Сайт журнала «Учет в образовании» |
Изменения повлекут за собой корректировки в учетной политике
Правила бюджетного учета изменены. Итак, указанная Инструкция по бюджетному учету утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н. В ней исправлены неточности, присутствовавшие в ранее действовавшей Инструкции по бюджетному учету (она была утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н), уточнены понятия и определения, содержание хозяйственных операций и т. д.
С введением в действие Инструкции № 148н утратила силу Инструкция № 25н. А это значит, что учетная политика бюджетных учреждений для целей бухгалтерского учета должна быть скорректирована. Все хозяйственные операции начиная с 1 января 2009 года следует отражать в учете в соответствии с требованиями новой Инструкции № 148н.
Организуем бюджетный учет по-новому
Весьма важно, что в пункте 9 Инструкции № 148н содержится уточнение, касающееся внесения дополнительных разрядов в код счета Плана счетов бюджетного учета.
Ранее право вводить разряд в код аналитического счета (22-23-й разряды счета) для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям, было предоставлено, в частности, органам госвласти и местного самоуправления. Теперь такие функции могут осуществлять только финансовые органы, органы казначейства и учреждения.
В качестве приложения № 1 к Инструкции № 148н приведен перечень типовых корреспонденций счетов. Это означает, что он не является исчерпывающим и есть возможность применять и не содержащиеся в данном приложении бухгалтерские записи по исполнению бюджета (в рамках требований, предусмотренных Инструкцией № 148н).
Таким образом, образовательные учреждения смогут самостоятельно детализировать и формировать бухгалтерские записи. Правда, применять их все же будет возможно только после согласования с вышестоящим органом.
Рекомендации по переходу на утвержденные правила
Минфином России пока не изданы рекомендации о порядке перехода на новый порядок учета.
Для обеспечения сопоставимости показателей баланса на начало и конец 2009 года следует перенести остатки в межотчетный период (в связи с введением новых счетов и изменением нумерации действующих, изменением порядка начисления амортизации). То есть в период реформации остатков – 31 декабря предшествующего года, аналогично порядку, который действовал при переходе к применению Инструкции № 70н. Тогда соответствующие рекомендации по переносу данных со старых на новые счета учета содержались в приказе Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н.
Хотя возможно, что и на этот раз Минфин России издаст документ, регламентирующий порядок внедрения новых правил.
План счетов бюджетного учета
В План счетов бюджетного учета внесены изменения как в части нумерации, так и в части названий счетов.
Введены новые счета
Инструкцией № 148н предусмотрен новый счет 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда». Напомню, что в соответствии с ранее действовавшими правилами амортизация данного актива в бюджетном учете не начислялась.
А зная, что как раз у образовательных учреждений имеется библиотечный фонд и начисление налога на имущество напрямую зависит от начисления амортизации в бухгалтерском учете, можно сделать вывод: указанный налог к уплате в учебных заведениях теперь будет меньше.
В связи с этим новшеством изменилась нумерация следующих за названным счетов, на которых отражались суммы начисленной амортизации (104 08 000 «Амортизация прочих основных средств», 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»).
В План счетов добавлены новые аналитические счета (в том числе для учета имущества в составе казны), а также забалансовые счета.
Так, введен новый счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». Необходимость в нем возникла по следующим причинам. Дело в том, что многие учреждения (как показывает практика, довольно часто это именно образовательные учреждения) получают материальные ценности в рамках централизованного снабжения. То есть когда поставку имущества оплачивает вышестоящий орган. В такой ситуации ценности и документы на них часто приходят в учреждения не одновременно. На случай, если имущество поступит прежде документации, и введен счет 22, на котором надо учитывать объекты до получения извещений, товарных накладных и т. д. Ведь отразить имущество на балансовых счетах можно только на основании первичных документов (п. 1, 4 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).
Перечень новых счетов, добавленных в План счетов бюджетного учета, приведен в рубрике «».
Отдельные корректировки названий счетов
Согласно новым правилам, изменены наименования некоторых счетов бюджетного учета. Так, ранее уже существовавший синтетический счет 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» теперь называется «Расчеты по принятым обязательствам»; счет 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» – «Внутриведомственные расчеты»; счет 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета» переименован в «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» и т. д.
Бывший забалансовый счет 01 «Арендованные основные средства» стал называться «Основные средства в пользовании».
Изменен учет нефинансовых активов
В Инструкции № 148н в обобщенном виде изложены принципы формирования стоимости нефинансовых активов в бюджетном учете (в Инструкции № 25н эти принципы были приведены по каждому из активов в отдельности).
Уточнен состав основных средств
Предусмотрено дополнительное основание для изменения стоимости объекта нефинансовых активов – разукомплектация.
В связи с выделением из состава основных средств имущества казны отмечу особенности учета основных средств согласно новым требованиям. На балансовом счете 101 00 000 «Основные средства» теперь учитываются лишь активы, которые закреплены за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).
Имущество казны надо перенести на соответствующие аналитические счета балансового счета 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».
Активы, находящиеся в пользовании (например, арендованные), следует, как и раньше, учитывать за балансом на счете 01.
Стоимость активов по-прежнему определяет особенности учета
Инвентарные номера не присваиваются теперь объектам основных средств стоимостью до 3 тыс. руб. включительно, а также объектам нематериальных активов.
Ввод в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 тыс. руб. за единицу (вместо 1 тыс. руб. по прежнему порядку) оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения. Такие объекты списывают с баланса учреждения при передаче в эксплуатацию.
Порядок отражения операций
В пункте 21 Инструкции № 148н содержится корреспонденция счетов (которой не было в Инструкции № 25н) по операциям принятия к учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме. А в пункте 60 Инструкции № 148н содержится аналогичная операция по материальным запасам, принятым в натуральной форме в возмещение ущерба.
Изменен порядок отражения в бюджетном учете операций по передаче основных средств, по которым сформирована балансовая стоимость, между бюджетными учреждениями. А также по приему подобных объектов от сторонних юридических и физических лиц. Такие операции отражают теперь у принимающей стороны без использования счета 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства».
Как правильно начислить амортизацию по новым нормам
Изменился и порядок начисления амортизации основных средств (п. 43 Инструкции № 148н).
По объектам стоимостью:
– до 3 тыс. руб. включительно – амортизация не начисляется;
– свыше 3 тыс. до 20 тыс. руб. включительно, а также по объектам библиотечного фонда стоимостью за единицу до 20 тыс. руб. (при выдаче книг в эксплуатацию) – амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости;
– свыше 20 тыс. руб. – амортизация начисляется ежемесячно в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Поскольку библиотечный фонд теперь причислен к амортизируемому имуществу, следует учесть, что фонды библиотек относятся к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Следовательно, ежемесячную норму рассчитывают исходя из максимального срока 20 лет. Исключение составляют издания картографические, которые принадлежат к пятой амортизационной группе.
При этом нужно иметь в виду, что, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ, библиотечный фонд не амортизируется. То есть в налоговом учете амортизация библиотечного фонда не отражается.
Отмечу и такую новацию: изменились правила начисления амортизации по имуществу, находящемуся в казне. В соответствии пунктом 44 Инструкции № 148н амортизация по имуществу, включенному в состав имущества казны, не начисляется. На счетах, по которым учитывается амортизация имущества казны, надо отражать лишь суммы ранее начисленной амортизации нефинансовых активов. Аналитический учет по начислению амортизации имущества казны не ведется.
Замечу также, что расчет и единовременное начисление амортизации за время нахождения имущества в казне осуществляет учреждение, получившее амортизируемый объект в оперативное управление.
Санкционирование расходов
Правила бюджетного учета изменены. В связи с тем что планирование бюджета с 2008 года выполняется на среднесрочный период (три года), соответствующее отражение этого потребовалось и на счетах по учету санкционирования расходов. Рекомендации по отражению на счетах дополнительной аналитики содержатся в письме Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 02-14-10а/282. Указанное письмо, по существу, внесло изменения в План счетов бюджетного учета, введя дополнительный код в 22-й разряд счетов раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» и в порядок учета таких операций. Теперь рекомендации, изложенные в письме, приняли статус требования – они утверждены в качестве норм Инструкции № 148н.
Следует также обратить внимание на то, что установлены новые правила ведения учета санкционирования расходов по приносящей доход деятельности. Они касаются операций по отражению утвержденных сметных назначений и принятию бюджетным учреждением обязательств (в объеме утвержденных назначений по смете доходов и расходов), исполнение которых предусмотрено за счет средств от приносящей доход деятельности.
Положения, принятые в помощь бухгалтерам
В приложении № 1 к Инструкции № 148н в перечне корреспонденции счетов есть не только номера счетов, но и коды бюджетной классификации к каждому аналитическому счету, а в ряде случаев и коды вида деятельности. Например, если указан код вида деятельности «1», это означает, что данный счет может применяться исключительно для отражения операций по бюджетной деятельности.
В приложении № 4 к Инструкции № 148н приводятся коды бюджетной классификации (их виды):
– КДБ – код главного администратора доходов бюджета;
– КРБ – код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета;
– КИФ – код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
– гКБК – код главы по Бюджетному кодексу РФ, в 4-17-м разрядах номера счета указываются нули.
Каждому счету аналитического учета соответствует один из упомянутых кодов.
Таким образом, коды бюджетной классификации влияют на формирование номера счета. Поэтому необходимо учесть все их изменения, введенные новыми Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н).
Замечу, что указание такого соответствия счетов кодам является большим подспорьем для бухгалтера-бюджетника. Все это позволяет понять, как следует правильно формировать первые 18 разрядов аналитического счета в каждой бухгалтерской записи.