Плательщиками торгового сбора признаются лица, осуществляющие торговую деятельность через объекты торговли.
В случае совершения разовой сделки купли-продажи имущества, например автомобиля или квартиры, когда нет достаточных оснований для признания такой деятельности торговой, объекта для исчисления торгового сбора не возникает.
Торговлей признается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады. Следует учитывать, что в настоящее время торговый сбор введен только на территории города Москвы, поэтому все имеющиеся официальные разъяснения порядка применения торгового сбора касаются только конкретного региона РФ.
Торговый сбор нужно платить в том случае, если торговая деятельность на территории города Москвы осуществляется:
- через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок);
- через объекты нестационарной торговой сети;
- через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.
При этом торговля товарами собственного производства, покупными или другими товарами, например, неиспользованными в основной деятельности материалами, через объекты осуществления торговли облагается торговым сбором.
Объект обложения торговым сбором – факт использования объекта торговли (движимого или недвижимого) для продажи товаров. В течение пяти рабочих дней после того, как организация или предприниматель начали торговую деятельность, они обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора.
Обоснование
Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Кто должен платить торговый сбор
С 1 июля 2015 года в России вводится новый вид обязательных налоговых платежей – торговый сбор. Он относится к местным налогам и сборам (ст. 15 НК РФ) и может быть установлен в любом населенном пункте по решению муниципальных властей.
В городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается региональными законами. В остальных муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен на основании местных нормативных актов. Но только после того, как Президент РФ подпишет соответствующий федеральный закон.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Такой порядок предусмотрен статьей 410 Налогового кодекса РФ и частью 4 статьи 4 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ.
В настоящее время торговый сбор установлен только на территории Москвы (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Поэтому в данной рекомендации речь пойдет об особенностях уплаты торгового сбора в столице.
Плательщики
Итак, кто же должен платить торговый сбор?
По общему правилу к уплате торгового сбора могут быть привлечены практически все организации и предприниматели, которые занимаются торговлей. Независимо от ее характера (розничная или оптовая), видов товаров и способов их продвижения (стационарная или нестационарная торговая сеть). Есть лишь несколько исключений.
Во-первых, от уплаты торгового сбора освобождаются:
– предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
– организации и предприниматели – плательщики ЕСХН.
Во-вторых, торговый сбор не совместим с ЕНВД. В отношении тех видов торговой деятельности, которые облагаются торговым сбором, ЕНВД применять нельзя (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Впрочем, поскольку в Москве режим ЕНВД не установлен, это ограничение для столичных организаций и предпринимателей неактуально.
Полный перечень видов торговой деятельности, которые потенциально подпадают под обложение торговым сбором, приведен в статье 413 Налогового кодекса РФ. В него входят:
1. Торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок).
2. Торговля через объекты нестационарной торговой сети.
3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.
4. Реализация товаров непосредственно с товарных складов.
Важно: торговая сеть представляет собой совокупность двух и более торговых объектов (п. 8 ст. 2 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ). Несмотря на это, при реализации товара даже через один объект торговли (т. е. при отсутствии торговой сети как таковой) продавцы все равно признаются плательщиками торгового сбора. Такие разъяснения содержит письмо Минфина России от 27 июля 2015 г. № 03-11-09/43256 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 августа 2015 г. № ГД-4-3/13686).
Кроме того, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, приравнивается и деятельность по организации розничных рынков. То есть деятельность компаний, управляющих рынками в соответствии с Законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ.
В Москве приведенный перечень действует в сокращенном виде. Из него исключена торговля товарами со складов. В отношении этого вида деятельности не установлена ставка сбора (один из обязательных элементов налогообложения), а следовательно, платить торговый сбор владельцы товарных складов, оптовых баз и т. п. не обязаны (ст. 17 НК РФ, ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62).
Право, по которому организация или предприниматель использует торговые объекты, значения не имеет. И собственники объектов, и их арендаторы должны платить торговый сбор на общих основаниях.
Обратите внимание: в московском законе в качестве самостоятельного вида торговой деятельности указана развозная и разносная торговля (ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Это не противоречит федеральному законодательству. Просто в отношении развозной и разносной торговли столичные власти решили установить единую ставку торгового сбора, которая не зависит от местонахождения торговых объектов. Развозная и разносная торговля – это разновидность торговой деятельности через объекты нестационарной торговой сети, в качестве которых используются передвижные средства торговли: тонары, автофургоны, автолавки, мобильные прилавки, стенды, торговые тележки и т. п. (п. 16, 19, 73, 74 ГОСТ Р 51303-2013). Такая деятельность подпадает под обложение торговым сбором (подп. 2 п. 2 ст. 413 НК РФ). Поэтому организации и предприниматели, которые ведут такую торговлю в Москве, признаются плательщиками торгового сбора и должны вставать на налоговый учет.
Льготы
Столичные власти предусмотрели несколько налоговых льгот. От уплаты торгового сбора освобождены следующие виды деятельности:
1. Розничная торговля с использованием торговых автоматов.
