Расчет платы за НВОС в 2024 году зависит от нормативов, ставок и коэффициентов. В статье смотрите все, что нужно для расчета платы за НВОС в 2024 году: ставки, сроки оплаты, формулы и примеры.
Эксперты Системы "Главбух" получили новые разъяснения от представителей Минприроды по острым и спорным вопросам, как заполнить и сдать расчет платы за НВОС в 2024 году. Ответы чиновников собрали в удобной памятке. Она открыта по специальному доступу к Системе.
Расчет платы за НВОС в 2024 году: кто обязан делать
За негативное воздействие на окружающую среду организации и ИП вносят специальный платеж в бюджет. Система налогообложения не имеет значения (определение Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О).
Если деятельность организации вредит окружающей среде, придется компенсировать негативное воздействие. Плату вносят за выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты от стационарных источников и размещение отходов производства и потребления. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 16 и статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Для каждого вида негативного воздействия установлены свои ставки платы (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913, от 20.03.2023 № 437, от 29.06.2018 № 758).
Обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник негативного воздействия. Плату перечисляет тот, кто эксплуатирует объект и поставил его на учет. Например, арендаторы и организации, получившие объект в безвозмездное пользование.
Все объекты делят на четыре категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС): I – значительное негативное воздействие, II – умеренное, III – незначительное, IV – минимальное (п. 1 ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Если организация эксплуатирует только объекты IV категории НВОС, плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Когда помимо объектов IV категории НВОС, у организации есть объекты I–III категорий, за негативное воздействие объектов IV категории надо платить (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п. 5 Правил, утв. постановления Правительства от 31.05.2023 № 881, п. 7 Критериев, утв. постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2398, письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354, письмо Минприроды от 14.12.2017 № 09-47/34954).
Чтобы не платить за негативное воздействие, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории НВОС и поставлены ли они на учет. Категорию НВОС присваивают специалисты органов регионального экоконтроля и Росприроднадзора, когда регистрируют объект в государственном реестре. Но только по объектам, которые соответствуют критериям, утвержденным постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2398.
Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию или начала строительства. Правила регистрации объектов утверждены постановлением Правительства от 07.05.2022 № 830. Присвоенная объекту категория подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет (п. 4 ст. 69.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Если свидетельство о постановке на учет объекта IV категории НВОС еще не получено, организация должна платить за загрязнение окружающей среды как по объектам IV категории, которые эксплуатируются с объектами I–III категорий. Об этом сказано в письме Минприроды от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ.
По отходам вносить плату за негативное воздействие нужно по всем отходам, которые направили на размещение, за исключением твердых коммунальных отходов. За размещение ТКО платит региональный оператор, при этом сумма уже заложена в тариф для организаций. Об этом сказано в письме Минприроды от 14.12.2017 № 09-47/34954.
Плату за выбросы в атмосферу вносят организации и ИП, которые выбрасывают загрязняющие вещества стационарными источниками. Перечень загрязняющих веществ, за которые нужно платить. утвердили в Распоряжении Правительства от 08.07.2015 № 1316-р и ставках платы.
Если объект относится к IV категории НВОС и у организации нет объектов I–III категорий, за негативное воздействие на атмосферу платить не нужно. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Объект негативного воздействия со стационарными источниками выбросов относится к IV категории, если:
- количество загрязняющих веществ не превышает 10 т в год;
- нет выбросов радиоактивных и высокотоксичных веществ, веществ с канцерогенными и мутагенными свойствами I и II классов опасности.
За атмосферные выбросы передвижными объектами плату не перечисляют (письма Минприроды от 23.07.2015 № 02-12-44/17039, от 10.03.2015 № 12-47/5413). То есть организации, у которых есть автомобили или другие транспортные средства, а стационарных источников загрязнений нет, освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плату за сбросы в водные объекты перечисляют организации, которые сливают сточные воды с загрязняющими веществами в поверхностные и подземные водные объекты (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913). Если организация не сбрасывает сточные воды с загрязняющими веществами, плату за негативное воздействие на окружающую среду платить не нужно.
Перечень загрязняющих веществ, за которые нужно платить, утвердили в Распоряжении Правительства от 08.07.2015 № 1316-р и ставках платы.
Организации, которые сточные воды со сверхнормативной концентрацией загрязнений сбрасывают через централизованные системы водоотведения, так называемые «абоненты», обязаны компенсировать водоканалам:
- плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- затраты на нейтрализацию ущерба централизованным системам канализации;
- расходы на возмещение вреда водному объекту.
То есть абоненты перечисляют водоканалам плату за сброс загрязняющих веществ, а плату за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет не отправляют. Об этом сказано в статье 30.2 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ и разделе VII Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 № 644.
Если организация размещает отходы производства и потребления, она обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Не важно размещает ли она отходы на своих объектах или по договору с другой организацией. Исключение – если объект, на котором размещают отход не оказывает негативного воздействия (п.6 Правил, утв. постановлением Правительства от 31.05.2023 № 881, постановление Правительства от 26.05.2016 № 467).
Организации не перечисляют плату за размещение твердых коммунальных отходов. Плату за размещение ТКО вносят региональные операторы или операторы по обращению с ТКО.
Чтобы перечислить плату за загрязнение окружающей среды, определитесь со сроками и оформите платежку. За просрочку платежей грозят пени и штрафы. Подробности — в этой рекомендации Системы Главбух, которая входит в Актион Бухгалтерия.
Расчет платы за НВОС в 2024 году: какие ставки применять
Ставки платы за НВОС правительство планирует проиндексировать с 1 января 2024 года. Получается, что коэффициент для ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду составит 1,32.
Изменения планируют применять к правоотношениям, которые возникнут с 1 января 2024 года. На момент публикации статьи проект еще не принят.
По новым правилам ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду нужно брать за 2018 год и умножать на коэффициент индексации - Кинд. Коэффициент уже учтен в формулах, поэтому заранее ставку на текущий год можно не рассчитывать.
Базовые ставки платы за негативное воздействие
за загрязнение воздуха, водных объектов и при размещении отходов и ТКО на 2018 год |
постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913 |
за выброс пыли каменного угля на 2023 год |
постановлении Правительства от 20.03.2023 № 437 |
за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности на 2023 год |
постановлении Правительства от 29.06.2018 № 758 |
При выбросах в результате сжигания на факельных установках и рассеивании ПНГ используйте ставки из постановления Правительства от 13.09.2016 № 913 (постановление Правительства от 08.11.2012 № 1148).
На 2023 год ставку установили в постановлении о применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1,26. Именно по ней в 2024 году компании считают плату за 2023 год.
Размер платы за негативное воздействие зависит от количества выбросов, сбросов и отходов – укладываются ли они в нормативы и лимиты, от территории загрязнения. Если у плательщика нет обязательных разрешительных документов, декларации о воздействии или отчет ПЭК, объем и масса загрязняющих веществ считаются сверхлимитными.
Расчет платы за НВОС в 2024 году: формулы для I категории и примеры
За загрязнение в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий объектам I категории плату начисляют с нулевым коэффициентом. В пределах нормативов в комплексном экологическом разрешении – с коэффициентом 1 (считаются в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на размещение отходов). Объем и масса свыше указанных в КЭР – сверхнормативные загрязнения, за которые нужно платить:
- при наличии временно разрешенных выбросов или временно разрешенных сбросов – в 25 раз больше;
- в остальных случаях – в 100 раз больше.
Если объекту только присвоили I категорию, можно использовать нормативы из старых разрешений. Для объектов, которые ранее относили ко II категории, плату считайте по полученным разрешениям и ДВОС. По объектам, которые ранее относили к III категории, плату рассчитайте по нормативам допустимых выбросов и сбросов, отчету ПЭК. Старые нормативы и лимиты для таких объектов действуют 9 месяцев с момента смены категории. Если КЭР в этот срок не оформить, загрязнения будут считать сверхлимитными: плату рассчитывают по фактическим массам и с коэффициентом 100. Аналогичная позиция – в письме Минприроды от 14.08.2023 № 19-47/30095.
Чтобы рассчитать плату по объекту I категории в 2024 году за 2023 год, воспользуйтесь формулами ниже.
Выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий. Плату за выбросы и сбросы, которые укладываются в в технологические нормативы после внедрения НДТ не вносят. В Правилах № 881 утвердили формулу для расчета и специальный коэффициент Кнд= 0:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
0 |
× |
Суммарная |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Есть комплексное экологическое разрешение, загрязнение в пределах нормативов в КЭР. Если объект I категории не относится к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, плату за выбросы и сбросы в пределах нормативов КЭР считайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
По выбросам угольной пыли плату рассчитайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2023 года |
× |
Суммарная |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Нормативы, указанные в комплексном экологическом разрешении по объектам I категории, считаются в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на размещение отходов (п. 14, 27 Правил, утв. постановлением Правительства от 31.05.2023 № 881). По ним минимальная плата за негативное воздействие на окружающую среду. Объем и масса свыше указанных в КЭР – сверхнормативные загрязнения, за которые нужно платить в 25 или в 100 раз больше.
