Виды юридических лиц
С 1 сентября 2014 года изменилась классификация юридических лиц (см. таблицу ниже). Несмотря на то что закон по-прежнему подразделяет все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации (в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью деятельности организации), такое деление претерпело два важных изменения:
- изменился перечень коммерческих организаций;
- перечень некоммерческих организаций стал закрытым (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Помимо этого появился абсолютно новый критерий классификации: все юридические лица разделили на корпоративные и унитарные.
Предусмотрен и отдельный критерий деления для хозяйственных обществ: они могут быть либо публичными, либо непубличными.
Изменился перечень коммерческих организаций
Перечень организационно-правовых форм, в которых можно создать коммерческую организацию, претерпел два важных изменения.
Во-первых, больше нельзя создавать общества с дополнительной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ, подп. «в», «х» п. 24 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ).
Во-вторых, вместо закрытых и открытых акционерных обществ можно создавать публичные и непубличные АО. Другими словами, сама по себе организационно-правовая форма АО сохранилась, однако изменились ее разновидности. Гражданский кодекс РФ больше не предусматривает такие типы акционерных обществ, как ОАО и ЗАО. В то же время общества, которые существовали в виде ОАО или ЗАО до 1 сентября, перерегистрировать не понадобится.
Все юридические лица разделили на корпоративные и унитарные
Критерий для такого деления следующий: обладают ли учредители юридического лица правом участия (членства) в нем и формируют ли они его высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).
Если такое право у учредителей (участников) есть и они участвуют в общем собрании (съезде, конференции, ином высшем органе управления), то юридическое лицо считается корпоративным (корпорацией).
Если учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства, организация является унитарной.
Значение такой классификации в том, что Гражданский кодекс РФ по-разному регулирует деятельность унитарных юридических лиц и корпораций. Другими словами, установить, каким именно юридическим лицом (корпоративным или унитарным) является конкретная организация, необходимо для того, чтобы понять, какими нормами нужно руководствоваться применительно к ее деятельности.
В частности, к корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся хозяйственные общества (ООО и АО).
Хозяйственные общества разделили на публичные и непубличные
Новая редакция Гражданского кодекса РФ разделила хозяйственные общества (АО и ООО) на публичные и непубличные (ст. 66. 3 ГК РФ). По факту такое деление затронуло только акционерные общества, поскольку все ООО будут считаться непубличными обществами (п. 2 ст. 66. 3 ГК РФ).
Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменило старое деление на ЗАО и ОАО. В частности, с 1 сентября 2014 года изменились:
- критерий деления акционерных обществ;
- права и обязанности участников акционерных обществ в зависимости от типа общества.
Критерий деления АО на публичные и непубличные. В качестве такого критерия выступает возможность размещать акции среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.
АО считается публичным в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ):
- его акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах;
- устав и фирменное наименование АО содержат указание на то, что общество публичное.
Акционерные общества, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Приведенный критерий во многом схож с критерием деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО (ст. 97 ГК РФ). В то же время старая классификация предусматривала более жесткие правила для ЗАО (п. 2 ст. 97 ГК РФ):
- акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;
- нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
- акционеры ЗАО имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.
На практике эти ограничения, по сути, превращали ЗАО в ООО.
Теперь же в главе 4 Гражданского кодекса РФ нет столь жестких правил для непубличных обществ. В частности, в законе отсутствуют положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.
Права и обязанности участников публичных и непубличных обществ. Закон предусматривает повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом регулируется императивными нормами. В результате участникам необходимо соблюдать конкретные правила, указанные в законе. Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставляет большую свободу действий в корпоративных отношениях.
Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему:
- требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ);
- необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ);
- вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация с соответствующей лицензией (п. 4 ст. 97 ГК РФ);
- нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
- в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
- никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
- понадобится публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК РФ);
- объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества. Так сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 66 ГК РФ;
- нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК РФ).
В свою очередь участники непубличного общества вправе:
- определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
- изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Вот примеры положений, которые можно изменить уставом непубличного общества. Участники непубличного общества вправе единогласно принять решение о том, чтобы устав предусматривал порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом порядка.
Во-первых, можно наделить коллегиальный орган управления общества (далее – наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган (далее – правление) правом рассматривать вопросы, которые закон относит к компетенции общего собрания участников.
Правда, учтите, что на рассмотрение наблюдательного совета и правления по-прежнему нельзя передать вопросы о совершении следующих действий:
- вносить изменения в устав или утверждать устав в новой редакции;
- реорганизовывать или ликвидировать общество;
- определять количественный состав наблюдательного совета и правления (если формирование правления отнесено к компетенции общего собрания участников), избирать их членов и досрочно прекращать их полномочия;
- определять количество, номинальную стоимость, категорию (тип) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
- увеличивать уставный капитал ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников общества;
- утверждать внутренний регламент или иные документы, не являющиеся учредительными документами.
Во-вторых, допустимо закрепить функции правления за наблюдательным советом (полностью или в части) либо вовсе отказаться от создания правления, если его функции выполняет наблюдательный совет.
В-третьих, можно передать единоличному исполнительному органу общества (генеральному директору) функции правления.
В-четвертых, участники могут отказаться от формирования в обществе ревизионной комиссии или предусмотреть конкретные случаи, в которых она должна быть создана.
В-пятых, можно самостоятельно установить порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, а также принятия ими решений. Главное, чтобы такой порядок не лишал участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем.
В-шестых, допустимо самостоятельно установить требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления.
В-седьмых, можно самостоятельно установить порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО (преимущественного права приобретения акций, размещаемых АО, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также максимальную долю участия одного участника ООО в уставном капитале общества.
В-восьмых, закон разрешил отнести к компетенции общего собрания акционеров вопросы, которые закон прямо к ней не относит.
Кроме того, участники непубличного общества вправе включать в устав иные положения, отличающиеся от общих правил, если это будет прямо разрешать закон:
- требовать исключить другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей (абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК РФ);
- ограничить число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).
Какую организационно-правовую форму выбрать
С недавних пор Гражданский кодекс РФ подразделяет акционерные общества не на открытые и закрытые, а на публичные и непубличные. В связи с этим закон обязывает привести устав и наименование существующих ОАО и ЗАО в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ).
Чаще всего такую обязанность толкуют следующим образом:
- ОАО нужно переделать в публичное АО;
- ЗАО необходимо сделать непубличным АО.
Однако на практике привести правовой статус ОАО и ЗАО в соответствие с новыми правилами можно и иными способами. При этом стоит учитывать не только тип существующего АО (открытое оно или закрытое), но и следующие обстоятельства.
Во-первых, размещены ли акции общества путем открытой подписки и обращаются ли они публично. Напомним определение из части 23 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. Согласно данной норме, публичное обращение ценных бумаг – это обращение ценных бумаг:
- на организованных торгах (за исключением случая, когда ценные бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов) или
- путем предложения неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Во-вторых, намерены ли акционеры публично размещать акции общества.
Например, АО считается публичным обществом, если (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ):
- оно публично (т. е. путем открытой подписки) размещает акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции и (или)
- акции этого общества (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично обращаются на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах.
В каждом из этих случаев АО считается публичным автоматически, то есть независимо от того, что указано в его уставе (ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). Однако, если до 1 сентября 2014 года АО погасило акции и иные ценные бумаги, которые ранее публично размещались и обращались, общество публичным не признается (п. 1 информационного письма Банка России от 1 декабря 2014 г. № 06-52/9527).
Если же АО намеренно включает в свой устав и фирменное наименование слово «публичное», оно считается публичным обществом в любом случае (п. 1 ст. 66.3, абз. 3 п. 1 ст. 97 ГК РФ).
В связи с этим определять дальнейшее правовое положение ОАО и ЗАО имеет смысл исходя из конкретной сложившейся ситуации. На практике возможны четыре такие ситуации.
Ситуация 1. ОАО разместило акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) путем открытой подписки, и (или) эти акции публично обращаются. О том, что и как изменить в корпоративных документах в таком случае, читайте в разделе «Как переоформить ОАО, публично разместившее акции, в публичное АО».
Ситуация 2. ОАО не размещало акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) путем открытой подписки, но намерено это сделать после 1 сентября 2014 года. Подробно об этом в разделе «Как переоформить ОАО, еще не размещавшее акции, в публичное АО».
Ситуация 3. ЗАО намерено разместить акции путем открытой подписки и стать публичным АО. О том, как это сделать, смотрите раздел «Как переоформить ЗАО в публичное АО».
Ситуация 4. Акционерное общество (это может касаться как ОАО, так и ЗАО) не размещало акции путем открытой подписки и не намерено это делать.
В таком случае надо либо преобразовать АО в ООО, либо переоформить его устав в устав непубличного АО. Подробнее об этом – раздел «АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО».
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
Темы: