О проверке предупреждать не обязаны
Существует две формы проверок – камеральная и выездная проверка ПФР.
Камеральные проверки проводятся на основании представленной учреждением отчетности в самом органе ПФР и по мере ее сдачи.
Выездные проверки происходят на территории плательщика страховых взносов.
При этом фонд не может проверять страхователя чаще, чем один раз в три года.
А проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией учреждения может проводиться в любое время независимо от того, когда была предыдущая.
Все выездные проверки делятся на два основных вида.
Плановые проводятся по составленному плану-графику, который утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года.
План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке учреждение может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.
Внеплановые проверки происходят, если в фонды поступают жалобы от сотрудников либо учреждение ликвидируется или реорганизуется.
Узнать о предстоящей проверке, получается, можно из уведомления о ее проведении. Однако стоит отметить, что Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…» не регламентирует ни порядок, ни сроки уведомления плательщика страховых взносов о факте и дате предстоящей выездной проверки.
В этой связи контролирующие органы вправе в любое время (в том числе за два дня до начала) и в любой форме (в частности, по телефону) предупредить плательщика страховых взносов о готовящейся проверке, но не обязаны этого делать.
Критерии отбора проверяемых
Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе определенных критериев. Обратимся к Методическим рекомендациям по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденным распоряжением Правления ПФР от 3 февраля 2011 г. № 34р (далее – распоряжение № 34р), и перечислим такие критерии.
1. Учреждение отнесено к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).
2. Несвоевременно представлены индивидуальные сведения.
3. У плательщика есть суммы выплат, не облагаемые страховыми взносами.
4. Учреждение применяет пониженные тарифы страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.
5. Выявлены несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).
6. Есть задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.
7. Уменьшены суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников.
8. Неоднократно вносились изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
9. Подошел срок очередной проверки – не чаще одного раза в течение трех лет. При этом не учитывается количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
10. У налоговых органов есть информация об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Какие документы запрашивают
На основании статьи 37 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать от организаций документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Требования составляются в двух экземплярах и подлежат регистрации в журнале направления требований. Первый экземпляр требования вручается лично под подпись руководителю учреждения (обособленного подразделения) или его уполномоченному представителю на территории (в помещении) проверяемого плательщика страховых взносов или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения).
При представлении плательщиком страховых взносов в течение 10 рабочих дней документов или копий истребуемых документов, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью учреждения, территориальному органу ПФР рекомендуется принять представленные документы по описи, заверяемой обеими сторонами.
Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.
Перечень запрашиваемых документов установлен в распоряжении № 34р. Он, в частности, включает:
- учредительные документы;
- приказы об учетной политике;
- лицензии;
- расчеты РСВ-1 ПФР (начиная с отчетности за I квартал 2013 года применяется форма, утвержденная приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. № 639н);
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;
- информацию о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;
- список внештатных работников, а также трудящихся по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
- регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордера, мемориалы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, аналитические карточки и др.);
- банковские документы, в том числе платежные;
- расчетные документы (счета и пр.);
- трудовые договоры и трудовые книжки работников, а также договоры гражданско-правового характера;
- акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг).
Оформление результатов проверки
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами ПФР должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н).
Акт состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Вводная часть акта – общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов.
В описательной части акта указывается информация по основным вопросам, подлежащим проверке. В случае выявления нарушений здесь отражаются:
- сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
- сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления взносов;
- информация о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
- сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным взносам;
- сведения о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства.
В качестве доказательной базы к акту выездной проверки прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.
Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:
- выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов;
- предложения о внесении необходимых исправлений в документы;
- предложения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для этого;
- указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.
Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту.
Решения органов контроля передаются плательщику страховых взносов:
1) лично под расписку;
2) по почте заказным письмом;
3) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (форматы, порядок и условия направления решения устанавливают органы контроля за уплатой страховых взносов).
Арбитражная практика
В соответствии со статьей 31 Закона № 212ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам страховых взносов вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия.
Однако на практике привлечь ПФР к ответственности очень сложно, так как нелегко доказать факт причинения убытков, а также причинно-следственную связь между действиями проверяющих и наличием убытков (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2012 г. № 09АП-17336/2012-АК).
При этом незаконное привлечение к административной ответственности в виде штрафа не является основанием для возложения на фонд ответственности по возмещению морального вреда (определение Пермского краевого суда от 27 августа 2012 г. № 33-7437).
Е.В. Шестакова,
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.
Читайте также:
Личный кабинет плательщика страховых взносов в ПФР
Налоговая не приняла страховые взносы
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения