Сайт журнала «Учет в образовании» |
Суть спора
В ходе проверки налоговая инспекция выявила, что в организации работает несколько иностранцев. С их дохода работодатель удерживал налог на доходы физических лиц по ставке 13 процентов (как с доходов резидентов).
При этом в качестве документов, подтверждающих налоговый статус работников, были представлены паспорта иностранных граждан, табели учета рабочего времени, авансовые отчеты, приказы о направлении специалистов в командировки.
Однако контролеры сочли, что с доходов иностранных работников нужно было удерживать налог на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (как с нерезидентов).
Образовательная организация не согласилась с таким решением проверяющих инспекторов, решив обжаловать его в суде.
Решение суда
Арбитры заняли сторону организации. И вот почему.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ст. 207 Налогового кодекса РФ).
При этом законодательство не определяет конкретный перечень документов, которые должны подтверждать налоговый статус физлица. Такими документами могут являться, к примеру, копии паспортов с отметками пограничного контроля, трудовые договоры, табели учета рабочего времени, проездные и прочие документы, подтверждающие фактическое пребывание физического лица на территории нашей страны. В данном случае суд установил, что, согласно трудовым договорам, которые организация заключила с иностранными гражданами, местом их работы является город Москва.
По имеющимся отметкам в паспортах граждан, авансовым отчетам с приложением копий билетов, приказам о направлении в командировку, табелям учета рабочего времени, работники большую часть времени находились в России. Командировки тоже были по России.
Выводы
При определении налогового статуса физлица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения работником дохода. При этом абсолютно не важно, приходятся 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом. Таким образом, указанный период может начаться в текущем году, а закончиться в следующем (письмо УФНС России по г. Москве от 29 ноября 2007 г. № 28-11/113476).
При подсчете 183 дней не учитываются дни, когда человек был за границей (за исключением случаев выездов на краткосрочное лечение или обучение), в том числе не учитываются дни нахождения в загранкомандировках.
Если налоговый статус работников в течение текущего налогового периода меняется, то меняется и налоговая ставка (ст. 224 Налогового кодекса РФ).
Существуют разъяснения Минфина России, позволяющие провести пересчет налога «после наступления даты, с которой налоговый статус физического лица за текущий налоговый период поменяться не сможет» (письмо от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176). Этот вариант удобен работникам, ведь тогда им не придется платить «лишний» налог.
Однако в более поздних письмах Минфин России придерживается иной точки зрения: пересчет налога при смене работником статуса производится по итогам налогового периода (года). Такое мнение выражено, к примеру, в письме от 16 апреля 2010 г. № 03-08-05. Этот вариант удобнее организации, поскольку он избавляет бухгалтера от лишних забот: ему не нужно постоянно отслеживать налоговый статус работника.