Обязательный аудит за 2023 год в 2024 году проводят с учетом обновленных критериев. Также в 2024 году действует отмена обязательного аудита для некоторых организаций. В статье смотрите все про обязательный аудит за 2023 год в 2024 году: критерии, изменения, отмена.
Обязательный аудит в 2024 году: инструкция
Обязательный аудит за 2023 год в 2024 году: кто должен провести и критерии
В 2024 году обязательный аудит проводят с учетом определенны критериев.
Таблица. Кто должен пройти обязательный аудит за 2023 год в 2024 году
Кто должен проводить аудит |
Условие для проведения аудита |
Основание |
Организации любой организационно -правовой формы |
Обязанность проводить аудит установлена федеральными законами. Например:
По АО есть с 2023 года уточнения. |
ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ Информационное сообщение Минфина от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 |
Организации, ценные бумаги допущены к организованным торгам, а также эмитенты ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию в соответствии с Законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ |
Аудит обязателен при любых условиях |
п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ Информационное сообщение Минфина от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 |
Профучастники рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй |
Аудит обязателен при любых условиях |
п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ Информационное сообщение Минфина от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 |
Организации, имеющие организационно правовую форму фонда кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов |
Поступление имущества, в том числе денег за год, предшествующий отчетному, составило более 3 млн руб. |
п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ Информационное сообщение Минфина от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 |
Организации, за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, сельхозкооперативов и их союзов, организаций потребкооперации |
Сумма доходов по данным налогового учета за год, предшествующий отчетному году, составила более 800 млн руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествующего отчетному, превысила 400 млн руб. |
п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ Информационное сообщение Минфина от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 |
Некоммерческие организации, которые признаны иностранными агентами |
Аудит обязателен для некоммерческих организаций, которые получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников для ведения политической деятельности на территории РФ, а также целенаправленного сбора сведений в области военной, военно-технической деятельности России. Не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, НКО – иностранные агенты обязаны провести аудит и получить заключение. Внимание! За непрохождение обязательного аудита либо нарушение срока представления заключения Минюст как регулятор деятельности НКО вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации |
Закон действует с 1 декабря 2022 года. Ст. 4, п. 6ст. 9, п. 2 ст. 12 Закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ. Требование об обязательном аудите таких компаний применяется начиная с аудита отчетности за 2022 год (информационное сообщение Минфина от 15.07.2022 № ИС-аудит-56) |
Организации в форме АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования |
Аудит обязателен при любых условиях
|
ст. 5 Закона от 16.04.2022 № 114-ФЗ |
Минфин обновил перечень организаций, бухгалтерская отчетность за 2023 год которых подлежит обязательному аудиту (информация Минфина от 11.01.2023, от 11.01.2023 № ИС-аудит-60). В таблице от Системы Главбух, которая входит в Актион Бухгалтерия, смотрите все случаи, когда организации должны проводить аудит отчетности. Для каждого случая в перечне указаны: вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту, кто вправе проводить обязательный аудит и ссылка на НПД, на основании которого организация обязана проводить аудит.
Отмена обязательного аудита за 2023 год в 2024 году: кого освободили
В соответствии с Федеральными законами от 16.04.2022 № 114-ФЗ, № 99-ФЗ) непубличные АО не подлежат обязательному аудиту, за исключением непубличных АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также случаи, когда бухгалтерская отчетность непубличного АО подлежит обязательному аудиту по основанию, отличному от организационно-правовой формы. К примеру, по виду деятельности, по финансовым критериям (письмо Минфина от 23.12.2022 № 07-04-09/126779).
Данное правило распространяется на все непубличные АО, в том числе которые включены в реестр МСП.
Если обязательному аудиту непубличные компании не подлежат, то проводить инициативный тоже не обязаны. За исключением, если такой аудит проводится по требованию акционеров. АО добровольно заказывает инициативный аудит по решению руководства или по требованию акционеров, совокупная доля акций которых в уставном капитале АО составляет не менее 10 процентов.
