Учет спецодежды. Со мной многие согласятся, что самым проблемным для бухгалтера является участок учета материальных расходов. О распространенных ошибках, которые выявляются в ходе аудиторских проверок, мы поговорим на сегодняшнем семинаре. Охватить все возможные расходы не удастся: моя сегодняшняя лекция будет посвящена учету специальной одежды.
Нормы выдачи спецодежды
Все знают, что спецодежда предназначена для защиты от повреждений и воздействий вредных веществ на работников, выполняющих вредные, опасные и грязные работы, а также осуществляющих работы в особых температурных условиях.
Однако в вопросе учета затрат на покупку спецодежды сразу возникает ряд вопросов. Главным образом, куда списывать затраты на спецодежду? В материальные расходы или на оплату труда? Можно ли списывать на материальные расходы спецодежду сверх нормы?
Начнем по порядку – с нормативной базы. Нормы выдачи спецодежды и обуви регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 1 октября 2008 г. № 541н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи спецодежды». Приказ Минздравсоцразвития от 1 июня 2009 г. № 290н регулирует межотраслевые правила обеспечения работников спецодеждой и спецобувью. Также необходимо держать под рукой Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды утверждены (приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н. – Примеч. ред.). К Методическим указаниям мы сегодня будем обращаться множество раз.
Теперь обратимся к частому вопросу, которым задаются бухгалтеры: какую норму применять, если не получается найти норму, соответствующую профессии сотрудника? Вы можете воспользоваться вышеназванным приказом № 541н – он регулирует сквозные нормы, поэтому допускается устанавливать нормы отрасли, близкой к специализации вашей компании.
К тому же необходимость корректировки норм в сторону повышения возникает после проведения аттестации рабочих мест. Если нормы выдачи, например одна пара перчаток на месяц, по итогам аттестации не подтверждают себя, можно установить сверхнорму – на месяц, но четыре пары. Это пример, конечно. Я советую сверхнормы обязательно прописывать в коллективном трудовом договоре и в Положении о спецодежде. Не забывайте про то, что нормы должны быть разумными.
Учет спецодежды
Мы определились, что работникам спецодежда может выдаваться по типовым нормам и нормам, установленным в коллективном договоре. Я уверена, что отразить эти расходы можно по статье «Материальные расходы». Но если к первой группе налоговики перестали предъявлять претензии, то ко второй, то есть сверх типовых норм, относятся менее лояльно.
Если в вашей организации не проводилась аттестация рабочих мест или вы не можете обосновать экономическую целесообразность повышенной выдачи спецодежды, лучше не рисковать и списать расходы на оплату труда, начислив соответствующие взносы. Однако если закупка спецодежды – существенная статья расходов вашей компании, при наличии сильных аргументов разногласия с налоговиками можно попытаться решить в судебном порядке. Пока суды не поддерживают налоговиков, оправдывая работодателей в их праве списывать эти расходы как материальные.
Оплата спецодежды в счет взносов в ФСС
Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
К предупредительным мерам как раз и относится покупка спецодежды.
Стандартные документы для представления: заявление, перечень предупредительных мер, запланированных на год, поквартальный план расходов. Перечень документов, которые необходимо предоставить, лучше лишний раз уточнить в местном соцстрахе, потому что от вас могут потребовать представить перечень профессий и должностей работников компании, которым эта спецодежда положена. Формы этих документов приведены в письме ФСС России от 4 марта 2003 г. № 02-10/07-1350.
Решение о том, разрешить вам расходовать часть взносов или нет, соцстрах должен принять в течение 15 дней после того, как получит заявление. Еще пять дней ему дается на то, чтобы оповестить компанию о своем решении.
Но, как показывает практика, временные рамки сложно предугадать, что, конечно же, затрудняет определение даты списания расходов.
Рассмотрим, как отразить расходы на спецодежду в бухгалтерском учете.
Спецодежда, срок использования которой превышает 12 месяцев, принимается к учету в составе МПЗ по фактической себестоимости. Отражать ее нужно на счете 10 «Материалы» субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».
Передача спецодежды в эксплуатацию отражается по дебету счета 10 субсчет 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и кредиту счета 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».
Сумма НДС, предъявленная поставщиком специальной одежды, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Когда часть понесенных расходов на приобретение спецодежды будет зачтена в счет уплаты взносов, оставшуюся часть расходов нужно отразить в составе расходов организации после того, как спецодежда будет передана в эксплуатацию. Проводки следующие:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» КРЕДИТ 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
– спецодежда отпущена в эксплуатацию;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»
– списана стоимость спецодежды.
Отражение в бухгалтерском учете операции, когда часть стоимости спецодежды и средств защиты засчитывается в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев, будет выглядеть следующим образом:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– оприходована спецодежда;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– отражен НДС по приобретенной спецодежде;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– принят к вычету предъявленный НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– погашена задолженность перед поставщиком;
ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» КРЕДИТ 10
– стоимость спецодежды зачтена в счет уплаты страховых взносов от несчастных случаев. В этом случае остальную часть стоимости спецодежды отразим в расходах на счете 20 или 23.
В части налогового учета можно руководствоваться письмом Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615. В нем чиновники изложили следующую позицию: в целях налогообложения прибыли расходы в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ не учитываются.
Средства, израсходованные на проведение предупредительных мероприятий за счет средств ФСС, учитывая положения статей 41 и 248 НК РФ, в состав доходов в целях налогообложения прибыли не включаются. Таким образом,получается, что ни расход денег, ни своеобразный доход учитывать не нужно. Такова последняя позиция Минфина.
Выбытие спецодежды
Учет спецодежды. Выбытие специальной одежды может быть в случаях продажи, передачи безвозмездно, за исключением договора безвозмездного пользования, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Наиболее часто выбытие спецодежды происходит вследствие ее полного износа или реализации.
В первом случае следует иметь в виду, что списание спецодежды осуществляется только при фактическом физическом выбытии (п. 31 Методических указаний по учету спецодежды. – Примеч. ред.). Иными словами, независимо от того, полностью или нет погашена стоимость спецодежды, она списывается только в случае невозможности ее дальнейшего использования в связи с физической непригодностью.
Списание спецодежды производится на основании акта о списании спецодежды. В связи с отсутствием унифицированной формы такого акта ее должна разработать сама организация, с утверждением в альбоме неунифицированных форм документов в приложении к учетной политике для целей бухгалтерского учета.
В случае если вся стоимость спецодежды была списана на расходы организации, никаких проводок не делается. Ставится только отметка в аналитическом учете о выбытии объекта. Если же стоимость спецодежды погашена не полностью, то в учете, согласно пункту 39 Методических указаний, эта операция отражается так:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10
– списана остаточная стоимость выбывшей спецодежды;
ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94
– взыскана с виновного лица (работника предприятия) остаточная стоимость спецодежды;
или
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94
– списаны убытки от выбытия спецодежды (если виновные лица не установлены).
Подводя итог, напомню,что компания не только приобретает спецодежду, но и несет расходы на ее хранение, на поддержание в чистом виде и исправном состоянии. Поэтому необходимо проводить стирку, ремонт, дезинфекцию. В учете затраты на мероприятия по обслуживанию спецодежды включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.
О лекторе
Марина Николаевна Горбачевская – профессиональный бухгалтер со стажем более 20 лет. Аттестованный преподаватель и член ИПБ России.
Темы: