Оригинальная арифметика, или Путаница с лимитом. Чтобы сохранилось право на упрощенную систему налогообложения, доходы за налоговый период, определяемые в соответствии со статьей 346.15, подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, не должны превышать 20 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Цифра не окончательная и корректируется на коэффициент-дефлятор в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. Ежегодно не позднее 20 ноября Минэкономразвития устанавливает его величину на следующий год (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р). Норма об индексации лимита на доходы введена Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ и действует с 2006 года. Перечислим, какие коэффициенты были приняты:
- 2006 год — 1,132 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284);
- 2007 год — 1,241 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 № 360);
- 2008 год — 1,34 (приказ Минэкономразвития России от 22.10.2007 № 357);
- 2009 год — 1,538 (приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 395).
Какой же максимальный доход может быть у тех, кто применяет упрощенную систему в 2009 году? Прежде чем его определить, заглянем в Налоговый кодекс. В пункте 4 статьи 346.13 НК РФ говорится о том, что величина в 20 млн. руб. должна индексироваться в порядке, данном в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ. А в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ черным по белому написано: лимиты умножаются на текущий и все предыдущие коэффициенты (п. 4 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Если следовать этому правилу, получается, что лимит на 2009 год равен 20 млн. руб., умноженным на все коэффициенты, действующие с 2006 по 2009 годы. Однако у Минфина, как всегда, свое мнение.
Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН независимо от величины доходов, если, конечно, выполнены прочие условия статьи 346.12 НК РФ
Поход по судебным инстанциям
Споры начались в 2007 году, когда Минэкономразвития был установлен второй коэффициент-дефлятор.
Налогоплательщики решили, что максимальный доход, допустимый при упрощенной системе в 2007 году, равен 28 096 240 руб. (20 000 000 руб. х 1,132 х 1,241), а переход на спецрежим с будущего года для организаций возможен, если за девять месяцев текущего года получено облагаемых доходов не более 21 072 180 руб. (15 000 000 руб. х 1,132 х 1,241). Напомним, лимиты корректируются согласно пункту 2 статьи 346.12 НК РФ, в котором говорится, что 20 млн. и 15 млн. руб. следует умножить на коэффициенты, установленные на текущий календарный год и ранее.
Минфин утверждал, что коэффициент-дефлятор на 2007 год определен уже с учетом предыдущего значения (письмо от 08.12.2006 № 03-11-02/272). Другими словами, его значение представляет собой произведение коэффициентов на 2006 и 2007 годы. А следовательно, применяющим упрощенную систему нельзя было в 2007 году иметь свыше 24 820 000 руб. (20 000 000 руб. х 1,241) годовых доходов, а у организаций, желающих перейти на нее с 2007 года, показатель доходов за девять месяцев должен был составлять не более 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. х 1,241). Данный вывод, которым и руководствовались территориальные инспекции, Минфин подтвердил в письме от 03.10.2007 № 03-11-05/234.
Однако в приказе Минэкономразвития не говорилось, что в расчет коэффициента-дефлятора на 2007 год вошло его значение, принятое в 2006 году. Это заметили налогоплательщики и, не соглашаясь с действиями налоговиков, начали обращаться в суд.
Одним из первых несогласных оказалось ООО «Новгородский стоматологический центр». Желая перейти на упрощенную систему с 2008 года, организация в октябре 2007 года подала заявление в МИ ФНС России № 9 по Новгородской области, указав доход за девять месяцев — 20 242 127 руб. Однако инспекция усмотрела превышение лимита на доходы, введенного статьей 346.12 НК РФ, и уведомила, что сменить налоговый режим не удастся. Организация подала жалобу в следующую инстанцию, но жалоба не была удовлетворена. В решении УФНС России по Новгородской области от 28.12.2007 № 220-12/102-01 сообщалось, что коэффициент-дефлятор на 2007 год установлен с учетом действовавшего в 2006 году, поэтому для перехода на упрощенную систему доходы организации за девять месяцев должны быть не более 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. х 1,241).
Заявления о переходе на УСН подаются с 1 октября по 30 ноября (п. 1 ст. 346.13 НК РФ)
Организация не захотела на этом останавливаться и обратилась в Арбитражный суд Новгородской области. Но и тут не повезло: суд согласился с инспекцией, ссылаясь на приказы Минэкономразвития России от 27.10.2005 № 277 и от 03.11.2006 № 359, и не придал значения тому, что в них вводились коэффициенты-дефляторы К1 для расчета базы по ЕНВД. Коэффициент-дефлятор на 2007 год, вычисленный судьями на основании указанных документов, составил 1,241 (1,132 х 1,096). Соответственно максимальный доход, позволяющий организации перейти на упрощенный налоговый режим 1 января 2008 года, оказался равным 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. х 1,241), что значительно меньше суммы, полученной ООО «Новгородский стоматологический центр» (20 242 127 руб.). По сути, судебный акт подтвердил правильность вывода налоговой инспекции.
