Сайт журнала «Учет в образовании» |
Издержки зарплатного проекта
«Упрощенка»: перечисляем зарплату на карточки. Итак, переход на зарплатные карты потребует от образовательной организации затрат:
– на выпуск карт для работников;
– на оплату годового обслуживания этих карт;
– на перевод денег с расчетного счета на «карточные» счета работников.
После оплаты этих банковских услуг бухгалтеру организации предстоит разобраться, какие из потраченных сумм можно принять в расходы.
Отметим, что из перечисленных видов услуг непосредственно организации банк оказывает лишь последнюю – исполнение поручения о перечислении денег работникам. Что касается выпуска карт и обслуживания карточных счетов, то эта услуга оказывается держателям карт, то есть работникам. Тем не менее удерживать с них эти суммы неправомерно. Ведь посредством банковских карт организация выполняет свою обязанность выплачивать причитающуюся работникам заработную плату. Она закреплена статьей 22 Трудового кодекса РФ.
Соответственно, факт получения и использования работником зарплатной карты не создает у него экономической выгоды в натуральной форме. Это признает и Минфин России в письме от 19 сентября 2006 г. № 03-05-01-04/273. Поэтому выплаты банку за выпуск и годовое обслуживание зарплатных карт не могут рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на доходы физических лиц.
Аналогичная позиция отражена в постановлении ФАС Уральского округа от 4 марта 2008 г. № Ф09-1135/08-С2. Тем более не имеется оснований начислять на эти суммы взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на страхование от «травматизма» на производстве.
Расходы при «упрощенке»
По общему правилу организация на «упрощенке» уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Однако при этом имеют в виду не любые услуги банка. Такие расходы принимаются лишь по банковским операциям и услугам, которые перечислены в статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Затраты на выпуск и обслуживание банковских карт не входят в этот закрытый перечень. Следовательно, при расчете облагаемой базы по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения такие затраты образовательной организации учесть нельзя.
Зато сумма, уплаченная банку в качестве комиссии за перечисление заработной платы на пластиковые карты работников, в налоговом учете признается. Ведь перевод денежных средств организации на банковские счета, обслуживаемые при помощи зарплатных карт, считается банковской операцией.
«Безналичная» зарплата
«Упрощенка»: перечисляем зарплату на карточки. «Централизованный» переход на зарплатные карточки именуют зарплатным проектом. В таком случае образовательная организация заключает договор с банком на открытие счетов своим работникам. Это возможно на основании пункта 1 статьи 846 Гражданского кодекса РФ. В итоге банк выступает эмитентом карты, выпущенной на имя работника, который становится его клиентом. А работодатель должен представить банку список работников и подписанные ими соглашения об использовании дебетовой карты.
Статья 136 Трудового кодекса РФ допускает выплату заработной платы путем перечисления на указанный работником счет в банке. Однако в ней указано, что условия безналичной выплаты должны определяться коллективным или трудовым договором. Значит, внедрение «карточной» системы оплаты труда потребует изменения этих договоров. Заметьте: до выпуска зарплатной карты номер счета работнику неизвестен. Поэтому собирать заявления о перечислении зарплаты на карточки бесполезно.
Обратите внимание: если работник не захочет по каким-либо причинам получать деньги на карточку, то образовательная организация будет обязана обеспечить получение им денег через кассу организации.
Такая ситуация может возникнуть, например, при неудобном для работника расположении банкоматов данного банка.