2. Торговля на ярмарках выходного дня, а также на специализированных и региональных ярмарках.
3. Торговля через стационарные и нестационарные торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков (т. е. компания, управляющая рынком, признается плательщиком торгового сбора, а, например, предприниматель, который арендует на этом рынке торговую точку, от торгового сбора освобождается).
4. Разносная розничная торговля в зданиях (сооружениях, помещениях) автономных, бюджетных и казенных учреждений. Например, продажа печатной продукции с лотка в вестибюле районной налоговой инспекции.
5. Торговля на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера.
6. Торговля в кинотеатрах, театрах, музеях. Льгота применяется, если по итогам квартала доля доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах, а также от продажи билетов в музеи в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов.
7. Торговля через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным правительством г. Москвы.
Кроме того, от уплаты торгового сбора в принципе освобождены:
1. Автономные, бюджетные и казенные учреждения;
2. Организации «Почты России»;
3. Религиозные организации – в отношении торговли в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.
Такой порядок предусмотрен частями 1 и 2 статьи 3 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62.
Помимо этого, от уплаты торгового сбора освобождаются некоторые организации и предприниматели, для которых торговля является не основным, а сопутствующим видом деятельности. Этой льготой можно воспользоваться, если одновременно выполняются три условия.
1. В качестве основного вида деятельности при государственной регистрации организации или предпринимателя заявлено оказание услуг:
– парикмахерскими и салонами красоты;
– стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий;
– по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения;
– по ремонту обуви и прочих изделий из кожи;
– по ремонту часов и ювелирных изделий;
– по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей.
2. Помещение, в котором ведется торговля, относится:
– к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов;
– к объектам стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. м;
– к объектам нестационарной торговой сети.
3. Площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, используемого в основной деятельности.
Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62.
Следует отметить, что, разъясняя порядок применения этой льготы, Минфин России делает более широкий вывод. В письме от 27 июля 2015 г. № 03-11-09/42966 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 августа 2015 г. № ГД-4-3/13687) сказано, что плательщиками торгового сбора не признаются организации и предприниматели, которые продают сопутствующие товары при оказании любых бытовых услуг (например, ритуальных). Свою позицию авторы письма основывают на положениях ГОСТ Р 53108-2008, согласно которым реализация сопутствующих товаров – это часть деятельности по оказанию бытовых услуг.
Объект налогообложения
Объект обложения торговым сбором – факт использования объекта торговли (движимого или недвижимого) для продажи товаров (п. 1 ст. 412 НК РФ). Независимо от объема реализации, количества и ассортимента проданных товаров. Обязанность по уплате торгового сбора возникает, даже если объект торговли (стационарный или нестационарный, собственный или арендованный) использовался для продажи товаров хотя бы один раз в квартал.
С того дня, когда объект торговли был использован впервые, организация или предприниматель становятся плательщиками торгового сбора и в течение следующих пяти рабочих дней должны встать в этом качестве на налоговый учет (п. 2 ст. 412, п. 2 ст. 416 НК РФ). При этом неважно, как долго (сколько раз) объект торговли использовался в течение квартала. Заплатить торговый сбор придется за весь квартал (ст. 415 НК РФ). Корректировка суммы торгового сбора в зависимости от фактической продолжительности торговой деятельности в течение квартала законодательством не предусмотрена.
Как встать на учет
В течение пяти рабочих дней после того, как организация или предприниматель начали торговую деятельность, они обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать уведомление с указанием вида торговой деятельности и характеристик торгового объекта. Кроме того, инспекцию придется уведомлять каждый раз, когда меняются условия деятельности, влияющие на размер торгового сбора. Сроки такие же – не позднее пяти рабочих дней после изменений.
Внимание: за несвоевременную подачу уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Во-первых, организацию или предпринимателя оштрафуют на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Состав правонарушения – несвоевременное представление документов (сведений), необходимых для налогового контроля. Причем штраф в размере 200 руб. взыщут только в том случае, если инспекция не докажет, что организация (предприниматель) вела торговую деятельность без постановки на учет. Если докажет – ответственность будет более строгой.
Во-вторых, инспекция может оштрафовать должностных лиц организации (предпринимателя) на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Состав правонарушения тот же. При этом, если уведомление все-таки было подано, ответственность по пункту 2 статьи 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не применяется. Об этом сказано в письме ФНС России от 18 августа 2015 г. № СА-4-7/14604.
Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора никак не зависит от постановки на налоговый учет по другим основаниям. То есть даже если торговая организация состоит на учете в налоговой инспекции по своему местонахождению, она должна повторно встать на учет как плательщик торгового сбора.
Важно: от подачи уведомлений о постановке на учет освобождаются продавцы, на которых распространяются федеральные льготы по торговому сбору. То есть организации и предприниматели, которые применяют ЕСХН и патентную систему налогообложения (п. 2 ст. 411 НК РФ). Об этом сказано в письме Минфина России от 17 июля 2015 г. № 03-11-09/41264 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 3 августа 2015 г. № ГД-4-3/13514).
Продавцы, чья деятельность подпадает под льготы, установленные Законом г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62, должны подавать уведомления на общих основаниях. Однако в этих случаях вместе с уведомлением в инспекцию нужно представить документы, подтверждающие право на льготу (например, договор аренды торгового помещения на территории розничного рынка). Об этом сказано в письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26 июня 2015 г. № ДПР-20-2/1-161/15.
В какой срок подать уведомление в Москве впервые
Поскольку в Москве торговый сбор вводится с 1 июля 2015 года, столичные организации и предприниматели, которые занимались торговлей до этой даты, должны подать соответствующие уведомления не позднее 7 июля 2015 года (4 и 5 июля – выходные дни, поэтому в расчет пяти рабочих дней не берутся).
Это следует из пунктов 1 и 2 статьи 416 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11229.
Куда подавать уведомление
Уведомления нужно подавать:
1. Если есть недвижимость, используемая в торговой деятельности, – в инспекцию по местонахождению этого имущества. В Москве такой порядок подачи уведомлений относится к следующим видам торгового бизнеса:
– торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправочных станций);
– торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
– деятельность по организации розничных рынков.
2. Если недвижимости, используемой в торговой деятельности, нет – по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя). Такой порядок постановки на учет применяется в том числе и при развозной (разносной) торговле.
Если несколько торговых объектов находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, плательщика торгового сбора поставят на учет:
– либо по местонахождению того объекта, сведения о котором поступили в инспекцию раньше, чем о других объектах;
– либо по местонахождения объекта, который в уведомлении о постановке на учет указан первым.
Может быть и так, что организация или предприниматель зарегистрированы в другом регионе, но ведут торговую деятельность в Москве. Тогда они тоже должны встать на налоговый учет в качестве плательщиков торгового сбора. При этом уведомления о постановке на учет нужно подать:
– если торговля ведется с использованием недвижимого имущества (например, через магазин) – в налоговую инспекцию г. Москвы по местонахождению магазина;
– если торговля ведется с использованием движимого имущества (например, через автолавку или торговую палатку) – в налоговую инспекцию региона, в котором организация или предприниматель зарегистрированы по своему местонахождению (месту жительства).
Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11229, от 17 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382.
Какими способами подать уведомление
Плательщик сбора может представить уведомление о постановке на учет следующими способами:
– лично;
– через уполномоченного представителя;
– направить по почте заказным письмом;
– передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если передаете уведомление через уполномоченного представителя, оформите соответствующую доверенность. При этом если плательщиком сбора является организация – доверенность заверьте подписью руководителя. Если плательщик сбора предприниматель – доверенность нужно заверить у нотариуса. Такой порядок следует из пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11188.
Как быстро поставят на учет
В течение пяти рабочих дней после того, как инспекция получит уведомление, она поставит организацию или предпринимателя на учет как плательщика торгового сбора. Постановка на учет подтверждается свидетельством, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-14/276.
Если у организации (предпринимателя) несколько объектов торговли и они расположены на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет будет произведена по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступят первыми.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 416 Налогового кодекса РФ.
Из письма Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730
О порядке исчисления торгового сбора
Минфин России рассмотрел письмо о порядке исчисления торгового сбора и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 413 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
В целях главы 33 Кодекса к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Объектом осуществления торговли в целях главы 33 Кодекса в отношении указанной торговой деятельности согласно пункту 4 статьи 413 Кодекса признаются: здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
К торговой деятельности в целях главы 33 Кодекса приравнивается деятельность по организации розничных рынков - деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Объектом осуществления торговли в отношении деятельности по организации розничных рынков признается объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поэтому в целях главы 33 Кодекса следует применять понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации в части, не противоречащей главе 33 Кодекса. В частности, следует использовать понятия и термины, данные в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности), Федеральном законе от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 413 Кодекса торговлей признается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
В статье 413 Кодекса в целях главы 33 Кодекса не приводятся определения таких понятий, как розничная и оптовая торговля, стационарный и нестационарный торговый объект, площадь торгового объекта.
В связи с изложенным в целях главы 33 Кодекса следует использовать следующие понятия, установленные статьей 2 Закона о торговой деятельности:
- оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
- площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
- торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
При этом площадь торгового объекта, площадь торгового зала должны определяться на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
С учетом вышеизложенного Министерство финансов Российской Федерации подготовило следующие разъяснения по поставленным вопросам.
Вопрос 1. Являются ли плательщиками торгового сбора предприятия, реализующие продукцию собственного производства с использованием объектов осуществления торговли?
Ответ: В отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли, не может быть установлен торговый сбор, поскольку, как было указано выше, торговый сбор может быть установлен только при осуществлении торговой деятельности через объект осуществления торговли.
При этом если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности в муниципальном образовании (городе федерального значения) может быть установлен торговый сбор.