Когда освобождение от аудита – не повод не проходить проверку
Минфин в своем информационном сообщении от 25 июля 2023 года № ИС-аудит-64 напомнил, что достаточно одного основания, закрепленного в законодательстве, для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. Например, если отчетность организации подлежит обязательному аудиту по одному основанию, но освобождена – по другому, данное лицо обязано все равно заказать обязательный аудит данной отчетности. Это постулат закреплен теперь и законом, который в силе с 4 августа 2023 года (подп. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2023 года № 355-ФЗ). Данная поправка внесена дополнительным пунктом 1.1. в статью 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Штрафы за непроведение обязательного аудитаОбязательный аудит за 2023 год в 2024 году: изменения от Минфина
После составления отчетности проверке подлежат все ее показатели на выполнение требований Минфина. Информация должна быть полно отражена, полезна, нейтральна, последовательна и сопоставима. Существенные показатели отчетности проверяют более детально — на достоверность во всех существенных аспектах (п. 6 Концепции бухучета в рыночной экономии).
В начале января каждого года Минфин выпускает рекомендации аудиторам по проверке бухгалтерской отчетности. Там содержатся контрольные точки в виде требований к отчетности, которые надо проверить. Соответственно, у аудиторов и министерства одинаковый перечень обязательных критериев проверки отчетности. Подробнее о требованиях — в таблице 1 ниже.
Таблица 1. Что надо проверить в отчетности согласно требованию Минфина
Требования |
Что проверить |
---|---|
Достоверность |
На все активы, обязательства, части капитала, доходы и расходы нужны подтверждающие документы, остатки активов и обязательств в учете должны соответствовать итогам инвентаризации, все показатели отчетности должны быть надежно оценены и корректно классифицированы в соответствии с действующими ПБУ и ФСБУ. Более подробно об инструментах проверки на достоверность существенных показателей — в таблице 2 |
Полезность |
Проверьте, что информация в отчетности уместна, надежна, сравнима и своевременна. Другими словами, полезна. Именно благодаря таким данным в отчетности внешние пользователи смогут сделать правильные выводы о деловых возможностях компании. |
Полнота |
На полноту представления фактов хозяйственной деятельности компании проверьте баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Это значит, что вышеуказанные отчеты взаимоувязаны и составлены на основании непрерывного бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 4/99, п. 5.1.4, 6.3.5 Концепции бухучета в рыночной экономии) |
Существенность |
Все существенные показатели отчетности должны быть отражены и раскрыты в отчетности. Существенным может быть показатель — как качественно, так и количественно. Качественная существенность. Например, показатели баланса в разделе 3, которые формируют собственный капитал, независимо от их стоимостных величин всегда качественно существенны. Без раскрытия уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли или непокрытого убытка в отчетности и проверки их на достоверность — исказит понимание внешних пользователей о соблюдении компанией принципа непрерывности деятельности. Количественный критерий оценки существенности по детализации показателей отчетности устанавливает компания самостоятельно. Какие существенные показатели отчетности надо взять на контрольную проверку — в таблице 2 |
Нейтральность |
Проверьте, чтобы информация в отчетности не была однобока, специально подобрана для достижения предопределенных результатов или последствий (п. 7 ПБУ 4/99, п. 6.3.3 Концепции бухучета в рыночной экономии). Например, убедитесь, что доходы и расходы отражены в точных суммах и в соответствующих периодах, без искусственного завышения или занижения показателей валовой прибыли, прибыли до налогообложения или финрезультата за год |
Последовательность |
Убедитесь, что состав, содержание и формат отчетности применяются компанией из года в год. Кроме того, проверьте, что показатели отчетности сопоставимы минимум за пару отчетных периодов |
Обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации. Данное правило распространяется на все компании, подлежащие обязательному аудиту. При обязательном аудите компания обязана указать на титульном листе баланса наименование аудиторской фирмы, с которой заключен договор.
Все показатели, которые указаны на «лице» унифицированных форм бухгалтерской отчетности, которую готовят компании не в упрощенном виде, считают обязательными. Более детальное раскрытие строк отчетности в подстроках определяется по количественному критерию существенности, которую определяет компания. Однако он должен быть не ниже 5 процентов от общей величины соответствующего показателя отчетности. Например, как это рекомендовано в ПБУ о детализации выручки и себестоимости (п. 18.1 ПБУ 9/99, п. 21.1 ПБУ 10/99).
При проверке аудиторами отчетности на достоверность, а также при сверке отчетности с декларациями налоговыми инспекторами на выборочной основе смотрят не все показатели, а только существенные. Существенность в данном случае определяется уже не компанией, а проверяющими лицами по их внутренним методикам.
Для того чтобы компания успешно прошла налоговую и аудиторскую проверку, надо знать такие показатели заранее и исправить ошибки, если они есть. Далее приведем перечень показателей отчетности, которые чаще всего считаются существенными по выборке аудиторов. В таблице 2 указан перечень таких показателей и методы их проверки, которые могут быть включены в положение о системе внутреннего контроля любой организации.
Таблица 2. Перечень существенных показателей отчетности для обязательной проверки
Показатель |
Место отражения в отчетности |
Что и как проверяем |
---|---|---|
Выручка |
Строка 2110 «Выручка» отчета о финансовых результатах — ОФР |
Точность суммы, оценки, отражение в соответствующем периоде, документальная и экономическая обоснованность, полнота и классификация, то есть отнесение операций по реализации к обычным видам деятельности. Методы проверки. Документальная проверка, пересчет, перепроверка бухгалтерских записей по счетам учета, по датам отражения в учете, анализ договоров, колебаний выручки из месяца в месяц. |
Себестоимость продаж |
Строка 2120 «Себестоимость продаж» ОФР |
Проверка аналогична выручке, как указано выше. Особое внимание на формирование себестоимости готовой продукции — пересчитайте калькуляцию себестоимости, проверьте оценки списания в производство и в реализацию запасов по ФСБУ 5/2019. Также помните, что себестоимость в ОФР также отражается за минусом сумм скидок поставщиков |
Прочие доходы и расходы |
Строки 2340 и 2350 ОФР |
Точность суммы, оценки, отражение в соответствующем периоде, документальная и экономическая обоснованность, классификация и полнота отражения. Методы проверки. Те же, что при проверке выручки и себестоимости. Однако уделите внимание операциям, которые были показаны свернуто в ОФР. Это касается купли-продажи собственных основных средств, курсовых разниц. Кроме того, высокий риск искажения кроется в начислении и восстановлении сумм резерва на обесценение запасов и основных средств по ФСБУ. Проверьте, в рамках какой деятельности компании — основной или прочей — создавались данные резервы. Если в рамках обычной деятельности — переклассифицируйте данные расходы и включите их в строку 2210 ОФР |
Текущий и отложенные налоги на прибыль |
Строки 2410, 2411, 2412 ОФР |
Высокий риск ошибки в расчете отложенных налогов. С точки зрения точности сумм, оценки, классификации отложенных активов и обязательств в соответствии с ПБУ 18/02 пересчитайте и проанализируйте ОНА и ОНО. Текущий налог сверьте с данными декларации по налогу на прибыль. Расхождений быть не должно. |
Основные средства и их переоценка |
Строки 1150 и 1340 бухгалтерского баланса |
Проверьте существование активов и их состояние путем фактического осмотра и пересчета при инвентаризации. Также пересчитайте результат переоценки по ФСБУ 6/2020, проверьте, все ли документы имеются на собственность имущества, его переоценку. Перепроверьте бухгалтерские записи по постановке, учету и переоценке основных средств |
Запасы |
Строка 1210 баланса |