Есть комплексное экологическое разрешение, загрязнение в пределах нормативов в КЭР, объект – ЦСВ ПГО. Если объект I категории относится к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (ЦСВ ПГО), плату сбросы в пределах нормативов из КЭР считайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная |
× |
0,5 |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Эта формула подходит для веществ, по которым не устанавливают технологические нормативы в КЭР. Если вещество из технормативов, пользуйтесь общими правилами расчета для объектов I категории.
КЭР нет. Объем и масса загрязняющих веществ не превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов в действующих разрешениях на выбросы и сбросы. Плату за выбросы и сбросы в пределах этих нормативов считайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
По выбросам угольной пыли плату рассчитайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2023 года |
× |
Суммарная |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Есть КЭР, выбросы и сбросы превышают нормативы в КЭР, временных разрешений и лимитов нет. Если выбросы или сбросы превышают нормативы в КЭР, а временные разрешения не получили, плату за негативное воздействие считайте по двум формулам.
Сумму в пределах нормативов определите по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы в КЭР, считайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
( |
Фактическая масса выбросов или сбросов веществ |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
КЭР нет. Есть старые разрешения и временно разрешенные выбросы или сбросы. Выбросы или сбросы не превышают временные разрешения. Плату за выбросы и сбросы считайте по двум формулам.
Сумму в пределах нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов определите по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов или лимиты, но не превышают временно разрешенных выбросов и сбросов или лимитов, посчитайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
25 |
× |
( |
Фактическая масса веществ в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
КЭР нет. Есть временные разрешения. Объем и масса загрязняющих веществ превышают временно разрешенные выбросы и сбросы в действующих разрешениях на выбросы и сбросы (лимиты). Плату за выбросы и сбросы считайте по трем формулам.
Сумму в пределах нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов определите по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов, но не превышают временно разрешенных выбросов и сбросов или лимиты, посчитайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
25 |
× |
( |
Фактическая масса веществ в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают временно разрешенные выбросы и сбросы или лимиты, посчитайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
( |
Фактическая масса веществ |
– |
Суммарная масса веществ, превышающих временно разрешенные выбросы и сбросы |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Нет ни КЭР, ни действующих разрешений на выбросы и сбросы. Плату за негативное воздействие на окружающую среду считайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
Фактическая масса загрязняющего вещества |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Коэффициент к ставке 100 применяется независимо от того, по своей ли вине организация вовремя не получила разрешение. Такого мнения придерживается Минприроды (письмо Минприроды от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ).
Расчет платы за НВОС в 2023 году: формулы для II категории и примеры
Если к объекту II категории применяются справочники наилучших доступных технологий, за загрязнение в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий плату начисляют с нулевым коэффициентом. В пределах нормативов по декларации о воздействии на окружающую среду или старым действующим разрешениям – с коэффициентом 1. Объем и масса свыше указанных в декларации о воздействии на окружающую среду – сверхнормативные загрязнения, за которые нужно платить в 25 или в 100 раз больше.
Если объекту только присвоили II категорию, можно использовать нормативы из старых разрешений. Для объектов, которые ранее относили к I категории, плату считайте по полученным разрешениям. По объектам, которые ранее относили к III категории, плату рассчитайте по нормативам допустимых выбросов и сбросов, отчету ПЭК. Старые нормативы и лимиты для таких объектов действуют 3 месяца с момента смены категории. Если ДВОС в этот срок не оформить, загрязнения будут считать сверхлимитными. Аналогичная позиция – в письме Минприроды от 14.08.2023 № 19-47/30095.
Чтобы рассчитать плату по объекту II категории в 2024 году за 2023 год, воспользуйтесь формулами ниже.
Выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий. Плату за выбросы и сбросы, которые укладываются в в технологические нормативы после внедрения НДТ не вносят. В Правилах № 881 утвердили формулу для расчета и специальный коэффициент Кнд= 0:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
0 |
× |
Суммарное |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Есть декларация о воздействии на окружающую среду, загрязнения в пределах нормативов в декларации. Плату за выбросы и сбросы в пределах данных, которые указали в декларации считайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Нет декларации о воздействии на окружающую среду. Есть действующие разрешения, НДВ или НДС, а загрязнения в пределах нормативов. Плату за выбросы и сбросы в пределах нормативов считайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Эта формула подходит и для случая, когда II категорию присвоили при актуализации. Например, если объект относили к III категории, то в течение 3 месяцев можно рассчитывать плату по НДВ, НДС и отчету ПЭК. Подробнее рассказали в рекомендации.
Есть декларация о воздействии на окружающую среду. Выбросы и сбросы превышают нормативы, которые указаны в декларации о воздействии. Если выбросы или сбросы превышают нормативы в декларации о воздействии на окружающую среду, плату за негативное воздействие считайте по двум формулам.
Сумму в пределах нормативов определите по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов, но не превышают установленных временно разрешенных выбросов и сбросов, считайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
25 |
× |
( |
Фактическая масса веществ в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы, считайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы сверх нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
( |
Фактическая масса веществ |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают установленные временно разрешенные выбросы и сбросы, посчитайте по формуле:
Плата по объекту |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
( |
Фактическая масса веществ |
– |
Суммарная масса веществ, превышающих временно разрешенные выбросы и сбросы |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Декларацию о воздействии на окружающую среду не сдавали. Объем и масса загрязняющих веществ не превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов в действующих разрешениях на выбросы и сбросы. Плату за выбросы и сбросы в пределах этих нормативов считайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Декларацию о воздействии на окружающую среду не сдавали. Объем и масса загрязняющих веществ не превышают установленные временно разрешенные выбросы и сбросы или лимиты в действующих разрешениях на выбросы и сбросы. Плату за выбросы и сбросы считайте по двум формулам.
Сумму в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов определите по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса вещества в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов, но не превышают установленные временно разрешенные выбросы и сбросы или лимиты, посчитайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах временно разрешенных |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
25 |
× |
( |
Масса вещества в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Декларацию о воздействии на окружающую среду не сдавали. Объем и масса загрязняющих веществ превышают временно разрешенные выбросы и сбросы в действующих разрешениях на выбросы и сбросы. Плату за выбросы и сбросы считайте по трем формулам.
Сумму в пределах нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов определите по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса вещества в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов, но не превышают установленных временно разрешенных выбросов и сбросов или лимитов, посчитайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах временно разрешенных |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
25 |
× |
( |
Масса веществ в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают временно разрешенные выбросы и сбросы или лимиты, посчитайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы сверх временно разрешенных |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
( |
Масса веществ |
– |
Суммарная масса веществ в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Разрешений и декларации о воздействии на окружающую среду нет, потому что II категорию только присвоили. Если объекту только сменили III категорию на II и действующих разрешений нет и 3-месячный срок не истек, плату за негативное воздействие рассчитайте по нормативам допустимых выбросов и сбросов и отчета ПЭК.
Если нормативы не превышали, плату за негативное воздействие рассчитайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, данных отчета ПЭК |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Если нормативы превысили и временных лимитов (ВРВ, ВРС) нет, плату за негативное воздействие рассчитайте по двум формулам.
Сумму в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов определите по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, данных отчета ПЭК |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают нормативы или лимиты, посчитайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы сверх временно разрешенных |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
( |
Масса вещества |
– |
Суммарная масса веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, данных отчета ПЭК |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Если истек срок подачи декларации о воздействии на окружающую среду, выбросы и сбросы считают сверхлимитными и применяют коэффициент 100. При смене категории срок ограничили 3 месяцами (п.24 Правил, утв. постановлением Правительства от 31.05.2023 № 881). Плату за выбросы и сбросы сверх лимита считайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы сверх нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
Фактическая масса веществ |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Разрешений нет. Не сдана декларация о воздействии на окружающую среду, нет временных разрешений на выбросы и сбросы. Плату за негативное воздействие на окружающую среду считайте по формуле:
Плата по объекту II категории за выбросы и сбросы сверх нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
100 |
× |
Фактическая масса веществ |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Расчет платы за НВОС в 2024 году: формулы для III категории и примеры
Загрязнения по объектам III категории считают по нормативам, которые утверждает сама организация, а затем указывает в отчетах. Для веществ I-II класса разрабатывают нормативы допустимых выбросов и нормативы допустимых сбросов. Вещества III-IV классов опасности не нормируют, поэтому то, что укажете в отчете ПЭК и будет нормативом. Лимиты на размещение отходов определяют по отчету ПЭК и журналу учета образования и движения отходов. Но есть нюанс: если отчет ПЭК не сдать вовремя, плату придется внести в 25 раз больше. Такой порядок следует из пункта 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.05.2023 № 881, и писем Минприроды от 04.08.2021 № 19-50/10802-ОГ и от 14.08.2023 № 19-47/30095.
Чтобы рассчитать плату по объекту III категории в 2024 году за 2023 год, воспользуйтесь формулами ниже.
Выбросы и сбросы не превышают нормативы допустимых выбросов и сбросов, а также значения из отчета ПЭК. Отчет ПЭК сдали вовремя. Плату за выбросы и сбросы считайте по формуле:
Плата по объекту III категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
В составе отчет ПЭК сдали вовремя, но загрязнения превышают указанные в НДВ, НДС или отчетности. В этом случае для платы за негативное воздействие используйте две формулы.
Сумму в пределах нормативов определите по формуле:
Плата по объекту III категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная масса веществ в отчете ПЭК |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Плату за объем или массу, которые превышают количество в отчетности по выбросам в атмосферу, считайте по формуле:
Плата по объекту III категории за сверхнормативные выбросы и сбросы |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
25 |
× |
( |
Масса веществ |
– |
Масса веществ в отчете ПЭК |
) |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Отчет ПЭК вовремя не сдали. Тогда объем и масса загрязнений считаются сверхнормативными, а плату надо определить по формуле:
Плата по объекту III категории за сверхнормативные выбросы и сбросы |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
25 |
× |
Фактическая масса |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Расчет платы за НВОС в 2024 году: формулы для IV категории
По объектам IV категории плату за загрязнение окружающей среды перечисляют, если кроме объектов IV категории, есть объекты I–III категорий. Если эксплуатируете только объекты IV категории негативного воздействия, плату рассчитывать и вносить не нужно. Об этом сказано в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.05.2023 № 881.
При расчете платы по объектам IV категории повышающие коэффициенты применяйте, только если побочные продукты производства признают отходами. Не применяйте повышающие коэффициенты за выбросы и размещение остальных видов отходов. Такой позиции придерживается Минприроды и Росприроднадзор (письмо от 03.02.2020 № 19-47/2482 и письмо от 06.12.2023 № РН-03-01-34/44278).
Чтобы рассчитать плату по объекту IV категории в 2024 году за 2023 год, воспользуйтесь формулами ниже.
Плату за выбросы по объектам IV категории считайте по формуле:
Плата по объекту IV категории за выбросы |
= |
Ставка 2018 года |
× |
1,26 |
× |
Суммарная фактическая масса веществ |
× |
Дополнительный коэффициент для особых территорий и объектов |
Расчет платы за НВОС в 2024 году: сроки оплаты
Периодичность платежа зависит от организации. Субъекты малого и среднего предпринимательства платят 1 раз в год. Остальные организации вносят квартальные платежи.
Однако, если деятельность на объекте только начали, оплатите негативное воздействие по итогам года, а со следующего года вносите плату ежеквартально. Это требования пункта 54 Правил расчета и внесения платы и пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Годовую плату за негативное воздействие перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года. Например, до 1 марта 2024 года включительно плату внесите за 2023 год.
Авансовые платежи вносят трижды за год, а за 4 квартал — по итогам года. Квартальные авансовые платежи перечисляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом.
Когда последний день срока выпадает на выходной, авансовый платеж и доплату по итогам года надо перечислить заранее — в последний рабочий день перед выходными. Общий порядок переноса сроков внесения платежей к плате за негативное воздействие не применяют (ст. 193 ГК, п. 3 ст. 2 ГК).
Если платить неполностью или невовремя инспекторы рассчитают пени и штрафы. Например, если плательщик заплатил не полностью, госорган направит требование доплатить за негативное воздействие с учетом пеней. В этом случае оплатить задолженность нужно не позднее 10 календарных дней со дня получения требования. Если не внести, плату и пени взыщут через суд. Такой порядок указан в пунктах 70, 71 и 73 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.05.2023 № 881.
Ответы на все вопросы по налоговым изменениям 2024 года вы найдете в корпоративной справочно-образовательной системе «Актион 360». Просто задайте свой вопрос в поисковой строке и узнайте, как поступить именно в вашей ситуации. Разъяснения дают авторитеты в своей области – судьи, специалисты Минфина и ФНС.
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту- Статьи по теме:
- Форма 2-ТП отходы за 2023 год в 2024 году: кто сдает, сроки, бланк, образец заполнения
- Декларация о плате за НВОС за 2023 год в 2024 году: новая форма, сроки сдачи, образец
- Какие отчеты по экологии сдать в 2023 году: таблица, формы и сроки сдачи
- Декларация о плате за НВОС за 2022 год в 2023 году: новая форма, сроки сдачи, образец заполнения
- Экологическая отчетность, которую должны сдавать МСП в 2022 году
Темы: