По общему правилу товар по доверенности за организацию получить может не только её сотрудник, но и иное физические лицо (например, водитель организации – перевозчика). В таком случае более правильным на физ. лицо оформить доверенность не по унифицированной форме М-2 (так как данная доверенность может быть выдана только сотруднику), а по самостоятельно разработанной форме с обязательными реквизитами первичного документа. Право подписи первичных документов устанавливает руководитель организации приказом или соответствующей доверенностью. При этом право подписи может быть передано в том числе и не сотруднику организации. Следовательно, на основании соответствующим образом оформленной доверенности физ. лицо – не сотрудник организации вправе получать товар за организацию и расписываться в накладной в его поучении.
Обоснование
1. Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать документооборот в бухгалтерии
Подписи в документах
Все первичные документы составляйте при совершении операции (сделки, события). А если это невозможно – непосредственно после окончания операции (сделки, события). Ответственность за оформление несут сотрудники, которые подписали первичный документ.
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Перечень сотрудников, имеющих право подписи первичных документов, может утвердить руководитель организации своим приказом.
Вместе с тем, порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, регулируется, в частности, указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В любом случае первичный документ должен быть подписан таким образом, чтобы можно было идентифицировать тех, кто его подписал (лиц, ответственных за оформление операции). То есть подписи в документе в обязательном порядке должны быть расшифрованы.
Это следует из части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от 10 сентября 2013 г. № 07-01-06/37273.
Допустим, организация, которая не является малым (средним) предприятием, заключила договор со сторонним исполнителем об оказании услуг по ведению бухучета. Кто должен подписывать первичные документы за главного бухгалтера в таком случае?
Руководитель сам должен назначить перечень людей, которые имеют право подписывать первичные учетные документы (п. 14 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Это могут быть сотрудники организации (кассир, менеджер и т. д.), а также представители сторонней организации, которая ведет бухучет.
Право подписи банковских документов можно передать штатным сотрудникам, а также лицам, оказывающим услуги по ведению бухучета (п. 7.5 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И). Таким образом, в банковских документах помимо руководителя организации может расписываться сотрудник организации или руководитель сторонней организации, которая ведет учет.
При этом руководитель организации сам не может ставить подписи за главного бухгалтера. Дело в том, что, поскольку организация не является малым (средним) предприятием, руководитель не может принять ведение бухучета на себя. Данный вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
2. Из статьиДоверенность на получение товаров можно выдать любому
Газеты «Учет. Налоги. Право» № 7, февраль 2014
«…Хотим выдать доверенность на получение товаров водителю грузовой компании, которая доставляет груз. Водитель у нас не работает. Вправе ли мы оформить такую доверенность?..»
— Из письма главного бухгалтера Людмилы Горшениной, г. Энгельс Саратовской обл.
Людмила, все зависит от того, какую доверенность выдает ваша компания.
Требование о том, что доверенность на получение товаров можно выдать только штатному работнику, установлено в постановлении Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. Если ваша компания применяет эту унифицированную форму, то безопаснее не нарушать правила. Это убережет от возможных претензий инспекторов на проверке.
В то же время с 1 января 2013 года унифицированные формы первички компании вправе не применять (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Поэтому можно разработать свою форму доверенности. Ее ваша компания сможет без риска выдавать как работникам, так и другим «физикам». Ведь на этот счет никаких ограничений нет.