Проверьте существование активов и их состояние путем фактического осмотра и пересчета при инвентаризации. Перепроверьте оценку запасов путем проведения теста на обесценение запасов по ФСБУ 5/2019. Пересчитайте ранее начисленный резерв, восстановите при необходимости. Проверьте, на все ли расчеты имеются подтверждающие документы. |
Дебиторская и кредиторская задолженности |
Строки 1230 и 1520 баланса |
Проверьте точность стоимостных величин показателей, их балансовой оценки, а также наличие или отсутствие прав или обязательств по получению и погашению дебиторской и кредиторской задолженности. Методы проверки. Сверка с контрагентами компании, в том числе с бюджетом. Аналитическая оценка долгов на предмет сомнительности, начисление резерва по сомнительным долгам и пересчет для подтверждения точности сумм. |
Оценочные обязательства |
Строки 1430 и 1540 баланса |
Проверьте корректность профсуждения по оценке оценочных обязательств путем анализа договоров с контрагентами, новых правил по ФСБУ по созданию резервов на демонтаж и восстановление окружающей среды, ведомости неотгулянных отпусков сотрудников, вероятности проигрыша в суде по налоговым претензиям и т. д. |
Кредиты и займы |
Строки 1410 и 1510 баланса Строка 2330 ОФР |
Проверьте точность стоимостных величин показателей, а также наличие или отсутствие прав или обязательств по получению и погашению кредитов и займов. Методы проверки. Сверка с контрагентами компании по займам, сверка с банками по кредитам. Пересчет начисленных процентов по кредитам и займам, анализ равномерного начисления процентов путем построения графика начисления процентов за год. |
Права пользования активами — ППА, обязательства по аренде, чистая инвестиция в аренду |
Строки 1230, подстроки строк 1150, 1450, 1550 баланса |
Проверьте классификацию объектов аренды путем анализа договоров. Убедитесь путем пересчета в корректности оценки стоимости ППА и обязательства по аренде, чистой инвестиции в аренду. Проверьте раскрытие в балансе и пояснениях к нему о деталях объекта учета аренды. Сверьтесь с памяткой по раскрытиям о ФСБУ 25/2018 в отчетности. |
Собственный капитал, в том числе нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), с учетом финансового результата за отчетный год |
Строки раздела 3 баланса и отчет об изменении капитала |
Подтвердите права на сформированный собственный капитал, корректность его оценки, точность, полноту отражения в отчетности путем документальной проверки уставных и платежных документов по формированию и оплате капитала, документов по дополнительной эмиссии ценных бумаг (акций), выкупа долей и прочих юридических бумаг. Аналитически проверьте точность показателя нераспределенной прибыли с точки зрения увязки баланса и ОФР. Если были ручные корректировки по ретроспективному переходу на новые ФСБУ или исправление ошибок прошлых лет — проверьте полноту раскрытия таких корректировок в пояснениях к балансу и точность заполнения раздела 2 отчета об изменении капитала |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
Строка 1250 баланса и отчет о движении денежных средств |
Существование остатков наличных денег и денежных документов в кассе подтвердите путем годовой инвентаризации. Существование остатков денег и денежных эквивалентов на счетах в банках подтвердите путем запроса в банк о представлении справки о наличии открытых счетов и остатков денежных средств на 31 декабря отчетного года. При наличии надежного клиента-банка достаточно подтвердить остатки выписками по счетам. Проверьте точность сумм оборотов денежных потоков, их классификацию по денежным потокам от текущих, инвестиционных или финансовых операций — по первичным документам, договорам, вспомогательным расчетным таблицам — в части отражения НДС |
Организации должны раскрывать в бухотчетности сведения о событиях после отчетной даты. В рекомендации Системы Главбух, которая входит в Актион Бухгалтерия, читайте о том, что признавать событием после отчетной даты, в каких случаях отражать такие события в учете и как раскрывать информацию о них в бухгалтерской отчетности.
