Виды электронных подписей
Согласно статье 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ), по степени безопасности электронные подписи подразделяются на простые и усиленные. Усиленная подпись может быть неквалифицированной и квалифицированной. Простая электронная подпись может подтверждать факт ее формирования определенным лицом с помощью кодов, паролей или иных средств (п. 2 ст. 5 Закона № 63-ФЗ). Усиленная же электронная подпись создается в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи (п. 3 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).
Для сравнения: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее – Закон № 1-ФЗ) предусматривает только один вид электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). И это служит одной из причин редкого использования ее в электронном документообороте. Ведь ЭЦП – аналог квалифицированной электронной подписи (ст. 19 Закона № 63-ФЗ). Данный вид подписи обеспечивает наивысшую безопасность документа. Однако он самый затратный по части временных ресурсов и финансов. Применять ее в качестве квалифицированной электронной подписи можно до 1 июля 2012 года. Это также касается ЭЦП, используемых при сдаче электронной отчетности.
Кто может применять
Обмениваться информацией в электронной форме вправе (п. 11 ст. 2 Закона № 63-ФЗ):
– государственные органы;
– органы местного самоуправления;
– организации;
– граждане.
И все они могут использовать электронные подписи любых видов. Никаких ограничений Закон № 63-ФЗ в этой части не устанавливает. Владельцем ЭЦП может быть только физическое лицо (абз. 4 ст. 3 Закона № 1-ФЗ). При этом электронный документооборот происходит в основном между организациями и государственными органами.
В этой связи возникает необходимость отражать в сертификате ключа подписи должность владельца этого сертификата и иные необходимые сведения. Это позволяет сделать пункт 2 статьи 6 Закона № 1-ФЗ. Также в сертификате можно указать наименование и местонахождение организации, в которой установлена эта должность.
Равенство электронной и собственноручной подписей
По общему правилу квалифицированная электронная подпись и ЭЦП признаются равнозначными собственноручной подписи на бумажном документе (п. 1 ст. 6, ст. 19 Закона № 63-ФЗ).
Исключение составляют ситуации, когда нормативно-правовые акты требуют составлять те или иные документы только на бумажном носителе. А вот простую, или неквалифицированную, электронную подпись можно использовать в качестве собственноручной лишь в случаях, установленных:
– нормативно-правовыми актами;
– соглашением между участниками электронного взаимодействия (п. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).
В качестве примеров таких соглашений можно привести:
– любой гражданско-правовой договор (поставки, аренды, подряда и др.), в котором стороны определяют электронный документооборот между собой;
– присоединение к правилам какого-либо портала в сети интернет.
Нормативными актами или обычаями делового оборота может быть предусмотрено, что документ в обязательном порядке заверяется печатью. Такой документ в электронном виде также признается равнозначным документу на бумажном носителе. Но только если он подписан усиленной электронной подписью или ЭЦП (п. 3 ст. 6, ст. 19 Закона № 63-ФЗ).
Проверка принадлежности подписи ее владельцу
Для этого используется специальный документ – сертификат ключа проверки электронной подписи (далее – сертификат). Он создается специализированной организацией – удостоверяющим центром (ст. 2, 13 Закона № 63-ФЗ).
Сертификат всегда необходим при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи (подп. 1 п. 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ). Такой сертификат называется квалифицированным и выдается он только (ст. 15–18 Закона № 63-ФЗ).
Аккредитацию удостоверяющего центра проводит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган (п. 1, 2 ст. 8, ст. 16 Закона № 63-ФЗ).
Для неквалифицированной подписи сертификат обязателен, если без него такая подпись не соответствует всем предъявляемым к ней требованиям. В противном случае сертификат можно не создавать (п. 5 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).
Требования к сертификату ключа проверки неквалифицированной подписи содержатся в статье 14 Закона № 63-ФЗ. Выдавать такой сертификат может как аккредитованный, так и неаккредитованный удостоверяющий центр.
Сертификат для простой электронной подписи не нужен. Такая подпись содержится в самом электронном документе, а ее ключ применяется в соответствии с определенными правилами.
Данные правила устанавливаются оператором информационной системы, с использованием которой происходит создание и отправка электронного документа.
При этом из документа должно обязательно следовать, от чьего имени он был создан и отправлен. Об этом сказно в подпункте 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 63-ФЗ.
Важно запомнить
Как мы выяснили, сфера применения электронных подписей различна, также как и ее виды.
Электронные подписи могут быть простыми и усиленными. Усиленные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. ЭЦП применяется как аналог квалифицированной электронной подписи до 1 июля 2012 года. Простая, или неквалифицированная, электронная подпись может использоваться в качестве собственноручной только в случаях, установленных нормативно-правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи выдается только аккредитованным удостоверяющим центром.
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
Темы: