Организация должна сдавать декларацию по УСН, а так же отчеты по формам 4 ФСС и РСВ-1. В составе бухгалтерской отчетности организации нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Кроме того в инспекцию нужно сдать сведения о среднесписочной численности сотрудников. Малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах, малому предприятию придется сдать и другие формы отчетности: Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как вести учет хозяйственных операций при упрощенке
Организации на упрощенке все хозяйственные операции должны отражать в бухгалтерском и налоговом учете.
При этом предприниматели, в том числе и на упрощенке, от ведения бухучета полностью освобождены. Они должны вести только налоговый учет.
Бухучет
С 2013 года организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет на общих основаниях (ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если в предыдущие годы организация на упрощенке могла вести бухучет только по основным средствам и нематериальным активам, то по состоянию на 1 января 2013 года нужно сформировать вступительное сальдо по остальным статьям бухгалтерского баланса и открыть регистры бухучета по остальным операциям. В течение года в этих регистрах отражайте все хозяйственные операции. Подробнее о бухучете организаций на упрощенке см. Как организовать ведение бухучета.
На основании данных бухучета контролируйте остаточную стоимость основных средств. Чтобы применять упрощенку, их остаточная стоимость не должна превышать 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если в течение года суммарная остаточная стоимость основных средств превысит эту величину, то с начала квартала, в котором было допущено превышение, организация теряет право на применение упрощенки (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Кроме того, организация должна разработать и утвердить учетную политику с учетом изменений в ведении бухучета. В учетную политику включите все необходимые элементы, предусмотренные ПБУ 1/2008. Подробнее о формировании учетной политики см. Как составить учетную политику для целей бухучета.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Бухгалтерскую отчетность организации, применяющие упрощенку, должны составлять и сдавать на общих основаниях. Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Исключение предусмотрено только для малых предприятий. Такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и могут составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности
Субъекты малого предпринимательства
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.
Малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это следует из части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
- Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
- Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.
Вместе с тем, может возникнуть ситуация, когда в отчетности нужно указать дополнительные сведения для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Если упрощенные формы не содержат необходимых граф, дополнений в них не вносите. Используйте для этого общеустановленные формы.
Ведь малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей, то есть без детализации по статьям.
Это указано в подпункте «а» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2015 г. № ГД-3-3/2180 в отношении электронных форматов отчетности.
Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
Внимание: на практике инспекторы на местах могут потребовать представить машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности.
Однако такое требование неправомерно. Действующее законодательство, в частности приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, не содержит никаких условий о представлении именно машиночитаемых форм. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 1 (основные) и приложении № 5 (упрощенные) к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, являются действующими, и их применение законно и правомерно.
Вместе с тем, если вы хотите избежать претензий налоговых инспекторов при подаче отчетности, представьте машиночитаемые бланки:
– либо основных форм бухгалтерской отчетности;
– либо специальных упрощенных форм для субъектов малого предпринимательства.
Добавим, что ФНС России периодически меняет формы бланков со штрихкодами. И не всегда получается вовремя отследить такие корректировки. В результате возможна путаница с бланками. Даже если вы принесете бланк с устаревшим штрихкодом, инспекторы должны его принять. Отсутствие штрихкода также не является основанием для отказа в приеме отчетности (письмо ФНС России от 18 апреля 2014 г. № ПА-4-6/7440). Несмотря на то что разъяснение дано в отношении налоговых деклараций, к бухгалтерской отчетности оно также применимо.
Поэтому штрафа за бухгалтерскую отчетность не по машиночитаемой форме (с устаревшими штрихкодами) не будет. Ведь наказание предусмотрено только за то, что бухгалтерская отчетность вообще не сдана либо представлена с опозданием.
Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:
- те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
- информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.
Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.
Особая ситуация с организациями, которые подпадают под обязательный аудит. В частности, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. Такие организации не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.
Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в пункте 1 части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке
От каких налогов освобождены организации на упрощенке
Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:
– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ, письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).
Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:
– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие документы нужно сдавать в составе налоговой отчетности
Состав налоговой отчетности
В состав налоговой отчетности входят:
– документы по тем налогам, которые организация обязана уплачивать в качестве налогоплательщика или налогового агента;
– документы, которые необходимы для контроля за правильностью начисления и уплаты налогов другими налогоплательщиками и налоговыми агентами.
К документам налоговой отчетности относятся:
- налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ);
- журналы учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169, п. 5.2 ст. 174 НК РФ);
- расчеты авансовых платежей по налогам, налоговым периодом для которых является календарный год (например, налог на имущество) (п. 1 ст. 80 НК РФ);
- сведения о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) (п. 2 ст. 230 НК РФ);
- расчеты сумм НДФЛ (форма 6-НДФЛ) (п. 2 ст. 230 НК РФ);
- налоговые расчеты о доходах, выплаченных иностранным организациям (п. 4 ст. 310 НК РФ).
Сведения о численности сотрудников
Сдавать сведения о численности сотрудников в инспекцию можно на бумаге (через уполномоченного представителя, по почте) или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Способ зависит от численности сотрудников. Если их среднесписочная численность за предыдущий год превысила 100 человек, то в текущем году организация может сдавать налоговую отчетность только в электронном виде. Исключение составляют декларации по НДС – независимо от численности сотрудников налогоплательщики подают их только в электронном виде.
Налоговые инспекции контролируют, каким способом организации сдают отчетность с помощью сведений за предыдущий год. По общему правилу такие сведения организации обязаны подавать ежегодно до 20 января. Однако вновь созданные (реорганизованные) организации должны подать сведения о среднесписочной численности не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации). Сделать это нужно независимо от того, есть в организации сотрудники или нет.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 4 февраля 2014 г. № 03-02-07/1/4390.
Если вовремя не сдать сведения о среднесписочной численности, организацию накажут.
Для представления сведений о среднесписочной численности сотрудников используйте форму, утвержденную приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174. Рекомендации по заполнению этой формы содержатся в письме ФНС России от 26 апреля 2007 г. № ЧД-6-25/353.
Среднесписочную численность сотрудников рассчитывайте согласно пунктам 78–83 указаний, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.
Из статьи журнала «Зарплата» № 12, Декабрь 2014
Штраф за отсутствие «нулевых» форм-4 ФСС и РСВ-1 ПФР
Плательщики страховых взносов обязаны ежеквартально представлять в ПФР и ФСС РФ расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212?ФЗ, далее — Закон № 212-ФЗ).
Форму РСВ-1 ПФР необходимо сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а форму-4 ФСС — не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 и 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Тот факт, что компания не ведет никакую деятельность, не является основанием для освобождения ее от исполнения обязанности по представлению расчетов — такое основание для освобождения Законом № 212-ФЗ не предусмотрено.
Но так как у страхователя не будет начисленных выплат и вознаграждений, которые являются объектом обложения страховыми взносами, специалист фонда вправе применить минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ, — 1000 руб.