Турист может расторгнуть договор
По общим правилам потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора (ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Эта же норма распространяется на туристов. Таким образом, турфирма расторгает с клиентом ранее заключенный договор и аннулирует выданную ему путевку.
Но при этом турист должен возместить компании расходы, которые она уже оплатила, выполняя его заказ (например, стоимость медстраховки, которую она оформила для получения визы). Причем расходы должны быть подтверждены соответствующими документами.
Правда, в Законе о туризме названы два основания, когда клиенту стоимость путевки возмещают полностью.
1. На официальных сайтах МИД России или Ростуризма опубликована информация о стихийных бедствиях, народных волнениях или иных обстоятельствах, которые могут угрожать жизни и здоровью туриста в стране, куда он собирался поехать (абз. 2, 5 ст. 14 Закона о туризме). Тогда деньги за тур клиенту возвращает турфирма.
2. Туроператор признан банкротом, но тогда стоимость путевки туристу возмещает страховая компания (ст. 17.5 Закона о туризме).
Клиент должен написать заявление
Чтобы туристу вернули деньги за путевку, он должен написать заявление о расторжении договора с турфирмой. В нем он должен указать причину, почему подает заявление о расторжении договора.
Турфирма может разработать собственную форму такого заявления или подготовить примерный образец, заполненный для наглядности.
Турист обязан представить полученную путевку и документы об оплате (чек или квитанцию). Но может случиться, что и путевку, и чек человек потерял. Но только из-за этого ему нельзя отказать в выплате возмещения.
Дело в том, что путевка не заменяет собой договор между клиентом и турфирмой, по которому и возникают их права и обязанности друг перед другом. А при расторжении договора прекращаются все обязательства сторон (п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса РФ). Если при этом в договоре предусмотрено, что предоплата возвращается туристу, ему надо выплатить деньги.
Руководитель туристической организации визирует заявление клиента и дает указание вернуть ему деньги.
Турфирме придется оформить документы на возврат
На сумму возврата составляется расходный кассовый ордер, в котором указываются Ф.И.О. и паспортные данные физлица.
Обратите внимание: если стоимость путевки возвращается не полностью, необходимо представить покупателю документы по уже произведенным расходам (например, квитанции об уплате пошлины за получение визы, за оформление страховых полисов, на топливные сборы).
Случается, что клиент возвращает путевку сразу же в день приобретения, тогда деньги выплачиваются на основании акта о возврате денежных сумм (форма № КМ3). К нему прикладывают чеки, по которым произведен возврат. В журнале кассира-операциониста делается запись в графе 15 о возврате средств, на сумму которых уменьшается выручка за этот день.
В бухучете операцию следует отразить на счете 91
При расторжении договора с туристом все расходы отражаются в учете по дебету счета 91 «Прочие расходы и доходы» (субсчет «Прочие расходы»). А затраты, которые турист возмещает компании, она учитывает по кредиту счета 91.