О результатах мониторинга правоприменительной практики Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) доложил председатель ФСС РФ Сергей Анатольевич Афанасьев на выездном расширенном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике, состоявшемся в июне 2012 года.
Что исследовал ФСС РФ
По поручению Правительства РФ и Минздравсоцразвития России ФСС РФ проанализировал опыт применения Закона № 255-ФЗ по трем направлениям:
— как изменилось соотношение доходов и расходов фонда;
— легко ли применять нормы закона на практике;
— какой порядок расчета пособий молодым матерям — работницам предпочтительнее.
И вот к каким выводам пришли специалисты фонда.
Доходы и расходы ФСС РФ
Изменения в законодательстве позволили достичь эквивалентности сумм страховых взносов, перечисляемых в фонд, и сумм, направленных фондом на выплату пособий застрахованным гражданам, вследствие чего сокращен дефицит бюджета фонда.
Разъяснительная работа дала ощутимые результаты
Как заметил С.А. Афанасьев, сложностей в правоприменительной практике не выявлено. За период с 1 января 2011 года по настоящее время фонд вел большую разъяснительную работу. Специалисты отвечали на вопросы по расчету пособий как получателей пособий, так и страхователей. По каждому обращению дано подробное разъяснение закона. Сергей Анатольевич особо отметил, что удалось избежать судебных разбирательств по вопросам применения закона.
Какой порядок расчета пособий выбирает большинство женщин
Результаты мониторинга
По словам Сергея Анатольевича, новый порядок расчета пособий выбирают до 30% женщин. То есть старый порядок расчета остается более выгодным.
При этом средние размеры пособий по беременности и родам, рассчитанные двумя способами, различаются не более чем на 9%, а пособия по уходу за ребенком до полутора лет — менее чем на 1%.
По прогнозам фонда, к 2013 году удельный вес женщин, выбравших новый порядок выплаты при рождении ребенка, будет увеличиваться.
Предложение участников выездного заседания
Заслушав эту часть доклада председателя ФСС РФ, участники выездного расширенного заседания Комитета Совета Федерации по социальной политике высказали мнение о том, что следовало бы продлить переходный период, в течение которого будущая мама может сама выбирать порядок исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Напомним, что согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ он заканчивается 31 декабря 2012 года. Отметим также, что вопрос о продлении переходного периода стал на заседании одним из основных.
Историческая справка
Поправки 2007 года
До 1 января 2007 года в области социального страхования действовали нормативные акты СССР (которые не менялись с 1934 года и уже не отвечали требованиям времени). С 1 января 2007 года назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком стали регулироваться Законом № 255-ФЗ. С этой даты пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается с учетом страхового стажа работника, пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка независимо от страхового стажа работника, а пособие по уходу за ребенком — в размере 40% среднего заработка (а не в фиксированном размере, как было ранее).
Поправки 2010 года
Необходимость внесения изменений в действующий Закон № 255-ФЗ снова возникла в 2010 году. Вызвана она была тем, что суммы выплачиваемых пособий росли стремительнее, чем суммы средних заработных плат граждан, и нередко оказывалось, что сумма полученного работником пособия была выше его средней зарплаты за этот же период.
Поправки 2011 года
Внесенны в Закон № 255-ФЗ, обеспечили эквивалентность взносов и выплат. В результате пособие стало рассчитываться не из 12 календарных месяцев, а из 24. Работодатели оплачивали за свой счет не два, а три дня нетрудоспособности работника. Сумму заработка, из которого производился расчет пособия, ограничили предельной величиной. Эта мера, в частности, позволила сократить дефицит бюджета фонда.
Новый Порядок расчета пособий оставил за женщинами право выбора способа расчета пособия (старый порядок или новый), установив двухгодичный переходный период (с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года).
Кроме того, в 2011 году была введена еще одна норма, позволяющая гражданам, которые в расчетном периоде находились в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, заменять такие годы (или год) другими, более ранними.
Поправки 2013 года
С 1 января 2013 года законодатели намерены ввести еще одну защитную меру для граждан, оформивших отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком. Изначально предполагалось, что переходный период, когда женщины могут выбирать способ расчета пособия, завершится 31 декабря 2012 года. Законодатели предусмотрели для данной категории граждан возможность исключать периоды отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком. В результате доход для расчета пособий этим застрахованным лицам нужно будет делить не на 730, а на меньшее количество календарных дней, сумма пособия будет больше.
Законодательные инициативы фонда
В ходе своего доклада С.А. Афанасьев озвучил инициативы фонда по совершенствованию законодательства о расчете пособий.
Порядок расчета пособия в случае ликвидации предприятия
Сергей Анатольевич напомнил собравшимся о проблеме, возникшей еще в 2007 году, при принятии нового законодательства о социальном страховании. В случае ликвидации предприятия работодатель имеет право уволить работниц следующих категорий (ч. 1 ст. 81 ТК РФ):
— беременных женщин до отпуска по беременности и родам;
— женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам;
— женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
Все эти застрахованные лица и после увольнения сохраняют право получать пособие по уходу за ребенком (абз. 5 и 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ, далее — Закон № 81-ФЗ). Но по действующему законодательству в разном размере:
— третья категория женщин — в размере 40% среднего заработка (абз. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ);
— первые две — в минимальном (фиксированном) размере (абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ).
С.А. Афанасьев считает, что необходимо пересмотреть эту норму и закрепить в законодательстве общий подход — женщинам, уволенным в период отпусков, предоставленных по различным основаниям, выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка.
Соответствующий проект уже подготовлен ФСС РФ совместно с Минздравсоцразвития России.
Если работодатель просто исчез
Сергей Анатольевич Афанасьев поднял еще одну проблему.
По данным фонда, около двух тысяч женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком, не смогли обратиться к своему работодателю за назначением и выплатой пособия, так как он исчез. Работодатель формально не ликвидирован, не признан банкротом, на его расчетном счете нет картотеки, он просто не осуществляет хозяйственную деятельность, не уплачивает налоги и взносы, и фактический его адрес неизвестен.
Действующее законодательство не может защитить таких женщин. Фонд не вправе произвести выплату пособий напрямую. Суд принимает решение взыскать пособие со страхователя. Но судебные приставы не могут его разыскать. В результате застрахованные лица не получают полагающихся им выплат.
По словам Сергея Анатольевича, чтобы разрешить эту ситуацию, фонд подготовил законопроект (который уже согласован с Правительством РФ). На основании новых норм пособие женщинам, чей работодатель по решению суда признан не осуществляющим свою деятельность и установить местоположение которого невозможно, будет выплачивать фонд.
Восстановление шестимесячного срока обращения за выплатой при рождении ребенка
Еще один законопроект, по словам С.А. Афанасьева, подготовленный фондом, касается восстановления шестимесячного срока обращения за назначением единовременной выплаты при рождении ребенка, при пропуске этого срока по уважительным причинам.
Дело в том, что действующее законодательство предусматривает восстановление такого срока (при наличии уважительных причин его пропуска) и для пособия по беременности и родам, и для пособий по уходу за ребенком (ч. 3 ст. 12 Закона № 255-ФЗ). А вот для единовременной выплаты при рождении ребенка такой нормы не предусмотрено. Этот пробел в законодательстве необходимо восполнить.
Промежуточные итоги пилотного проекта
В своем докладе С.А. Афанасьев рассказал собравшимся о промежуточных результатах внедрения пилотного проекта ФСС РФ.
Реальные плюсы
Переход фонда на прямые выплаты пособий в ряде регионов России решил массу проблем получателей пособия, работодатели которых по каким-либо причинам задерживали выплаты или необоснованно отказывали в них.
Фондом пресекаются практически все случаи мошенничества, когда граждане пытаются получить пособия по фальшивым больничным.
Очевидные минусы
Работники гарантированно получают причитающиеся им суммы пособий. Однако срок их выплаты увеличился.
Так, работодатель должен назначить выплату в течение 10 дней с момента получения всех необходимых документов, а произвести выплату в ближайший день выплаты зарплаты (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).
Если выплаты при рождении ребенка выплачивает фонд напрямую, срок выплаты может превысить две недели (п. 8 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294):
— 10 дней — на принятие фондом решения о назначении пособия;
— еще пять дней — на возврат страхователю неправильно оформленных документов (в случае обнаружения в них ошибок);
— еще три дня после того, как исправления страхователем будут внесены, — на назначение и выплату суммы получателю на банковский счет или по почте.
В связи с этим фонд полагает, что недлительные больничные (до семи дней) проще было бы оплачивать работодателю, а длительные (свыше семи дней) — фонду.
Объективные трудности
Не хватает работников
Основная проблема на пути внедрения пилотного проекта ФСС РФ, по мнению председателя фонда, заключается в том, что для обработки растущего объема документов потребуется увеличить численность сотрудников в территориальных отделениях фонда, создать и оборудовать новые рабочие места. Это требует времени и средств.
Рост накладных расходов
Еще одна проблема — увеличение расходов фонда. В частности, при перечислении пособий гражданам фонд оплачивает из своих средств услуги банка и почты.
Решить эту проблему смогут универсальные электронные карты (перечисления на них не потребуют дополнительных расходов), однако пока они не введены в оборот.
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Когда суд обвинит работодателя, объявившего работнику взыскания, в злоупотреблении
- Как организовать пропускной режим с тестированием