1) Счет-фактуру составьте в течение пяти календарных дней со дня отгрузки на экспорт. Ставка НДС и сумма налога в счете-фактуре будут равны нулю. Покупателю нужно отдать один из экземпляров счета-фактуры.
2) Принять к вычету входной НДС по материалам можно в момент определения экспортной налоговой базы - в последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, подтверждающих право на нулевую ставку.
Если вы заявили вычет в момент постановки материалов на учет, то нужно восстановить НДС, принятый к вычету в том квартале, когда была совершена операция, облагаемая НДС по нулевой ставке. Повторно восстановленный налог можно будет принять к вычету, когда право на нулевую ставку будет подтверждено.
3) После получения подтверждающих документов налоговая инспекция проводит камеральную проверку. Ее длительность – не более 30 дней со дня, следующего за днем поступления документов в инспекцию. Если нарушений в ходе проверки не выявлено, инспекция не должна уведомлять вашу организацию ни устно, ни письменно. Однако вы можете в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Инспекция обязана отреагировать на ваше обращение и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме.
Обоснование
1. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Нужно ли выставлять счета-фактуры при реализации товаров на экспорт
Да, нужно.
Счета-фактуры нужно выставлять для всех операций, которые облагаются НДС. Есть некоторые исключения, но экспорт к ним не относится. Об этом сказано в пункте 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Поэтому счет-фактуру составьте, как обычно, в течение пяти календарных дней со дня отгрузки на экспорт (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 5 июля 2007 г. № 03-07-08/180 и УМНС России по г. Москве от 19 сентября 2003 г. № 24-11/51717. И хотя выводы в них относятся к прежним правилам оформления счетов-фактур, они справедливы и сейчас. О том, что счета-фактуры надо составлять при отгрузке на экспорт, говорит и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 5 сентября 2005 г. № КА-А40/8359-05).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Пример оформления счета-фактуры при реализации товаров на экспорт
АО «Альфа» занимается производством офисной мебели. 15 июня «Альфа» отгрузила 10 мебельных гарнитуров «Офис» на Украину. Покупателем является Днепропетровский стрелочный завод. Отпускная стоимость одного гарнитура составляет 150 000 руб. (облагается по ставке 0%). Общая сумма сделки – 1 500 000 руб. (10 шт. ? 150 000 руб./шт.).
Мебельные гарнитуры реализованы в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Поэтому данная операция облагается НДС по ставке 0 процентов. Все необходимые документы, подтверждающие факт экспорта, «Альфа» представила в срок.
На стоимость отгруженной продукции «Альфа» предъявила Днепропетровскому стрелочному заводу счет-фактуру. При этом при заполнении строки 6б «ИНН/КПП покупателя» счета-фактуры бухгалтер принял во внимание то обстоятельство, что учет украинских организаций осуществляется в соответствии с законодательством Украины. Все украинские организации внесены в Единый государственный реестр предпринимателей и организаций Украины, и каждой из них присвоен восьмизначный номер ОКПО (аналог российского ИНН). Именно этот номер, присвоенный Днепропетровскому стрелочному заводу, бухгалтер «Альфы» указал в строке 6б.
2. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза
Как инспекторы проверят факт экспорта
Получив от экспортера пакет документов вместе с налоговой декларацией, инспекторы проводят камеральную проверку. По результатам такой проверки они принимают одно из следующих решений:
- подтвердить факт экспорта и возместить (зачесть) суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт;
- не подтвердить факт экспорта, то есть отказать в нулевой ставке и начислить с реализации налог по ставке 18 или 10 процентов.
Проверяющие могут не подтвердить факт экспорта, если сведения, которые подала организация, не совпадают с теми, которые есть в инспекции. Речь идет о сведениях о перемещении товаров и уплате косвенных налогов, которые поступают в российскую налоговую инспекцию от инспекции другой страны, в которую были экспортированы товары. Когда есть расхождения, инспекторы начислят НДС по обычным ставкам – 10 или 18 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Экспорт подтвержден
Если организация выполнила все необходимые условия, то при расчете НДС по товарам, реализованным в страны – участницы Таможенного союза, она вправе применить нулевую налоговую ставку. Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт, можно принять к вычету (возместить из бюджета). Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Счет-фактура при экспорте
Организация, продавая товары в страны – участницы Таможенного союза, должна оформить счет-фактуру, как и при любой другой реализации. Счет-фактуру составляйте и регистрируйте в книге продаж в общем порядке (так же, как и при экспорте товаров в страны, которые не являются участницами Таможенного союза). Никаких исключений документами, которые регулируют порядок начисления НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, не предусмотрено.
3. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Может ли налоговая инспекция отказать в нулевой ставке НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза. Организация не представила в инспекцию заявление покупателя о ввозе товара и уплате косвенных налогов (копию таможенной декларации)
Да, может.
Заявление покупателя о ввозе экспортированных товаров и уплате косвенных налогов входит в состав документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза. Причем на заявлении должна быть отметка налоговой инспекции страны-импортера. Так предусмотрено пунктом 4 приложения 18 и, в частности, подпунктом 3 пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Исключение – когда организация вывозит товары в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада. В этом случае вместо заявления организация должна подать копию таможенной декларации, заверенную государством – участником Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары.
Поэтому если организация подала неполный комплект документов, в частности не представила заявление или копию таможенной декларации, то инспекция вправе отказать в применении нулевой ставки НДС (п. 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
4. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как принять к вычету НДС по операциям, связанным с экспортом
Определение налоговой базы
Налоговую базу по НДС нужно определять в последний день квартала, в котором собран полный пакет документов (п. 9 ст. 167 НК РФ). В этот же день примите к вычету входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции (п. 3 ст. 172 НК РФ).
Вычет входного НДС
Вычет входного НДС (в т. ч. восстановленного) по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции, производится на основании счетов-фактур, выставленных организации-экспортеру поставщиками. При этом счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом РФ, не являются основанием для принятия сумм входного НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).
5. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету
Принять к вычету входной НДС по товарам (работам, услугам), которые использованы в операциях, облагаемых налогом по нулевой ставке, можно в момент определения налоговой базы по таким операциям (п. 3 ст. 172 НК РФ). То есть в последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, подтверждающих право на нулевую ставку (п. 9 ст. 167 НК РФ). Собирать такие документы организация может в течение длительного времени – до 180 дней с момента совершения операции (п. 9 ст. 165 НК РФ).
На практике бывает, что, воспользовавшись вычетом при оприходовании товаров (работ, услуг), в дальнейшем организация использует эти активы в операциях, облагаемых НДС по ставке 0 процентов. В таких случаях налоговый вычет становится преждевременным. Ведь организация уменьшила свои налоговые обязательства до того, как получила на это право. А раз так, то нужно восстановить НДС, принятый к вычету в момент постановки товаров (работ, услуг) на учет. Сделать это следует в том квартале, когда была совершена операция, облагаемая НДС по нулевой ставке. Повторно восстановленный налог можно будет принять к вычету, когда право на нулевую ставку будет подтверждено.
Раньше такой порядок был прямо прописан в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Однако подпунктом «б» пункта 5 статьи 1 Закона от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ эта норма была исключена. Тем не менее обязанность по восстановлению входного НДС и переносу вычета на более поздний период сохраняется. Она обусловлена действующими положениями пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13 февраля 2015 г. № 03-07-08/6693.
6. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как оформляются результаты камеральной налоговой проверки
Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение. Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.
Главбух советует: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.
Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).
То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).
Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).
7. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какова продолжительность камеральной налоговой проверки
Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Это следует из совокупности положений пункта 2 статьи 88 и пунктов 2, 5 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Поскольку проверка не может начаться, пока отчетность не поступила в инспекцию, в данном случае днем представления отчетности считается день, когда соответствующие документы были инспекцией получены (п. 2 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала.
Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки
5 марта 2015 года инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу за 2012 год. Предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 6 марта по 5 июня 2015 года.
Если последний день срока камеральной налоговой проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то проверка должна быть завершена в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Последний день трехмесячного срока приходится на выходной (нерабочий) день
2 февраля 2015 года инспекция получила от организации декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 2 мая 2015 года, в праздничный нерабочий день. В связи с этим проверка должна быть завершена в ближайший рабочий день, следующий за праздничным.
Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 3 февраля по 5 мая 2015 года.
Если в последнем месяце срока, отведенного на проведение камеральной налоговой проверки, не будет соответствующего числа, то срок проверки закончится в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. В последнем месяце трехмесячного периода нет соответствующего числа
Инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу 31 августа 2015 года. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 31 ноября 2015 года. Но поскольку такой даты не существует, проверка должна быть завершена в последний день ноября.
Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 1 сентября по 30 ноября 2015 года.
8. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
С какого момента отсчитывается срок проведения камеральной налоговой проверки. Организация подала декларацию (расчет) досрочно
Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Исключений из этого правила не предусмотрено.
Следовательно, если организация подает налоговую декларацию (расчет) досрочно, то срок камеральной проверки нужно отсчитывать со дня, следующего за днем ее (его) фактического поступления в инспекцию.
Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Организация подала декларацию (расчет) досрочно
Предельный срок подачи декларации по транспортному налогу за 2014 год истекает 2 февраля 2015 года. Декларация поступила в инспекцию досрочно – 12 января 2015 года. Срок на проведение камеральной проверки по представленной декларации следует отсчитывать с 13 января 2015 года. Вести отсчет срока с 3 февраля 2015 года – по истечении предельного срока на подачу декларации – неверно.