Организация опять не сдалась и написала кассационную жалобу в ФАС Северо-Западного округа. Опять неудача (постановление от 06.06.2008 № А44-42/2008). Судьи признали: действительно, коэффициенты-дефляторы для применения УСН указаны в других приказах Минэкономразвития — от 03.11.2005 № 284 и от 03.11.2006 № 360, тем не менее ложная предпосылка суда первой инстанции не привела к ошибочному решению.
Ничего не оставалось, как обратиться с иском в Высший арбитражный суд. На этот раз судьи внимательно изучили Налоговый кодекс и определили, что максимальная величина доходов организации за девять месяцев 2007 года, при которой можно перейти на УСН с 2008 года, равна 21 072 180 руб. (15 000 000 руб. х 1,132 х 1,241). Доходы общества, напомним, 20 242 127 руб. Значит, оно могло применять «упрощенку» с начала 2008 года. На этом основании дело было передано в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 28.10.2008 № 12010/08).
Надежды оправдались
Тем временем Минфин продолжал настаивать, что в расчете лимитов нужно использовать только один коэффициент-дефлятор — тот, который принят на текущий год. Однако, утверждая коэффициенты на 2008 и 2009 годы, Минэкономразвития, как и раньше, ни словом об этом не обмолвилось.
См. письма Минфина России от 31.01.2008 № 03-11-04/2/22 и от 30.12.2008 № 03-11-05/322
Вернемся к затянувшейся судебной тяжбе. ООО «Новгородский стоматологический центр» в конце концов сумело добиться решения в свою пользу (постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 № 12010/08). Официально, причем на самом высоком уровне, было заявлено: определяя предельные доходы для перехода на упрощенную систему, следует брать не только текущий коэффициент-дефлятор, но и все предыдущие.
Так что в итоге? Для смены режима на упрощенный в 2009 году доходы организации за девять месяцев 2008 года должны были составлять не более 28 236 721,2 руб. (15 000 000 руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34), Минфин же утверждал — не более 20 100 000 руб. (15 000 000 руб. х 1,34). Разница ощутимая. Но это уже в прошлом.
Сейчас нас волнует другое — величина, превысив которую придется применять общий режим. Снова обратимся к Налоговому кодексу. В пункте 4 статьи 346.13 сказано, что 20 млн. руб. индексируются согласно пункту 2 статьи 346.12 НК РФ, как и при расчете лимита для перехода на упрощенную систему. Стало быть, максимум доходов в 2009 году составляет 57 904 102,94 руб. (20 000 000 руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34 х 1,538).
Естественно, чиновники не могли не отреагировать на постановление Президиума ВАС РФ. Минфин в отличие от прежних категоричных ответов по поводу коэффициентов-дефляторов рекомендует обращаться в Минэкономразвития (письмо от 24.06.2009 № 03-11-09/222). ФНС же посоветовала налоговым органам (письмо от 03.07.2009 № ШС-22-3/539@) учитывать постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009
№ 12010/08 и в вопросе, касающемся лимитов на доходы, придерживаться пункта 2 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 НК РФ.
Применяем увеличенный лимит на практике
Оригинальная арифметика, или Путаница с лимитом. Итак, в 2009 году максимально допустимый доход при упрощенной системе — 57 904 102,94 руб. Конечно, вознагражденное упорство не может не радовать. Однако постановление об использовании коэффициентов, введенных за все годы, Президиум ВАС РФ вынес недавно. До этого времени большинство налогоплательщиков руководствовались установкой Минфина и в расчет включали только текущий показатель.
Если применить только коэффициент-дефлятор на 2009 год, лимит доходов, полученных при «упрощенке», равен 30 760 000 руб. (20 000 000 руб. х 1,538).
Предположим, доход организации превысил эту величину, но не достиг 57 904 102,94 руб. Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ она перешла в 2009 году с упрощенного режима на общий,
но через какое-то время выяснилось, что напрасно. Как поступить? Все зависит от желания налогоплательщика — остаться на общей системе или вернуться на «упрощенку». В любом случае рекомендуем хорошенько подумать. Конечно, чтобы вернуться на упрощенную систему, потребуется много хлопот, но они наверняка окупятся — ведь отчисления в бюджет окажутся значительно меньше.
Рассмотрим оба варианта, но прежде уточним в приведенной ситуации некоторые детали. Например, доходы, попавшие в лимитную вилку, были получены к концу II квартала 2009 года. Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ бухгалтер рассчитал и уплатил за II квартал налоги, предусмотренные при общей системе, и до 15 июля сообщил в инспекцию о смене налогового режима (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Добавим, что с апреля организация продает товары (оказывает услуги или выполняет работы), в стоимость которых включен НДС, то есть контрагентам выставляются счета-фактуры.
Поправки
Новые лимиты при упрощенной системе
Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ внес дополнения в Налоговый кодекс. Так, величина доходов, превысив которую налогоплательщик теряет право на упрощенную систему, увеличена до 60 млн. руб. в год. Данное положение действует с 1 января 2010-го по 31 декабря 2012 года. Переходный максимум тоже изменен. Организация, планирующая применять упрощенный налоговый режим с начала 2010 года, должна ограничить девятимесячные доходы уровнем в 45 млн. руб. Эта норма применяется с 22 июля 2009 года — дня официальной публикации закона по 30 сентября 2012 года. Обратите внимание на следующее. С 22 июля 2009-го до 1 января 2013 года приостановлено действие абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 НК РФ, согласно которому используются коэффициенты-дефляторы (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Означает ли это, что с 22 июля по 31 декабря 2009 года лимит доходов при упрощенной системе не корректируется и составляет ровно 20 млн. руб.? Нет! Отмена индексации существенно ухудшает положение налогоплательщиков, поэтому введенная мера применима только с нового налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ), то есть с 1 января 2010 года, когда лимит уже станет равным 60 млн. руб.
1. Продолжена работа на общем режиме. На первый взгляд, все понятно. Доходы превысили лимит, и, выполнив все действия, необходимые в случае вынужденного перехода, организация стала применять общую систему. Однако даже здесь есть к чему придраться.
Сменять по собственному желанию упрощенную систему на общую можно только с начала следующего налогового периода, то есть календарного года (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Доходы организации не превысили 57 904 102,94 руб., и налоговики, которые теперь признают, что нужно использовать все коэффициенты-дефляторы начиная с 2006 года, вправе посчитать: переход был совершен добровольно в течение года и потому незаконен.
Вроде бы логичный вывод, но, по нашему мнению, все-таки неверный. Налогоплательщик не виноват в правонарушении, если следует письменным разъяснениям уполномоченного органа государственной власти, касающимся налогового законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ). Минфин, как мы знаем, выпустил несколько писем, убеждая, что нужно применять единственный коэффициент-дефлятор. А Минфин является органом, который вправе письменно комментировать законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Поэтому в рассматриваемом случае инспекции не могут требовать уплаты штрафов и пеней.
Налогоплательщик обязан известить инспекцию о вынужденном переходе на общую систему в течение 15 календарных дней после отчетного (налогового) периода, в котором произошла смена налогового режима (п. 5 ст. 346.13 НК РФ)
2. Принято решение вернуться на упрощенную систему.
Прежде всего необходимо направить в территориальную инспекцию заявление о том, что сообщение о переходе на общую систему подано ошибочно. Можно сослаться на последние рекомендации ФНС, согласно которым максимальный доход для «упрощенцев» в 2009 году составляет 57 904 102,94 руб. Организация его не превысила и, значит, вправе применять прежний налоговый режим. Несмотря на то что Налоговый кодекс не предусматривает подачу такого заявления, советуем его все же написать и подать в налоговую инспекцию. Если инспекторы откажутся дать обратный ход, придется обращаться в вышестоящий налоговый орган, а если и там неудача — в суд. Кстати, сейчас арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков (см., например, Определения ВАС РФ от 05.06.2009 № ВАС-2411/09 и ВАС-17304/08). Правда, в Президиум ВАС РФ дела не передаются, хотя указывается, что истцы вправе требовать пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Зная позицию верховной инстанции, скорее всего суды вынесут новые решения.
Перейдя на общий режим, организация стала включать в стоимость товаров, работ и услуг НДС. На самом же деле в этот период она должна была находиться на упрощенной системе, при которой этого не делается. Поэтому заключенные договоры следует изменить — уменьшить их сумму на НДС, а полученный налог вернуть контрагентам.
А как быть с тем, что вместо авансовых платежей по единому налогу перечислялся налог на прибыль? Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ переплату засчитывают в других налогах и сборах, если они направляются в один и тот же бюджет — федеральный, региональный или местный. Таким образом, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет погашения недоимки по единому налогу, предусмотренному при упрощенной системе. Это возможно, так как оба налога федеральные (ст. 13 и п. 7 ст. 12 НК РФ). Для этого подается заявление (п. 5 ст. 78 НК РФ). Если погасить долг за счет переплаты полностью не удастся, нужно будет доплатить. Причем повторяем: налоговые инспекции не вправе начислить пени и штрафы за просрочку, так как выполнение письменных инструкций Минфина освобождает налогоплательщиков от ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).
Пожалуй, это все основные моменты, которые нужно иметь в виду при выборе правильного решения: остаться на общем режиме или вернуться на УСН. Надеемся, статья поможет вам выйти из трудного положения, создавшегося не по вашей вине, без финансовых потерь.
- Статьи по теме:
- Как работодатель продлевает испытание
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)