Кто проводит проверки
За соблюдением лицензионных требований следят различные министерства и службы.
Например, сфера производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции находится в ведение Росалкогольрегулирования - подпункт 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154.
Сфера производства лекарственных средств, фармацевтическая деятельность – в ведении Минздравсоцразвития России. А проверку деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, проводит Министерство природных ресурсов РФ.
Поэтому предприятию очень важно знать, какое ведомство является уполномоченным при проведении проверки. И если выяснится, что проверяющие действовали не в своей компетенции, то их требования можно оспорить.
Например, в определении ВАС РФ от 4 апреля 2011 г. № ВАС-934/11 арбитры признали незаконными пункты предписания Федеральной службы по оборонному заказу РФ, поскольку они касались деятельности, проверять которую вправе только ФСБ России.
Помимо Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) проверяющие руководствуются положениями своих ведомств.
При этом Закон о лицензировании определяет, что контролеры вправе:
- проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
- выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- применять меры по пресечению административных правонарушений и привлекать к административной ответственности.
В рамках проверок контролеры обязаны применять положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Установлено два вида проверок
Всего предусмотрено два основных вида проверок – документарные и выездные.
Контроль в форме документарной проверки могут провести как у соискателей, так и лицензиатов (ч. 2 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Основанием для проверки в данном случае считается заявление соискателя о предоставлении лицензии или о переоформлении ее лицензиатом (ч. 3 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
При документарной проверке будут смотреть сведения, которые содержатся в представленных заявлениях и документах. И оценивать их соответствие положениям закона.
Данные соискателя или обладателя лицензии могут быть уточнены в ЕГРЮЛ и других информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
Обратите внимание на следующее: у соискателя и лицензиата, подавшего документы на переоформление лицензии, может быть проведена выездная внеплановая проверка.
Она в данном случае проводится без согласования с прокуратурой.
Контролеры во время внеплановой инспекции будут смотреть состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые лицензиат предполагает использовать.
Они также имеют право оценивать соответствие объектов и персонала лицензионным требованиям (ч. 5 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
В отношении лицензиата в случаях, не связанных с переоформлением лицензии, контролеры могут проводить как плановые, так и внеплановые выездные проверки.
В большинстве случаев внеплановые проверки чиновники не должны согласовывать с прокуратурой (ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
Основанием для внеплановой проверки служит:
- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного по результатам проверки предписания об устранении нарушений;
- получение информации о фактах грубых нарушений предприятием лицензионных требований (проверка в данном случае согласуется с прокуратурой);
- истечение срока, на который было приостановлено действие выданной лицензии;
- наличие ходатайства обладателя лицензии о проведении внеплановой выездной проверки (такое ходатайство предприятие может подать, когда досрочно выполнит предписания чиновников);
- наличие приказа (распоряжения), изданного проверяющими в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ (ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
Для включения лицензиата в ежегодный график плановых проверок возможны такие основания.
- Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии.
- Истечение трех лет с даты окончания последней плановой проверки.
- Истечение установленного правительством срока со дня окончания последней плановой проверки организации социальной сферы, здравоохранения, образования (ч. 9 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
Ответственность за нарушения
По результатам проверки соблюдения лицензионных требований контролеры могут вынести предписание об устранении нарушений, приостановить или аннулировать лицензию, наложить административный штраф.
Действие лицензии приостанавливается, если:
- лицензиат привлечен к административной ответственности за то, что не исполнил в срок предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
- предприятию назначено административное наказание в виде приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.
Сведения о приостановлении вносятся в реестр лицензий.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений требований в отношении каждого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
По общим правилам к грубым нарушениям лицензионных правил относятся действия, в результате которых:
- возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия;
- возникли человеческие жертвы или причинен тяжкий вред здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, нанесен ущерб правам, законным интересам граждан.
Размеры штрафов за ведение деятельности без лицензии определены статьей 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Они такие:
- для граждан – от 2000 до 2500 руб.;
- для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
- для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Во всех случаях изготовленная продукция, орудия производства и сырье могут быть конфискованы.
Какие дела рассматривает арбитражный суд
Значительная часть судебных споров связана с тем, что предприятия не устраняют в срок выявленные в ходе проверок нарушения лицензионного законодательства. Тут, как правило, арбитры на стороне проверяющих - определение ВАС РФ от 1 сентября 2011 г. № ВАС-11202/11.
В ходе документарной проверки контролеры могут запросить дополнительные бумаги. Делается это для проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, представленных в заявлении. Как такового перечня дополнительных документов, которые могут быть затребованы, не существует.
На практике чиновники могут попросить представить документы, подтверждающие законное основание владения помещением, в котором компания предполагает вести лицензируемую деятельность (к примеру, договор аренды). И суды такие требования поддерживают - определение ВАС РФ от 8 июля 2011 г. № ВАС-4383/11.
В то же время если договор аренды заканчивается раньше, нежели срок лицензии, то это, по мнению арбитров, вовсе не повод для отказа в переоформлении лицензии - постановление ФАС Московского округа от 13 января 2011 г. № КА-А40/17402-10.
Отметим: ситуация с переоформлением лицензий на сегодня не совсем актуальна. Поскольку по новым правилам все выданные лицензии действуют бессрочно.
В то же время претензии к сроку договора аренды могут возникнуть при оформлении лицензии на новые виды деятельности.
В ходе проверок соблюдения предприятием требований могут быть затребованы договоры на оказание услуг, выполнение работ.
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
Темы: