Оргнаизации могут получить новые субсидии из бюджета. Как учитывать помощь от государства, зависит от того, на какие цели компания получила деньги. Рассмотрим, какие проводки делать в бухучете и как считать налоги.
Получить список всех доступных льгот по ИНН
Государственная помощь может быть предоставлена в виде:
- субсидий;
- бюджетных кредитов;
- прочих форм государственной помощи. Например, это имущественная поддержка малого и среднего бизнеса. Когда государство предоставляет организациям имущество, оборудование или материалы на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Все меры поддержки и льготы можно посмотреть в нашем сервисе «Главбух Контрагенты». Эксперты все время обновляет сервис и актуализируют под новые меры поддержки. Сохраните себе в закладки, чтобы не потерять.
Как учитывать субсидии в страховых взносах
Работодатели должны начислить страховые взносы на зарплату, если выплаты производятся за счет государственной помощи. Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.
Страховые взносы, в том числе от несчастных случаев и профзаболеваний начислите на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Финансирование за счет средств государственной помощи от страховых взносов не освобождает (ст. 422 НК и ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Как учитывать субсидии из бюджета при расчете налога на прибыль
Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК).
Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:
- организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи);
- полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.
Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 НК. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.
Денежные средства, которые унитарные предприятия безвозмездно получили от собственников имущества, от налогообложения не освобождаются и учитываются в доходах. Доходы признавайте в порядке, предусмотренном для субсидий (подп. 26 п. 1 ст. 251, п. 4.1 ст. 271 НК).
Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК).
Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:
- когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
- или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.
Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК).
Если организация получает целевое финансирование, эти суммы отразите в листе 07 годовой декларации по налогу на прибыль (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК). Средства, которые не относятся к целевому финансированию в целях расчета налога на прибыль, отражать в листе 07 не нужно. Суммы бюджетных кредитов при расчете налога на прибыль учитывайте в том же порядке, что и займы.
Как учитывать субсидии из бюджета при расчете НДС
Если товары, работы, услуги, имущественные права приобрели за счет субсидий или бюджетных инвестиций, входной НДС к вычету не принимайте (п. 2.1 ст. 170 НК).
Входной НДС, ранее принятый к вычету по этим затратам, нужно восстановить. Исключение, когда в документах на субсидию и инвестицию напрямую предусмотрено финансирование затрат без учета НДС (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК).
Как учитывать субсидии из бюджета при УСН
Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК). Это правило касается как организаций, которые платят налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.
Организация, которая получила средства целевого финансирования, должна:
- вести раздельный учет доходов и расходов;
- использовать полученные средства строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета полученные средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК).
Как в бухучете отражать субсидии из бюджета
Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:
- капитальных затрат на приобретение или создание внеоборотных активов. Например, основных средств;
- текущих расходов. Это все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов.
При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:
- государственного регулирования цен и тарифов;
- применения соответствующих правил налогообложения прибыли. Например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов;
- участия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах организаций, уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат в связи с производством и реализацией товаров, работ, услуг на договорной основе.
Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде денежных средств или другого имущества. Например, основных средств, материалов.
Отражение в бухучете государственной помощи, кроме бюджетных кредитов, зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.
Проводки при поступлении субсидий. В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи по мере фактического получения средств или возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.
При учете по мере фактического получения средств госпомощь отражают по мере поступления средств (п. 5, абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000, п. 6.1 информации Минфина от 15.07.2020 № ПЗ-14/2020, Инструкция к плану счетов). Сделайте проводку:
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в том числе денежных средств) в рамках государственной помощи.
Государственную помощь можно отразить до поступления средств, если есть уверенность в том, что:
- условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
- указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в том числе денежных средств) в рамках государственной помощи.
Государственную помощь могут предоставить на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах. В этом случае сделайте проводки:
Дебет 51 Кредит 86
– поступили средства государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах;
Дебет 86 Кредит 91-1
– полученная субсидия в размере произведенных текущих расходов признана прочим доходом.
Когда государственная помощь предоставляется на финансирование капитальных затрат, которые организация понесла в прошлых отчетных периодах, сделайте проводки:
Дебет 51 Кредит 86
– поступили средства государственной помощи на финансирование капитальных затрат, осуществленных в прошлых периодах;
Дебет 86 Кредит 91-1
– признан прочий доход в части полученной субсидии, пропорциональной начисленной на момент получения бюджетных средств амортизации;
Дебет 86 Кредит 98-2
– оставшаяся часть полученной субсидии включена в состав доходов будущих периодов.
Проводки при использовании субсидий. Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.
Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования. Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных затрат, списывайте в таком порядке:
- если актив подлежит амортизации – на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
- если актив не амортизируется, например земельный участок, – в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на финансовые результаты пропорционально начисленной амортизации.
В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).
Затем ежемесячно по мере начисления амортизации:
Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– признаны прочие доходы пропорционально сумме начисленной амортизации по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.
Амортизацию начисляют на балансовую стоимость, уменьшенную на ликвидационную (п. 32 ФСБУ 6/2020). Это означает, что в случае финансирования затрат на приобретение основного средства в полной сумме, амортизироваться может меньшая стоимость. Доход в этом случае признают пропорционально начисленной амортизации, то есть фактически в большей сумме, чем амортизация.
Кроме того, ликвидационная стоимость, срок полезного использования и способ амортизации могут меняться. Изменение элементов амортизации – это изменение оценочных значений (п. 37 ФСБУ 6/2020). Принцип признания доходов это не затрагивает, корректировки ранее признанных доходов не нужны. В случае изменения срока полезного использования меняется и срок списания оставшейся суммы доходов будущих периодов. Изменение ликвидационной стоимости и способа амортизации изменит только суммы амортизации. Доходы при этом признаются также пропорционально амортизационным отчислениям, исчисленным по измененным элементам.
Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.
При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки. При использовании государственной помощи на приобретение материалов:
Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.
При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);
Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).
Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено.
Ответы на все вопросы по налоговым изменениям вы найдете в корпоративной справочно-образовательной системе «Актион 360». Просто задайте свой вопрос в поисковой строке и узнайте, как поступить именно в вашей ситуации. Разъяснения дают авторитеты в своей области – судьи, специалисты Минфина и ФНС.
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту