридического лица, вправе уменьшить налоговую базу по единому сельхозналогу на сумму убытка, полученного своим правопредшественником по итогам предыдущих налоговых периодов.
Аналогичная точка зрения содержится в письме Минфина России от 25 ноября 2013 г. № 03-11-11/50653.
- Статьи по теме:
- Действует ли пониженная ставка по ЕСХН у вас в регион
- Что делать, если у ИП на ЕСХН превышены лимиты по доходам
- Ответы на вопросы, которые возникают у бухгалтеров при реализации или покупке основных средств на ЕСХН
- Как установить величину компенсации за использование личной машины в работе
- Как составить пояснения, если при проверке декларации по ЕСХН инспекторы выявили расхождения
Темы: