- Важное в статье:
- Компания вправе требовать неустойку, даже если она превышает задолженность
- Неустойку можно потребовать, даже когда документы о приемке подписали позже
- Неустойка — компенсация за то, что компания долго ожидала оплаты заказа
Компания вправе требовать неустойку, даже если она превышает задолженность
Компания поставила контрагенту партию алкоголя. Он принял груз, но оплатил его частично. Образовались долг — 60,9 тыс. руб. и неустойка за просрочку — 429 тыс. руб. (ст. 330, 333 ГК). Контрагент ссылался на предварительную договоренность. Поставщик ему обещал, что подождет оплаты, пока он не продаст товар, и претензий к оплате предъявлять не будет. Покупатель на это рассчитывал, иначе не стал бы подписывать договор.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен |
Аргументы компании. Контрагенту дали время, чтобы оплатить груз без неустойки, но он не использовал эту возможность. Он понимал условия сделки, его не вводили в заблуждение. Компания законно требует неустойку. Контрагент должен ее оплатить и вернуть основной долг.
Позиция судей. Контрагент получил товар полностью, претензий по поставке не было. Поэтому он должен погасить долг и неустойку. Судьи удовлетворили иск (постановление от 02.08.2018 № Ф05-11587/2018).
Неустойку можно потребовать, даже когда документы о приемке подписали позже
Компания договорилась с контрагентом, что поставит и смонтирует мини-сыроварню. Контрагент принял заказ не 30 апреля, а 5 мая 2017 года. При этом товар прибыл в марте, монтаж закончился 28 апреля, но контрагент не подписывал акт. Компания потребовала, чтобы контрагент заплатил за поставку 795 тыс. руб. и внес неустойку — 300 тыс. руб. Контрагент платить отказался, заявил встречный иск о взыскании неустойки за просрочку доставки — 2,2 млн руб.
Аргументы компании. Компания выполнила заказ. Просрочка возникла не по ее вине, заказчик сам отказался принимать оборудование. Он должен заплатить долг и неустойку.
Позиция судей. Компания уведомила контрагента, что поставила сыроварню в срок. 28 апреля она вызвала заказчика для приемки на 4 мая. Он прибыл только 5 мая и подписал акт. Вины компании в просрочке нет, контрагент должен погасить долг и неустойку (постановление от 30.07.2018 № Ф05-11307/2018).
Неустойка — компенсация за то, что компания долго ожидала оплаты заказа
Компания заключила четыре контракта на поставку контрагенту блочно-модульных насосных станций. Всего на сумму 98 млн руб. Контракт компания исполнила в срок, но партнер отказался платить. Поэтому она выставила инкассо, чтобы взыскать деньги через счет. Деньги поступили, но с просрочкой. Из-за этого компания начислила неустойку — 0,5 процента за каждый день и обратилась в суд.
Аргументы компании. Компания в срок исполнила заказ, контрагент принял насосные станции. Но платить за них отказался. Компания законно требует неустойку — это компенсация за ожидание собственных средств. Такие условия следуют из контрактов.
Позиция судей. Партнер не смог объяснить причины просрочки платежа. Недостаток средств не основание для отказа платить по контрактам. Он должен возместить компании неустойку, если претензий к поставке не было (постановление от 16.07.2018 № Ф05-10159/2018).
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту