действительно, в данном случае инспектором была нарушена процедура опроса свидетелей.
В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут их допрашивать, вправе вызвать в налоговую инспекцию любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проводимой проверки (п. 1 ст. 90 НК РФ), или допросить свидетеля по месту его пребывания. Это следует из положений пункта 4 статьи 90 Налогового кодекса РФ.
Однако чтобы вызвать свидетеля для дачи показаний, инспектор должен был направить в его адрес уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338, а результат беседы зафиксировать в протоколе.
В данном случае процедура привлечения свидетелей была нарушена, поэтому инспекция не вправе использовать полученные таким образом в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Сист емы Главбух» и «Системы Юрист».
1. Рекомендация: Как при налоговой проверке проводится осмотр помещений и территорий
Какие помещения осматривают
В ходе выездной налоговой проверки инспекторы вправе осматривать помещения (территории) (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).
Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:
– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;
– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;
– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.
Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).*
О правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке.
Основание для осмотра
Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).
Уведомление об осмотре
Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра
С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).
С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).
Отказ в доступе инспекторов
Если в ходе выездной налоговой проверки организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106. Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.
Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.
Участники осмотра
Осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ). Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.*
Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:
– представители проверяемой организации;
– приглашенные инспекцией специалисты.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.
При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото– и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).
Оформление результатов
По итогам осмотра помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).
Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:
– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);
– место и дату составления;
– время начала и окончания осмотра;
– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;
– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);
– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;
– подробное описание результатов осмотра.
Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.
Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится впункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.
Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).*
Нарушения при осмотре
Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра). Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых)
Нет, не вправе.
При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:
– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);
– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);
– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));
– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);
– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).
Ответственность
Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке
Выездная налоговая проверка начинается с того, что проверяющие, состав которых отражен врешении о проведении выездной проверки, предъявляют представителям организации это решение и свои служебные удостоверения. Только после этого сотрудники инспекции получают доступ на территорию организации для проведения выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).
Допрос свидетелей
В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля они вправе вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проводимой проверки (п. 1 ст. 90 НК РФ)*. Исключение составляют:
- лица, которые в силу своего малолетнего возраста или имеющихся у них физических или психических недостатков, не могут правильно воспринимать обстоятельства, представляющие интерес для проверяющих (например, дети до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица);
- лица, которые в силу специфики своей деятельности располагают сведениями, составляющими их профессиональную тайну (например, адвокаты, аудиторы, нотариусы).
Об этом говорится в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу допросы свидетелей проходят в налоговой инспекции. Однако по своему усмотрению проверяющие могут допросить свидетеля и по месту его пребывания. Например, если свидетель не может самостоятельно явиться в инспекцию по причине болезни, старости или инвалидности. Это следует из положений пункта 4 статьи 90 Налогового кодекса РФ.
Чтобы вызвать свидетеля для дачи показаний, проверяющие направляют в его адрес уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.*
Все показания свидетеля заносятся в протокол, форма которого утвержденаприказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 1 ст. 90 НК РФ).
Отказаться от дачи показаний свидетель может только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Например, свидетель вправе не давать показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).
Перед допросом проверяющие обязаны предупредить свидетеля обответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу ложных показаний. О том, что свидетель предупрежден, в протоколе делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).
Кроме того, в протоколе проверяющие должны указать следующие сведения:
- номер и наименование протокола;
- место и дату допроса;
- время начала и окончания допроса;
- должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
- Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в допросе или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
- содержание и последовательность проведения допроса;
- выявленные факты и обстоятельства.
Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ. Протокол проверяющие составляют на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе ознакомиться с протоколом и внести в него замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). После этого все участники допроса должны поставить свои подписи на протоколе (п. 4 ст. 99 НК РФ).
Свидетеля, давшего показания, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Использование протокола свидетельских показаний
Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний, составленный с нарушениями
Нет, не может.
При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ четко предусмотрено, какие сведения должны быть отражены в протоколе свидетельских показаний. Из положений статьи 99Налогового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что отсутствие тех или иных сведений в протоколе, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, является основанием для непринятия протокола в качестве доказательства. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода. В частности, суды признавали недопустимыми доказательствами протоколы свидетельских показаний из-за отсутствия в них:
- фактов и обстоятельств, выявленных в ходе допроса свидетеля (постановление ФАС Поволжского округа от 20 октября 2009 г. № А65-3412/2009);
- времени начала и окончания допроса, а также данных о том, кто проводил допрос (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № Ф04-8145/2008(18783-А67-34));
- номера и даты протокола (постановление ФАС Московского округа от 10 ноября 2008 г. № КА-А40/8619-08);
- подписи инспектора, проводившего допрос свидетеля (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. № Ф03-2571/2009);
- отметки о предупреждении свидетеля об ответственности (постановления ФАССеверо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. № А53-1182/2009,Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. № Ф03-2571/2009, Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Поволжского округа от 11 марта 2009 г. № А12-17314/07).
Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний. Протокол составлен сотрудником инспекции, который не принимал участия в налоговой проверке
Да, может.
Допрашивать свидетелей вправе должностные лица налоговой инспекции (п. 5 ст. 90 НК РФ). При этом законодательство не уточняет, что указанные лица должны принимать участие в налоговой проверке. Таким образом, провести допрос и составить протокол могут не только проверяющие, но и другие сотрудники инспекции. Такой протокол инспекция вправе использовать в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. В арбитражной практике есть судебные решения, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 1 июля 2008 г. № КА-А40/5692-08).
О правомерности проведения допросов свидетелей в ходе камеральных налоговых проверок см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке.
Внимание: за неявку для дачи показаний или за уклонение от явки без уважительных причин свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 1000 руб. (ст. 128 НК РФ).
Внимание: за неправомерный отказ от дачи показаний либо за дачу ложных показаний свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Статья: Промашки и злоупотребления инспектора на выездной проверке и как извлечь из них пользу
Инспекторы допрашивают свидетелей по телефону или после проверки
В ходе выездной проверки налоговики могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля может быть вызван любой гражданин, которому, по мнению контролеров, известны какие-либо важные для проверки обстоятельства (п. 1 ст. 90 НК РФ). Обычно допрос свидетеля происходит непосредственно в налоговой инспекции. Но в особых случаях контролеры могут приехать для допроса по адресу прописки гражданина (п. 4 ст. 90 НК РФ). И конечно же, допрашивать свидетелей налоговики вправе только во время проверки.
Но на практике некоторые инспекторы нарушают регламент этих мероприятий. И компаниям это помогает в суде. Например, в одном налоговом споре компании удалось отменить доначисления, поскольку налоговики допрашивали ее контрагентов уже после окончания выездной проверки, что недопустимо. А значит, и показания свидетелей можно признать недействительными (постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2012 г. № А40-86839/11-116-252).
Иногда допросы свидетелей налоговики проводят по телефону, что также является нарушением. Ведь в этом случае допрашиваемый человек не имеет возможности поставить свою подпись в протоколе допроса. А без подписи свидетеля протокол не имеет никакой юридической силы (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2012 г. № 09АП-13434/2012-АК).
Еще одна из распространенных ошибок налоговиков связана с незанесением в протокол паспортных данных свидетеля. Эта информация является одним из обязательных реквизитов в протоколе (приложение № 3 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@). В результате такого нарушения невозможно установить личность свидетеля. Поэтому судьи отказываются принимать подобные протоколы в качестве допустимых доказательств (постановления ФАССеверо-Кавказского округа от 23 ноября 2012 г. № А32-15391/2011,Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2012 г. № А78-10704/2011).
Отсутствие в протоколе подписи инспектора, а также даты, места составления, времени и места допроса тоже является существенным нарушением. А потому судьи признают такие протоколы недействительными, а доначисления незаконными (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 июня 2012 г. по делу № А22-384/2011).
Лина Шувалова,
эксперт журнала «Главбух»
Журнал «Главбух» № 19, Октябрь 2014
02.10.2014 г.
С уважением,
Алла Пыжова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».