Обязательный аудит за 2023 год в 2024 году: принципы проверки
Аудиторские организации обязаны руководствоваться Международными стандартами аудита, введенными в России приказом Минфина от 09.01.2019 № 2н. Федеральные стандарты аудиторской деятельности применять нельзя. Об этом – в постановлении Правительства от 23.10.2017 № 1289, информационных сообщениях Минфина от 22.02.2019 № ИС-аудит-28, от 27.11.2017 № ИС-аудит-19.
Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Перечень рекомендаций Минфина при проведении аудиторских проверок за разные годы приведен в справочнике.
Основные принципы проведения аудита в соответствии с международными стандартами установлены в МСА 200. К ним, например, относится правило, по которому аудитор должен проводить проверку с профессиональным скептицизмом и получить достаточное количество надлежащих доказательств для обоснования своего мнения (п. 7 МСА 200).
Условия аудиторских заданий должны быть согласованы между аудитором и руководством. Согласованные условия аудиторского задания отражают в письме-соглашении об условиях аудиторского задания или в ином письменном соглашении, они должны включать:
- цель и объем аудита финансовой отчетности;
- обязанности аудитора и руководства;
- указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности;
- описание предполагаемой формы и содержания заключений и отчетов аудитора;
- заявление о том, что могут существовать такие обстоятельства, при которых заключение или отчет аудитора может отличаться от ожидаемого по форме и содержанию.
Обязательный аудит за 2023 год в 2024 году: какие документы предоставить
Перечень документов, которые могут запросить аудиторы, законодательно не установлен. Фактически аудиторы могут запросить любые документы, которые связаны с бухгалтерским и налоговым учетом. Аудируемая компания в свою очередь должна содействовать аудиторам, предоставлять всю необходимую информацию и документацию (п. 1 ч. 2 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Как правило, аудиторы запрашивают учредительные, организационно-распорядительные, первичные документы, бухгалтерские и налоговые регистры, налоговую и бухгалтерскую отчетность. Конкретный перечень документов зависит от специфики деятельности организации и от целей аудиторской проверки. Но есть случаи, когда аудируемая организация не обязана представлять документы и информацию, даже если аудитор их требует (п. 1 ч. 2 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, постановление Правительства от 19.04.2021 № 622).
Компания вправе отказать представить документы или сведения, если аудиторская организация:
- находится под прямым или косвенным контролем иностранного гражданина, лица без гражданства, иностранного юрлица, международной компании;
- либо входит в одну группу лиц с иностранным гражданином, лицом без гражданства, иностранным юридическим лицом, международной компанией.
Не представлять информацию и документы можно только, когда такая информация не раскрыта и к раскрытию не планируется в тех случаях, когда это разрешено. Информация, которую разрешено не раскрывать, определена различными постановлениями Правительства. Все они перечислены в постановлении Правительства от 19.04.2021 № 622.
Например, эмитенты ценных бумаг вправе не раскрывать информацию о сделках эмитента, его контролирующих лиц, подконтрольных ему лиц, об аффилированных лицах эмитента и другую информацию (постановлении Правительства от 04.04.2019 № 400). А значит, такую информацию можно не представлять выше перечисленным аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.
Ответы на все вопросы по налоговым изменениям 2024 года вы найдете в корпоративной справочно-образовательной системе «Актион 360». Просто задайте свой вопрос в поисковой строке и узнайте, как поступить именно в вашей ситуации. Разъяснения дают авторитеты в своей области – судьи, специалисты Минфина и ФНС.
Срочные изменения по вашему ИНН
ФНС опубликовала новые показатели по которым будут назначаться проверки
Смотрите рекомендации по вашей компании, чтобы не попасть под особый контроль проверяющих
Узнать большеУже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту- Статьи по теме:
- Как упростить работу с аудиторами и оставить время на текущие дела
- Бухгалтерия & аудиторы: идеи для продуктивной работы, чтобы гордиться итогами проверки
- Не сдавайте полугодовую отчетность без полноценной проверки
- Больше компаний обязаны провести аудит баланса
- К кому теперь обращаться для обязательного аудита
Темы: