«…К концу августа запланировали переезд в новый офис, перевезем всю мебель, оргтехнику. Договор аренды уже заключили, но начнем работать только с сентября. Подали в инспекцию документы на смену адреса, но налоговики выехали на проверку в новый офис и не нашли нас там. Собственнику нашего офиса инспектор сказал, что нам откажут в регистрации. Но пока у нас инспектор попросил фотографии столов и компьютеров, чтобы подтвердить создание рабочих мест. Что ответить налоговикам, если мы еще не переехали?..»
(Из письма главного бухгалтера Екатерины Смеликовой, г. Екатеринбург)
Компании нашей читательницы понадобилась смена юридического адреса. Но инспектор отказал в регистрации, пока компания не представит фотографии рабочих мест. Как выполнить просьбу инспекторов и обязательно ли это делать, рекомендуют налоговики и независимые эксперты.
Мнение инспекторов
Александр Мохов, советник государственной службы РФ 3-го класса:
— Налоговики вправе проверить достоверность сведений в заявлении на регистрацию нового адреса. Но перечень документов, которые компания подает на регистрацию, закрытый. Он приведен в пункте 17 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ. Фотографий рабочих мест в этом списке нет. Инспекторы не вправе отказать в постановке на учет, если компания не представит снимки офиса. Кроме того, если в помещении еще нет столов, компьютеров и т. п., это тоже не является основанием для отказа в регистрации. Если инспекторы откажут в постановке на учет, то решение стоит обжаловать в УФНС.
Елена Ордынская, советник государственной гражданской службы 3-го класса:
— При изменении устава в инспекцию надо подать заявление по форме Р13001, решение о внесении изменений, сами изменения, а также платежку на госпошлину. Инспекторы не вправе требовать иные документы или фотографии. Но если компания не хочет ссориться с налоговиками, можно представить фотографии новых помещений, а также договор с транспортной компанией на перевозку имущества. Если же компания перевозит мебель и технику своими силами, подтвердить переезд можно сметой расходов, путевыми листами и т. п.
Позиция независимых экспортов
Марина Марчук, налоговый юрист компании «Дебет-Нота»:
— Инспекторы могут признать массовым адрес почти любого бизнес-центра. Поэтому, чтобы налоговики не отказали в регистрации изменений, стоит представить следующие бумаги: договор аренды помещения, акт приема-передачи и письмо от собственника, в котором он подтвердит, что ваша компания находится по адресу офисного центра. Эти документы даже лучше фотографий. Ведь фото можно сделать где угодно.
Егор Савин, директор правового департамента ЗАО «Аудиторская фирма „КОНСАЛТ“»:
— Все основания для отказа в регистрации изменений перечислены в пункте 1 статьи 23 закона № 129-ФЗ. Например, если у налоговиков есть подтвержденная информация о том, что адрес в документах недостоверный. Если таких доказательств нет, а компания не представит фотографии, инспекция не вправе отказать в регистрации изменений.
Комментарий редакции
Сергей Воронов, эксперт финансового отдела «УНП»:
— Мы рекомендуем не игнорировать запрос инспекторов, но фотографировать новый офис не стоит. Ваша компания еще не оборудовала рабочие места. А голые стены как раз подтвердят, что новый адрес не используется. Безопаснее всего дать письменные пояснения, в которых сообщить, что компания уже заключила договор аренды, но еще не перевезла мебель и компьютеры. К пояснениям стоит приложить договор аренды и письмо от собственника, в котором он подтвердит, что согласен на использование офиса в качестве юридического адреса. А если при таких обстоятельствах смена юридического адреса все-таки не будет согласована с инспекторами и компании откажут в регистрации нового адреса, стоит подать документы повторно. Только в течение трех рабочих дней после фактического переезда, как этого и требуют правила (п. 5 ст. 5 закона № 129-ФЗ).