подразделение следует открыть в том случае, если оно необходимо только для представления и защиты интересов юридического лица, поскольку иных функций представительство выполнять не может (п. 1 ст. 55 ГК РФ).
Открытие представительства – достаточно сложная процедура, требующая, в частности, внесения изменений в учредительные документы организации и регистрации этих изменений в налоговой инспекции (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации).
Чтобы открыть представительство, необходимо совершить следующие действия:
- принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу об открытии представительства.
- разработать проект Положения о представительстве.
- подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом представительстве (п. 5 ст. 5 Закона об ООО)
- провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:
- об открытии представительства;
- об утверждении Положения о представительстве;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с открытием представительства).
- уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с открытием представительства.
- назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность.
- уведомить об открытии представительства орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
- встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Рекомендация: Какое обособленное подразделение создать: выбор между филиалом, представительством и иным подразделением
Как решить, через какое обособленное подразделение лучше работать
Прежде чем открыть обособленное подразделение, необходимо определить цель его создания. А именно понять, какой результат организация хочет получить. В зависимости от этого будет решаться вопрос о выборе между филиалом, представительством и иным обособленным подразделением (простым подразделением).*
Первый критерий выбора – ведение деятельности или представление интересов
На основании этого критерия делают выбор между филиалом и представительством.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Так, обособленное подразделение можно создать:
- либо с целью вести через это подразделение любую хозяйственную деятельность организации (например, производить продукцию, оказывать услуги и т. д.);
- либо с целью совершать только действия по представлению интересов организации, то есть действия, направленные на достижение правового, а не фактического результата (заключение сделок от лица организации, представление интересов юридического лица в суде и т. д.).
Если организация намерена осуществлять через подразделение все свои функции, включая функции представительства (или часть своих функций), то нужно создать филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Если подразделение необходимо только для того, чтобы представлять и защищать интересы юридического лица, то имеет смысл открыть представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ). Однако при этом нужно понимать, что по закону организация не вправе совершать какие-либо фактические действия через такое подразделение (например, оказывать по месту нахождения представительства медицинские услуги, изготавливать мебель для ее дальнейшей реализации и т. д.). Впрочем, никаких санкций за нарушение такого запрета закон не устанавливает. Поэтому на практике организации нередко ведут производственную деятельность не только через филиалы, но и через представительства. Однако юристу все же имеет смысл сообщить своему руководству о предусмотренных в законе различиях между филиалом и представительством и посоветовать выбрать представительство только тогда, когда организация не намерена осуществлять через подразделение производственную деятельность.*
Второй критерий выбора – внесение изменений в учредительные документы или упрощенная процедура создания
На основании этого критерия делают выбор между филиалом (представительством) и простым обособленным подразделением.
Создание филиала и открытие представительства – достаточно сложные процедуры, требующие, в частности, внесения изменений в учредительные документы организации и регистрации этих изменений в налоговой инспекции (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации). Создать иное обособленное подразделение (т. е. подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством) значительно проще. Для этого не нужно вносить изменения в учредительные документы, достаточно лишь письменно оформить решение о создании подразделения и встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения.*
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
2. Рекомендация: Как открыть представительство ООО
По умолчанию вопрос об открытии представительства относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение об открытии представительства уполномочен принимать иной орган управления общества.
Так, решение об открытии представительства принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:
- такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО)
- и устав общества предусматривает, что к компетенции именно этого органа относится вопрос об открытии представительств (подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Решение об открытии представительства единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:
- общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
- в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос об открытии представительств (п. 2, подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Как открыть представительство по решению общего собрания участников ООО
Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.
Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу об открытии представительства.
Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос об открытии представительства, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).*
Если открыть представительство нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):
- совета директоров (наблюдательного совета);
- ревизионной комиссии (ревизора);
- аудитора;
- участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
Во-вторых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО).* Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос об открытии представительства (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.
В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом представительстве (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с открытием представительства, в виде отдельного документа – приложения к уставу*. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.
Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о представительстве. Какую именно информацию о представительстве необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:
- указание на то, что в обществе открыто представительство (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества представительств необходимо исключить);
- сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре представительства. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о представительстве.
Пример того, какие сведения о представительстве нужно включить в новую редакцию устава ООО
«В Обществе открыто «Представительство Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" в городе Санкт-Петербурге» (далее – Представительство) по адресу: 125008, г. Санкт-Петербург, ул. Михалковская, д. 20.
Представительство действует на основании настоящего Устава и Положения, утвержденного Обществом.
Представительство представляет интересы Общества и осуществляет их защиту.
Представительство возглавляет директор, назначаемый генеральным директором Общества и действующий на основании доверенности».
В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:
- об открытии представительства;
- об утверждении Положения о представительстве;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с открытием представительства).*
Решения по вопросам об открытии представительства и утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5, п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о представительстве достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Внимание! Устав ООО может предусматривать необходимость большего числа голосов для принятия решений по вопросам, связанным с открытием представительства
В уставе может быть закреплено, что для принятия решений по вопросам (вопросу), связанным с открытием представительства, требуется большее число голосов по сравнению с тем числом, которое предусмотрено в законе. Например, устав может предусматривать, что решение об утверждении Положения о представительстве будет считаться принятым тогда, когда за него проголосуют участники, обладающие в совокупности 60 (а не 50) процентами голосов от общего числа голосов.
Если устав содержит подобные требования, их необходимо соблюсти. В противном случае (т. е. при отсутствии нужного числа голосов) решения не будут иметь силы, причем независимо от их обжалования в суде (п. 6 ст. 43 Закона об ООО).
Результаты общего собрания участников необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).
В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с открытием представительства. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*
Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства
Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.
По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения об открытии представительства в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения представительства.
В одном и том же муниципальном образовании или городе федерального значения ООО открывает несколько представительств либо одно представительство и одно или несколько иных обособленных подразделений. Можно ли все эти подразделения поставить на учет в одной налоговой инспекции
Да, можно.
Если ООО создает несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (либо в Москве или Санкт-Петербурге), но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, то можно зарегистрировать все подразделения по месту нахождения любого из них (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем не имеет значения, какие именно обособленные подразделения открываются – филиалы, представительства или иные подразделения.
Чтобы встать на учет по месту нахождения одного из подразделений, нужно представить в инспекцию по месту нахождения ООО уведомление о выборе налогового органа. Форма уведомления утвержденаприказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@. Уведомление имеет смысл подать вместе с документами, необходимыми для госрегистрации внесенных в устав изменений.
В-шестых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность.*
Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора представительства, должен быть указан в Положении о представительстве и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора представительства. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о представительстве) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора представительства принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
Директор представительства действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО; абз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.
При составлении доверенности необходимо:
- проследить за тем, чтобы действия, которые директор представительства будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о представительстве;
- по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор представительства вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя представительства и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).
В-седьмых, уведомить об открытии представительства орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.* Это необходимо сделать в течение месяца со дня открытия представительства (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с моментауведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства.* Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:
- представительство имеет отдельный баланс;
- представительство имеет отдельный расчетный счет;
- представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Обоснование
Такие правила установлены:
- в пункте 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон об обязательном социальном страховании);
- в пункте 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (далее – Порядок регистрации в Пенсионном фонде РФ), утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п;
- в подпункте 1 пункта 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (далее – Порядок регистрации в ФСС России), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н.
Как открыть представительство по решению совета директоров ООО
Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает совет директоров, необходимо совершить следующие действия.
Во-первых, принять решение о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета).
Во-вторых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на заседании совета директоров, рассматривающем вопрос об открытии представительства. Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение заседанию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва заседания.
В-третьих, провести заседание совета директоров в порядке, предусмотренном уставом общества. На заседании нужно принять решение по вопросу об открытии представительства.
Если совет директоров уполномочен утверждать Положение о представительстве (как правило, устав наделяет его таким полномочием), то понадобится также принять решение по этому вопросу (подп. 6 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО). Если же уставом предусмотрено, что Положение о представительстве утверждает общее собрание участников, то потребуется решить вопрос о созыве собрания. Впрочем, общее собрание участников придется созывать в любом случае. Дело в том, что только оно вправе рассматривать вопрос о внесении в устав ООО изменений, связанных с открытием представительства (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
Самостоятельно созвать общее собрание участников совет директоров вправе в том случае, если вопрос о созыве собрания относится к его компетенции (подп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО). Если этот вопрос уполномочен решать исполнительный орган общества (генеральный директор или правление), то совету директоров можно (и нужно) потребовать от него провести внеочередное общее собрание участников (п. 2 ст. 35 Закона об ООО). Исполнительный орган, получивший такое требование, обязан в течение пяти дней принять решение о созыве собрания. Если он этого не сделает, совет директоров получит право самостоятельно созвать собрание (п. 4 ст. 35 Закона об ООО).
Информацию о процессе проведения заседания совета директоров и принятых решениях нужно отразить впротоколе. Порядок и сроки составления протокола обычно регулируются уставом.
В-четвертых, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом представительстве (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-пятых, провести общее собрание участников, на котором нужно утвердить устав общества в новой редакции. Решение по такому вопросу принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Кроме того, на собрании может понадобиться утвердить Положение о представительстве (если такое положение не утвердил совет директоров). Для утверждения Положения о представительстве достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Вместе с тем, устав общества может предусматривать, что для принятия обоих решений (или одного из них) требуется большее количество голосов.
Результаты общего собрания участников необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).
В-шестых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с открытием представительства. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-седьмых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность. Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора представительства, должен быть указан в Положении о представительстве и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора представительства. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о представительстве) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора представительства принимает совет директоров либо общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
В-восьмых, уведомить об открытии представительства орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня открытия представительства (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-девятых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона об обязательном социальном страховании, п. 12 Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФ,подп. 1 п. 2 Порядка регистрации в ФСС России):
- представительство имеет отдельный баланс;
- представительство имеет отдельный расчетный счет;
- представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Как открыть представительство по решению участника ООО
Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает единственный участник, необходимо совершить следующие действия.*
Во-первых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение участнику общества. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с участником.
Во-вторых, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом представительстве (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-третьих, принять и письменно оформить решение об открытии представительства. Такое решение участник общества принимает единолично (ст. 39 Закона об ООО). Кроме того, участник утверждает Положение о представительстве и новую редакцию устава ООО.
В-четвертых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с открытием представительства. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-пятых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность. Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора представительства, должен быть указан в Положении о представительстве и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора представительства. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о представительстве) может быть предусмотрено, что решение о назначении директора представительства принимает участник общества, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (назначенным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
В-шестых, уведомить об открытии представительства орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня открытия представительства (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-седьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона об обязательном социальном страховании, п. 12 Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФ,подп. 1 п. 2 Порядка регистрации в ФСС России):
- представительство имеет отдельный баланс;
- представительство имеет отдельный расчетный счет;
- представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Как составить Положение о представительстве ООО
Закон не предусматривает, какие сведения должно содержать Положение о представительстве. Если в обществе есть документ, регулирующий порядок создания представительства (например, Положение о территориальных филиалах и представительствах), юристу необходимо руководствоваться предписаниями такого документа. Если этот документ отсутствует или не достаточно четко регулирует процедуру открытия представительства, в Положении о представительстве имеет смысл указать следующую информацию.
1. Наименование и место нахождения представительства.
2. Цель открытия представительства и его функции.
Если представительство будет представлять все интересы общества (например, совершать любые сделки от лица ООО), то в положение достаточно включить следующий пункт: «Представительство представляет интересы Общества и осуществляет их защиту».
Если представительство открывают с какой-либо конкретной целью (например, только для заключения договоров купли-продажи с покупателями), то в положении нужно указать ограниченный (исчерпывающий) перечень функций представительства. Такое ограничение может потребоваться, например, для того, чтобы обезопасить общество от сделок, совершенных недобросовестным руководством представительства с нарушением интересов самой организации.
Пример того, как в Положении о представительстве ООО перечислить конкретные функции представительства
«Представительство представляет интересы Общества на территории Брянской области путем заключения от лица Общества договоров, направленных на реализацию его продукции».
3. Сведения об организационной структуре представительства и порядке взаимодействия органов представительства с органами общества. Как правило, в Положении о представительстве прописывают основы внутреннего управления представительством (включая решение кадровых вопросов), порядок осуществления бухгалтерского учета и отчетности, вопросы контроля за деятельностью представительства.
Особое внимание имеет смысл уделить урегулированию статуса руководителя (директора) представительства. Так, закон устанавливает, что руководитель представительства назначается обществом и действует на основаниидоверенности, выданной обществом (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Вместе с тем, порядок назначения директора представительства и его полномочия в законе не конкретизированы. Следовательно, эти вопросы нужно урегулировать в Положении о представительстве. В положении также стоит указать, установлены ли для директора ограничения на совершение конкретных сделок (например, запрет на совершение сделок по отчуждению недвижимости, закрепленной за представительством; обязательное согласие генерального директора на заключение договоров аренды оборудования и т. д.).
Пример того, какую информацию о директоре представительства можно отразить в Положении о представительстве ООО
«Представительство возглавляет директор, назначаемый генеральным директором Общества и действующий на основании доверенности.
Директор Представительства:
- осуществляет текущее руководство деятельностью Представительства;
- представляет интересы Общества в отношениях с государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами;
- осуществляет защиту интересов Общества в пределах полномочий, предусмотренных доверенностью;
- издает приказы и дает указания, обязательные для сотрудников Представительства;
- обеспечивает надлежащее исполнение решений органов Общества, принятых в отношении Представительства.
Директор Представительства не вправе совершать сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного за Представительством».
Впрочем, детально регулировать перечень полномочий и ограничений в положении не обязательно. Достаточно указать лишь общие функции директора представительства. Конкретный объем полномочий прописывают вдоверенности, на основании которой действует директор. Если директор совершит сделку с превышением таких полномочий и ООО не одобрит ее, сделка будет считаться заключенной от имени и в интересах самого руководителя представительства, а не юридического лица (п. 1 ст. 183 ГК РФ).
4. Сведения об имуществе представительства. Нужно включить пункт о том, каким имуществом общество наделяет представительство (подробно состав имущества указывать не обязательно), а также определить, на каком балансе имущество будет учитываться – на отдельном или на балансе ООО. Кроме того, имеет смысл конкретизировать, будет представительство иметь свой расчетный счет или все расчеты будут осуществляться через общество. Как правило, представительство собственного баланса и отдельного расчетного счета не имеет, поскольку не ведет финансово-хозяйственную деятельность как таковую.
Может ли ООО наделить представительство имуществом, которое не принадлежит обществу на праве собственности
Да, может.
Представительству можно передать имущество, принадлежащее ООО на праве временного владения и пользования. Например, обществу разрешается заключить с третьим лицом (арендодателем) договор аренды помещения и закрепить арендованное помещение за представительством.
5. Сведения о печати представительства. Представительство может иметь собственную печать, а также угловой штамп, бланки, иные атрибуты, позволяющие индивидуализировать обособленное подразделение. Однако такие атрибуты должны содержать указание на полное фирменное наименование общества.
Пример того, как отразить в Положении о представительстве ООО сведения о печати представительства
«Представительство имеет круглую печать с полным фирменным наименованием Общества на русском языке и текстом "Рязанскоепредставительство"».
6. Порядок прекращения деятельности представительства. Целесообразно указать, какой орган принимает решение о закрытии представительства, и урегулировать порядок разрешения организационных вопросов, связанных с ликвидацией подразделения (например, увольнение сотрудников представительства, оценка имеющегося в представительстве имущества и его возврат в головное общество и т. д.).
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
01.07.2014г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.
Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Варвара Абрамова.