Нюансы бухгалтерского учета
Сельхозпредприятия потребляют большие объемы горючего. Для этого они приобретают его оптовыми партиями, которые хранят на собственных нефтебазах.
Горючее учитывают по фактическим затратам на его приобретение.
В них включают суммы, уплачиваемые поставщику, а также другие необходимые расходы. Основание – пункт 6 ПБУ 5/01.
Учет ведут на счете 10 «Материалы» субсчет «Топливо».
К счету открывают субсчета второго порядка для учета горючего на нефтебазе и в баках машин. Поэтому отпуск его бензозаправщику отражают внутренней проводкой по счету 10 между субсчетами «Топливо в баках» и «Топливо на нефтебазе».
Перемещение топлива из бензозаправщика в бак конкретного трактора или автомобиля учитывают по внутренним аналитическим счетам.
Израсходованное горючее списывают на затраты. Для этого, в зависимости от того, на какие цели оно потрачено, используют счета 20, 23, 25, 26.
Если учетной политикой предусмотрено нормирование топлива, то сверхнормативный расход относят на счет 91 субсчет «Прочие расходы».
Списывать горючее в расходы можно одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01):
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- методом ФИФО.
Выбор приемлемого варианта нужно зафиксировать в учетной политике.
Наиболее оптимален способ расчета по средней себестоимости. Он не отличается сложностью и позволяет сглаживать в учете колебания цен. Его суть состоит в следующем. По каждой марке топлива определяют среднюю себестоимость литра. Затем полученный результат умножают на количество отпущенного горючего.
В расчете участвует стоимость топлива на начало периода и поступления в течение него. Среднюю себестоимость определяют на конец периода.
Возможен и более сложный вариант. В этом случае среднюю цену топлива рассчитывают по его себестоимости на начало периода с учетом тех партий, которые приняты до момента отпуска горючего. Данный метод трудоемок, но позволяет оперативно получать информацию о себестоимости топлива.
Пример
На 1 апреля остаток дизельного топлива в компании – 734 л. Его средняя себестоимость по предыдущему месяцу – 32 руб/л. В течение месяца израсходовано 2212 л дизтоплива, а приобретено:
– 812 л – по цене 33,1 руб/л;
– 543 л – по цене 30,9 руб/л;
– 772 л – по цене 32,8 руб/л.
Хозяйство использует метод взвешенной оценки.
Остаток горючего на 1 мая равен 649 л (734 + 812 + 543 + 772 – 2212). Средняя себестоимость топлива в апреле – 32,32 руб/л ((734 л х 32 руб/л + 812 л х 33,1 руб/л + 543 л х 30,9 руб/л + 772 л х 32,8 руб/л) : (734 л + 812 л + 543 л + 772 л)). Себестоимость остатка на 1 мая – 20 975,68 руб. (649 л х 32,32 руб/л), а на затраты можно отнести 71 491,84 руб. (2212 л х 32,32 руб/л).
Особенности налогообложения
Расходы на топливо хозяйства вправе учитывать в составе:
- материальных на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ;
- прочих как затраты на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Вместе с тем налоговики не возражают против затрат на горючее только в том случае, если они в пределах нормативов.
Нормативы расходов
Для каждой марки автомобиля установлена базовая норма расхода топлива на 100 км пробега. Для этого распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р утверждены методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Должны ли использовать данные нормативы сельскохозяйственные компании? Как следует из письма Минфина России от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875, компании вправе учитывать методические рекомендации. Ведь имея под рукой эти нормы, гораздо проще подтвердить затраты. Тем более что позиция судей в этом вопросе такова: организация должна доказать обоснованность расходов (определение ВАС РФ от 9 июля 2012 г. № ВАС-8327/12).
Итак, на практике для автотранспорта в удовлетворительном техническом состоянии нормы нужно утвердить исходя из данных методических рекомендаций.
Однако если они не содержат нужной информации, то нормы устанавливают исходя из технической документации или ответа завода-изготовителя на запрос.
Наконец, если автотранспорт серьезно изношен, то должна быть создана комиссия, которая испытает технику. После чего установит расход топлива и зафиксирует его актом.
Для трактора установить нормативы можно так.
1. Утвердить те, которые указаны в техническом паспорте.
2. Оформить результаты контрольного замера расхода топлива в самостоятельно разработанном акте.
Первичные документы
Для перевозок грузов унифицированные формы путевых листов автотранспорта утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 97 г. № 78:
- № 4-С – при сдельной оплате труда водителя;
- № 4-П – при повременной.
В путевой лист входит информация:
- о количестве выданного бензина;
- его остатке в момент выезда и возвращения к месту стоянки;
- его расходе по норме и по факту.
Для учета работы тракторов используют один из двух документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750:
- для транспортных работ – путевой лист (форма № 412-АПК), в отдельном разделе которого показывают сведения о топливе;
- для остальных работ: вспашки, боронования, культивации, прикатывания и т. д. – учетный лист (форма № 411-АПК), в котором указывают общие данные о движении горючего.
Естественная убыль и хищения
В сельском хозяйстве большое количество сельхозтехники заправляется прямо в поле с помощью бензозаправщика. Он получает горючее на нефтебазе предприятия, а потом уже распределяет его по конечным пользователям – тракторам и комбайнам.
Нередко бензозаправщик по документам получает один объем горючего, а до конкретных машин доходит меньше.
Как учесть потери? Списать можно естественную убыль, то есть допустимые потери.
В налоговом учете их включают в расходы в пределах естественной убыли (подп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Для этой цели применяют Нормы естественной убыли горючего при его закачке в автомобильные цистерны. Они утверждены постановлением Госснаба СССР от 26 марта 1986 г. № 40. Использовать их разрешает статья 7 Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ.
Если сумма потерь превышает размеры естественной убыли, то недостачу взыскивают с виновника.
Размер ущерба определяют по фактическим потерям исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета.
Пример
Для весенней посевной хозяйство использует бензовоз, заправляющий сельхозтехнику в полях.
В течение месяца бензозаправщик получил 500 т бензина марки АИ-92, а в конце этого периода проведена внеплановая инвентаризация.
Комиссия сопоставила объемы выдачи горючего по путевым и учетным листам тракторов с тем количеством, которое получил бензозаправщик.
В результате выявлена недостача в размере 110 кг топлива.
Хозяйство расположено во 2-й климатической зоне. Период – весенне-летний. Первая группа нефтепродуктов.
При таких данных по Нормам естественная убыль горючего – 0,19 кг на 1 т отпущенного количества.
Таким образом, она составила 95 кг (500 т х 0,19 кг/т), или 123,38 л (95 кг : 0,77 кг/л), где 0,77 кг/л – плотность бензина марки АИ-92 при 20 градусах Цельсия.
Недостача сверх нормы естественной убыли – 15 кг (110 – 95), или 19,48 л (15 кг : 0,77 кг/л).
Рыночная цена недостающего горючего выше его стоимости по данным бухучета и составляет 31,5 руб/л. Поэтому недостачу, превышающую величину естественной убыли, оценивают в 613,62 руб. (19,48 л х 31,5 руб/л).
Стоимость топлива в бухгалтерском учете – 30,4 руб/л.
Работник уплатил в кассу сумму недостачи сверх нормы естественной убыли.
Операции можно отразить с помощью следующих проводок:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 субсчет «Топливо в баках»
– 4342,94 руб. ((123,38 л + 19,48 л) х 30,4 руб/л) – списана недостача по стоимости в бухучете;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 94
– 3750,75 руб. (123,38 л х 30,4 руб/л) – списана стоимость горючего в пределах норм естественной убыли;
ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 94
– 592,19 руб. (19,48 л х 30,4 руб/л) – отнесена на расчеты с виновником балансовая стоимость недостачи сверх норм;
ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 98 субсчет «Разница между суммой недостачи по рыночной и балансовой стоимости»
– 21,43 руб. (613,62 – 592,19) – учтена разница между рыночной стоимостью недостачи сверх норм и ее балансовой стоимостью;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
– 613,62 руб. – погашена недостача;
ДЕБЕТ 98 субсчет «Разница между суммой недостачи по рыночной и балансовой стоимости» КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 21,43 руб. – отражен прочий доход.
А.В. Анищенко,
аудитор ООО «Аудиторская фирма “Атолл-АФ”»