В Вашем случае осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов.
Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов – торговая сеть, расположенная:
– в предназначенных для торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), которые не имеют специально оборудованных для этих целей помещений;
– в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи или проведения торгов.
Косвенно информацию о том, что объект торговли, расположенный в нежилом помещении МКД, является объектом стационарной сети без торговых залов подтверждает Минфин в своей письме от 25 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17651@
Обоснование
1. Из справочной информации Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов – торговая сеть, расположенная:
– в предназначенных для торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), которые не имеют специально оборудованных для этих целей помещений;
– в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи или проведения торгов.
К данной категории объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты (абз. 15 ст. 346.27 НК РФ).
2. Из справочной информации: Нестационарная торговая сеть – торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, которые не относятся к стационарной торговой сети* (например, прилавки, ларьки, контейнеры, боксы) (абз. 16 ст. 346.27 НК РФ).
3. Из рекомендации Кто должен платить торговый сбор
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Кто должен платить торговый сбор
С 1 июля 2015 года в России вводится новый вид обязательных налоговых платежей – торговый сбор. Он относится к местным налогам и сборам (ст. 15 НК РФ) и может быть установлен в любом населенном пункте по решению муниципальных властей*.
В городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается региональными законами. В остальных муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен на основании местных нормативных актов. Но только после того, как Президент РФ подпишет соответствующий федеральный закон.
Такой порядок предусмотрен статьей 410 Налогового кодекса РФ и частью 4 статьи 4 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В настоящее время торговый сбор установлен только на территории Москвы. (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Поэтому в данной рекомендации речь пойдет об особенностях уплаты торгового сбора в столице.*
Плательщики
Итак, кто же должен платить торговый сбор?
По общему правилу к уплате торгового сбора могут быть привлечены практически все организации и предприниматели, которые занимаются торговлей. Независимо от ее характера (розничная или оптовая), видов товаров и способов их продвижения (стационарная или нестационарная торговая сеть). Есть лишь несколько исключений.
Во-первых, от уплаты торгового сбора освобождаются:
– предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
– организации и предприниматели – плательщики ЕСХН.
Во-вторых, торговый сбор не совместим с ЕНВД. В отношении тех видов торговой деятельности, которые облагаются торговым сбором, ЕНВД применять нельзя (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Впрочем, поскольку в Москве режим ЕНВД не практикуется, это ограничение для столичных организаций и предпринимателей неактуально*.
Полный перечень видов торговой деятельности, которые потенциально подпадают под обложение торговым сбором, приведен в статье 413 Налогового кодекса РФ. В него входят:
1. Торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок).
2. Торговля через объекты нестационарной торговой сети.
3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.
4. Реализация товаров непосредственно с товарных складов.
Кроме того, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, приравнивается и деятельность по организации розничных рынков. То есть деятельность компаний, управляющих рынками в соответствии с Законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ.
В Москве приведенный перечень действует в сокращенном виде. Из него исключена торговля товарами со складов. В отношении этого вида деятельности не установлена ставка сбора (один из обязательных элементов налогообложения), а следовательно, платить торговый сбор владельцы товарных складов, оптовых баз и т. п. не обязаны (ст. 17 НК РФ, ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62).
Право, по которому организация или предприниматель использует торговые объекты, значения не имеет. И собственники объектов, и их арендаторы должны платить торговый сбор на общих основаниях.
Обратите внимание: в московском законе в качестве самостоятельного вида торговой деятельности указана развозная и разносная торговля (ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Это не противоречит федеральному законодательству. Просто в отношении развозной и разносной торговли столичные власти решили установить единую ставку торгового сбора, которая не зависит от местонахождения торговых объектов. Развозная и разносная торговля – это разновидность торговой деятельности через объекты нестационарной торговой сети, в качестве которых используются передвижные средства торговли: тонары, автофургоны, автолавки, мобильные прилавки, стенды, торговые тележки и т. п. (п. 16, 19, 73, 74 ГОСТ Р 51303-2013). Такая деятельность подпадает под обложение торговым сбором (подп. 2 п. 2 ст. 413 НК РФ). Поэтому организации и предприниматели, которые ведут такую торговлю в Москве, признаются плательщиками торгового сбора и должны вставать на налоговый учет.
Льготы
Столичные власти предусмотрели несколько налоговых льгот. От уплаты торгового сбора освобождены следующие виды деятельности:
1. Розничная торговля с использованием торговых автоматов.
2. Торговля на ярмарках выходного дня, а также на специализированных и региональных ярмарках.
3. Торговля через стационарные и нестационарные торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков (т. е. компания, управляющая рынком, признается плательщиком торгового сбора, а, например, предприниматель, который арендует на этом рынке торговую точку, от торгового сбора освобождается).
4. Разносная розничная торговля в зданиях (сооружениях, помещениях) автономных, бюджетных и казенных учреждений. Например, продажа печатной продукции с лотка в вестибюле районной налоговой инспекции.
Кроме того, от уплаты торгового сбора в принципе освобождены сами автономные, бюджетные и казенные учреждения, а также организации «Почты России».
Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62.
Объект налогообложения
Объект обложения торговым сбором – факт использования объекта торговли (движимого или недвижимого) для продажи товаров (п. 1 ст. 412 НК РФ). Независимо от объема реализации, количества и ассортимента проданных товаров. Обязанность по уплате торгового сбора возникает, даже если объект торговли (стационарный или нестационарный, собственный или арендованный) использовался для продажи товаров хотя бы один раз в квартал.
С того дня, когда объект торговли был использован впервые, организация или предприниматель становятся плательщиками торгового сбора и в течение следующих пяти рабочих дней должны встать в этом качестве на налоговый учет (п. 2 ст. 412, п. 2 ст. 416 НК РФ). При этом неважно, как долго (сколько раз) объект торговли использовался в течение квартала. Заплатить торговый сбор придется за весь квартал (ст. 415 НК РФ). Корректировка суммы торгового сбора в зависимости от фактической продолжительности торговой деятельности в течение квартала законодательством не предусмотрена.
Как встать на учет
В течение пяти рабочих дней после того, как организация или предприниматель начали торговую деятельность, они обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать уведомление с указанием вида торговой деятельности и характеристик торгового объекта. Кроме того, инспекцию придется уведомлять каждый раз, когда меняются условия деятельности, влияющие на размер торгового сбора. Сроки такие же – не позднее пяти рабочих дней после изменений.
Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора никак не зависит от постановки на налоговый учет по другим основаниям. То есть даже если торговая организация состоит на учете в налоговой инспекции по своему местонахождению, она должна повторно встать на учет как плательщик торгового сбора.
В какой срок подать уведомление в Москве впервые
Поскольку в Москве торговый сбор вводится с 1 июля 2015 года, столичные организации и предприниматели, которые занимались торговлей до этой даты, должны подать соответствующие уведомления не позднее 7 июля 2015 года (4 и 5 июля – выходные дни, поэтому в расчет пяти рабочих дней не берутся).
Это следует из пунктов 1 и 2 статьи 416 Налогового кодекса РФ.
Куда подавать уведомление
Уведомления нужно подавать:
– если есть недвижимость, используемая в торговой деятельности, – в инспекцию по местонахождению этого имущества;
– если такой недвижимости нет – по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя).
Может быть и так, что организация или предприниматель зарегистрированы в другом регионе, но ведут торговую деятельность в Москве. Тогда они тоже должны встать на налоговый учет в качестве плательщиков торгового сбора. При этом уведомления о постановке на учет нужно подать:
– если торговля ведется с использованием недвижимого имущества (например, через магазин) – в налоговую инспекцию г. Москвы по местонахождению магазина;
– если торговля ведется с использованием движимого имущества (например, через автолавку или торговую палатку) – в налоговую инспекцию региона, в котором организация или предприниматель зарегистрированы по своему местонахождению (месту жительства).
Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 17 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382.
Как быстро поставят на учет
В течение пяти рабочих дней после того, как инспекция получит уведомление, она поставит организацию или предпринимателя как плательщика торгового сбора и выдаст соответствующее свидетельство.
Если у организации (предпринимателя) несколько объектов торговли и они расположены на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет будет произведена по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступят первыми.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 416 Налогового кодекса РФ.
Уведомление о постановке на учет
Типовые образцы документов, связанных с учетом плательщиков торгового сбора, устанавливает ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ). Пока эти документы официально не утверждены и не зарегистрированы в Минюсте России, налоговая служба рекомендует использовать следующие формы:
– ТС-1 – Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор;
– ТС-2 – Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор;
– ТС – Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора.
Перечисленные формы приложены к письму ФНС России от 10 июня 2015 г. № ГД-4-3/10036. Этим же письмом установлен и порядок заполнения уведомлений ТС-1 и ТС-2.
Важно: использовать формы ТС-1 и ТС-2 не обязательно. Организация или предприниматель могут подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора и в произвольной форме. Если в нем будут все необходимые сведения, налоговая инспекция обязана принять этот документ и на его основании выдать свидетельство о постановке на учет. Такие указания есть в письме ФНС России от 10 июня 2015 г. № ГД-4-3/10036.
Пример оформления уведомления организации о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора
ООО «Альфа» с 20 апреля 2015 года ведет в Москве розничную торговлю через магазин с площадью торгового зала 65 кв. м. Магазин расположен в Центральном административном округе. Организация применяет общую систему налогообложения.
Поскольку с 1 июля 2015 года в Москве такая деятельность облагается торговым сбором, бухгалтер «Альфы» составил уведомление о постановке на учет (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ). При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком, приложенным к письму ФНС России от 10 июня 2015 г. № ГД-4-3/10036. Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложений 1–4 к Порядку.
На первой странице уведомления бухгалтер указал ИНН, КПП и наименование организации,
код налоговой инспекции по местонахождению магазина, ОГРН, Ф. И. О. руководителя, контактный телефон, e-mail.
На второй странице уведомления бухгалтер указал:
– дату возникновения объекта обложения торговым сбором – 01.07.2015;
– код вида торговой деятельности – 03;
– код торгового объекта – 01;
– код ОКТМО;
– наименование магазина, адрес, площадь торгового зала и кадастровый номер здания.
Льгот по торговому сбору «Альфа не имеет.
В разделе 3 второй страницы бухгалтер рассчитал сумму торгового сбора:
1200 руб. ? 50 кв. м + 50 руб. ? (65 кв. м – 50 кв. м) = 60 750 руб.
6 июля 2015 года руководитель «Альфы» подписал уведомление о постановке на учет, которое было представлено в налоговую инспекцию по местонахождению магазина.
Пример оформления уведомления предпринимателя о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора
Предприниматель И.И. Иванова ведет в Москве розничную торговлю через объект нестационарной торговой сети – торговую палатку. Палатка размещена в Южном административном округе. Иванова применяет упрощенную систему налогообложения.
Поскольку с 1 июля 2015 года в Москве такая деятельность облагается торговым сбором, Иванова составила уведомление о постановке на учет (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ). При подготовке документа она руководствовалась Порядком, приложенным к письму ФНС России от 10 июня 2015 г. № ГД-4-3/10036. Коды, необходимые для заполнения формы, Иванова брала из приложений 1–4 к Порядку.
На первой странице уведомления Иванова указала ИНН, код налогового органа по местонахождению палатки, ОГРНИП, свои Ф. И. О., контактный телефон, e-mail.
На второй странице Иванова указала:
– дату возникновения объекта обложения торговым сбором – 01.07.2015;
– код вида торговой деятельности – 02;
– код объекта торговли – 05;
– код ОКТМО;
– номер разрешения на размещение торговой палатки.
Льгот по торговому сбору предприниматель не имеет.
В разделе 3 второй страницы Иванова указала сумму торгового сбора за квартал – 40 500 руб.
6 июля 2015 года Иванова подписала и представила в налоговую инспекцию по местонахождению объекта торговли уведомление о постановке на учет.
Как уведомить о закрытии торговли
Если деятельность, с которой уплачивался торговый сбор, прекращена, об этом тоже необходимо уведомить налоговую инспекцию. Порядок тот же, что и при постановке на учет: в течение пяти дней в инспекцию нужно направить уведомление. Оно будет основанием для снятия с учета в качестве плательщика сбора.
Датой снятия будет считаться дата прекращения деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ). Уведомление о снятии с учета налоговая служба рекомендует составлять по форме ТС-2 (письмо ФНС России от 10 июня 2015 г. № ГД-4-3/10036).
Что будет, если не встать на учет
Если не встать на учет в качестве плательщика торгового сбора, то есть не подать уведомление, то налоговые инспекторы постановят такую организацию или предпринимателя на учет принудительно. Для этого в муниципальном образовании определяется специальное ведомство, уполномоченное собирать, обрабатывать и передавать налоговым инспекциям сведения об объектах обложения торговым сбором. То есть – контролировать, все ли плательщики сбора встали на налоговый учет.
В Москве таким ведомством является Департамент экономической политики и развития (ст. 4 Закона от 17 декабря 2014 г. № 62). Если организация (предприниматель) игнорирует обязанности, установленные статьей 416 Налогового кодекса РФ, департамент передаст в налоговую инспекцию все необходимые сведения и плательщик сбора будет поставлен на учет без его участия.
Внимание: если организация или предприниматель не направили в инспекцию уведомление о ведении торговой деятельности, им грозит налоговая и административная ответственность
Если организация (предприниматель) вела торговую деятельность, в отношении которой установлен сбор, без направления уведомления, то налоговая инспекция может привлечь ее к налоговой или административной ответственности.
Во-первых, осуществление торговой деятельности без уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на налоговый учет. Штраф за такое нарушение предусмотрен в размере 10 процентов от суммы полученного дохода, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Во-вторых, инспекция может оштрафовать должностных лиц организации (предпринимателя) на сумму от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).
В-третьих, организация или предприниматель лишится права уменьшить на величину торгового сбора сумму начисленного налога на прибыль (единого налога при упрощенке или НДФЛ) (п. 10 ст. 286, п. 8 ст. 346.21, п. 5 ст. 225 НК РФ). Подробнее об этом см. Как отразить торговый сбор в бухучете и при налогообложении.