Когда начнут действовать изменения
Ряд поправок применяется уже с 24 июня 2014 года – дня официального опубликования Закона № 171-ФЗ. В то же время основные коррективы в земельном законодательстве вступают в силу 1 марта 2015 года. Рассмотрим изменения земельного законодательсва подробнее.
Понятие земельного участка
С 1 марта 2015 года статья 6 Земельного кодекса РФ будет дополнена пунктом 3, в котором дано определение земельного участка. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью. Она представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Предоставление земли в пользование
В Земельный кодекс РФ включена новая глава V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В рамках этой главы в том числе определены:
- основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.1);
- случаи продажи земельных участков, находящихся в госсобственности, на торгах и без проведения торгов (ст. 39.3);
- случаи предоставления земельного участка, находящегося в госсобственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (ст. 39.5);
- особенности договора аренды земельного участка, находящегося в госсобственности (ст. 39.8);
- предоставление земельного участка, находящегося в госсобственности, в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9).
Последней статьей, в частности, предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Согласно статье 39.10 Земельного кодекса РФ, земельный участок в госсобственности может быть предоставлен и в безвозмездное пользование указанным органам и организациям, в том числе бюджетным, казенным, автономным учреждениям, – на срок до одного года.
Обмен земельного участка
Следующим нововведением в Земельном кодексе РФ является глава V.2. Она касается обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.
В данной главе, состоящей всего из двух статей, указаны случаи, когда это допустимо:
- при обмене земельного участка, находящегося в госсобственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
- при обмене земельного участка, находящегося в госсобственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты (ст. 39.21 Земельного кодекса РФ).
В силу требований статьи 39.22 Земельного кодекса РФ в договор мены должны быть включены определенные условия. В частности, здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора.
Установление сервитута
Следующая новая глава Земельного кодекса РФ – глава V.3 – регламентирует порядок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться в том числе для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены без его установления (ст. 274 Гражданского кодекса РФ).
В силу статьи 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении участка, находящегося в госсобственности, заключается в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. В том числе речь идет:
- о размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
- о проведении изыскательских работ;
- о ведении работ, связанных с пользованием недрами.
В статье 39.24 Земельного кодекса РФ указан круг лиц, которые могут заключать соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а в статье 39.25 – требования к содержанию данного соглашения.
Если находящийся в госсобственности участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному либо муниципальному учреждению, то соглашение о сервитуте заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, в ведении которого находится это учреждение.
Перераспределение земельных участков
Новая глава V.4 Земельного кодекса РФ затрагивает вопросы перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также она касается перераспределения земель и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, например, определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.27). Отметим, что соглашение о перераспределении земель в госсобственности не может быть заключено при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- перераспределяются земельные участки, которые находятся в госсобственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, но отсутствует его согласие в письменной форме;
- проектом межевания территории (схемой расположения участка) предусмотрено перераспределение земельного участка, находящегося в госсобственности и являющегося предметом аукциона, либо по нему принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого еще не истек;
- границы земельного участка подлежат уточнению;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
- перераспределение участка, который находится в госсобственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом.
Глава V.5, которая тоже является новой в Земельном кодексе РФ, посвящена правовой регламентации вопросов безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.
И в заключение отметим главу V.6 Земельного кодекса РФ, в рамках которой прописан порядок использования земель, находящихся в госсобственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Такое использование возможно в случае:
- проведения инженерных изысканий;
- капитального или текущего ремонта линейного объекта;
- строительства временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и иных материалов, техники для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
- геологического изучения недр;
- деятельности в целях сохранения и развития образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций.
Д.П. Звоненко,
юрист
Темы: