В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Заключение данного договора между дочерним и материнским организациями не является каким-либо нарушением действующего законодательства. За основу Вы можете взять содержащуюся в Системе форму договора транспортной экспедиции, а также ознакомиться с нижеприведенными материалами, детально раскрывающими специфику заключения договоров данного вида.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация: Какие условия нужно включить в договор транспортной экспедиции, чтобы защитить интересы экспедитора
«По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).*
На практике часто встречаются ситуации, когда грузоотправитель возлагает на перевозчика некоторые обязанности, которые выходят за рамки предмета договора перевозки. В таких случаях суд может переквалифицировать заключенный договор в договор транспортной экспедиции или определить его как смешанный. На такие отношения будут распространяться правила осуществления транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Совет
Если стороны планируют заключить смешанный договор перевозки и транспортной экспедиции, то нужно:
- отдельными пунктами указать оба предмета договора
- и оформлять заявку на перевозку и поручение экспедитору с перечнем услуг или один документ – «Заявка на перевозку/поручение экспедитору».*
Условия выполнения договора стороны определяют самостоятельно, если иное не установлено:
- Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД);
- Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554, далее – Правила ТЭД);
- Порядком оформления и формами экспедиторских документов (утвержденным приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23);
- разделом 27 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 года) в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, Закону о ТЭД и Правилам ТЭД;
- национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст).
Если стороны планируют осуществлять перевозки в межгосударственных и международных сообщениях, то транспортно-экспедиторские услуги должны соответствовать требованиям международных договоров, Конвенций и Соглашений, заключенных между Россией и другими странами, участвующими в транспортировке груза в международном сообщении.
Особенности заключения договора транспортной экспедиции
Наибольшее количество рисков возникает из-за неправильного оформления документов, которые подтверждают заключение договора транспортной экспедиции.
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 802 ГК РФ). Однако можно обойтись без составления единого документа (закон это допускает). Поручение экспедитору и экспедиторская расписка могут его заменить. Но при этом поручение должно содержать все существенные условия договора и подписи обеих сторон.
При получении груза от клиента экспедитор, согласно пункту 4 статьи 4 Закона о ТЭД, должен передать ему следующие документы.
1. Экспедиторский документ (п. 5 Правил ТЭД). В зависимости от ситуации это может быть:
- экспедиторская расписка;
- складская расписка;
- иной документ, который стороны определят в договоре транспортной экспедиции (п. 6 Правил ТЭД).
Внимание! Суд может расценить отсутствие экспедиторских документов как свидетельство того, что договор не заключен.
Это связано с тем, что указанные формы документов являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил ТЭД).
Суды связывают отсутствие экспедиторских договоров с недостижением сторонами согласия по всем существенным условиям договора.
2. Оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
В свою очередь клиент обязан предоставить экспедитору:
- поручение экспедитору;
- документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки (п. 1 ст. 804 ГК РФ). Это могут быть товарные накладные по формам № ТОРГ-12 или № ТОРГ-13;
- иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности (п. 1 ст. 804 ГК РФ);
- документы, которые необходимы для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (п. 1 ст. 5 Закона о ТЭД).
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных документов и информации (п. 5 ст. 3 Закона о ТЭД).
Внимание! Если экспедитор обнаружит недостатки полученной информации, он обязан сообщить об этом клиенту, а в случае неполноты информации – запросить дополнительные данные.
Это особенно важно для экспедитора, так как он несет ответственность за повреждение (порчу) и утрату груза, если не докажет, что повреждение или утрата произошли вследствие обстоятельств, которые от него не зависели.
Подробнее об этом см. Что можно сделать, если клиент не предоставил экспедитору необходимые документы.
Если для выполнения обязанностей экспедитору нужна доверенность, то клиент должен ему ее выдать. Доверенность не является письменной формой договора, но может служить одним из доказательств его заключения.
Стороны не составляли договор транспортной экспедиции и экспедиторские документы. Можно ли еще как-либо подтвердить наличие фактических отношений между сторонами
Существенные условия договора транспортной экспедиции
По общим правилам (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ) к существенным условиям договора относятся:
- условия о предмете договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Ситуации, когда есть заявление одной из сторон, проблем не вызывают (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 октября 2008 г. по делу № А43-31096/2007-4-814). Но вот по вопросу о том, какие условия названы существенными в законе, нет единообразия.
Внимание! Значительные риски связаны с тем, что в практике нет единого мнения по вопросу о том, что относится к существенным условиям договора транспортной экспедиции.
Одни суды считают, что только предмет, другие называют ряд дополнительных условий. В результате возникает неопределенность – трудно предугадать исход потенциального спора по поводу заключения договора. Например, если экспедитору будет нужно доказать, что договор не заключен, так как в нем нет некоего условия, суд может указать, что существенное условие – только предмет. Или, наоборот, если в споре юристу экспедитора нужно сказать, что договор заключен, суд вдруг может принять ссылку клиента на то, что в договоре не согласовано какое-то дополнительное условие.
Чтобы избежать признания договора незаключенным, сторонам необходимо, кроме предмета договора, согласовать также размер вознаграждения и условия перевозки (признаки, идентифицирующие груз, отправителя и получателя, срок осуществления перевозки, маршрут перевозки). Это связано с тем, что данные условия суды наиболее часто называют существенными.
1. Предмет договора (ст. 432 ГК РФ)
Для согласования предмета стороны должны указать в договоре конкретный вид (виды) оказываемой услуги, связанной с перевозкой груза, которую экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение.
Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ содержит некоторые виды услуг, которые могут быть предметом договора транспортной экспедиции:
- организация перевозки груза;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза;
- другие обязанности, связанные с перевозкой.
В договоре клиент также может предусмотреть выполнение экспедитором сопутствующих и дополнительных услуг. Это важно для экспедитора, поскольку он может установить за эти услуги дополнительную плату.
2. Стоимость услуг экспедитора
В стоимость услуг нужно включить все издержки экспедитора и вознаграждение за выполнение принятого экспедиторского поручения клиента по договору.
Пример формулировки условия договора о стоимости услуг экспедитора (размере вознаграждения) в твердой сумме
«Стоимость услуг экспедитора по настоящему договору составляет _________ руб.».
Необязательно включать в договор конкретную сумму провозной платы. Если договор будет содержать применяемые тарифы провозной платы, он не может быть признан незаключенным (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. по делу № А56-47935/2008).
Пример формулировки условия договора о стоимости услуг экспедитора (размере вознаграждения) путем отсылки на тарифы
«Стоимость оказанных услуг определяется согласно действующим тарифам экспедитора, приведенным в приложении № 1 к настоящему договору».
Вознаграждение экспедитора в договоре (или в приложении к нему) можно указать:
- в твердой сумме,
- либо в процентах от стоимости провозной платы,
- либо в виде разницы между суммой, оплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором фактическому перевозчику и привлеченным третьим лицам.
Пример формулировки условия договора о размере вознаграждения экспедитора в виде разницы между стоимостью услуг и расходами
«Размер вознаграждения экспедитора определяется как разница между общей стоимостью услуг экспедитора по организации перевозки груза и всей суммой понесенных им при выполнении экспедиторского поручения документально подтвержденных возмещаемых расходов».
3. Условия перевозки
К условиям перевозки относятся:
- признаки, идентифицирующие груз (его наименование, количество и стоимость);
- точные наименования и местонахождение грузоотправителя и грузополучателя. Один из них должен быть стороной договора транспортной экспедиции и выступать в качестве клиента (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июня 2009 г. № Ф04-3121/2009(7410-А45-11) по делу № А45-16147/2008, от 30 июня 2009 г. № Ф04-3016/2009(7150-А75-21) по делу № А75-4493/2008), иначе суд может признать такой договор незаключенным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2005 г. № Ф04-6053/2005(14873-А45-30));
Пример формулировки условий перевозки в части сведений о грузоотправителе и грузополучателе
«Экспедитор обязуется организовать доставку груза с загрузкой у следующих грузоотправителей:
1) г. Москва, ул. Михалковская, д. 20 (склад ООО «Альфа»);
2) г. Москва, ул. Лесная д. 69 (склад ООО «Торговая фирма "Гермес"»),
и выгрузкой груза грузополучателю: Республика Саха, г. Батагай, ул. Коптева, д. 40 (ООО «Производственная фирма "Мастер"»)».
- срок осуществления перевозки.
Пример формулировки условия договора о сроке перевозки и оказания услуг
«Экспедитор обязан оказать услуги в полном объеме в срок до __________________ г.».
«Экспедитор обязан оказать услуги в полном объеме в течение _______ месяцев (дней, недель) с момента подписания настоящего договора».
Условия об ответственности сторон
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о ТЭД и статье 803 Гражданского кодекса РФ, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются:
- главой 25 Гражданского кодекса РФ (подробнее см. При каких условиях наступает ответственность в предпринимательских отношениях);
- главой 3 Закона о ТЭД. Так, основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза определены статьей 7 указанного закона и варьируются в зависимости от того, была ли объявлена клиентом ценность груза или нет.
Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором за непредставление информации и просрочку оплаты императивно установлены статьей 10 Закона о ТЭД и не предполагают ее изменения.
Кроме того, стороны не могут в договоре предусмотреть условие об уменьшении или исключении имущественной ответственности экспедитора. При возникновении спора суд такое условие признает ничтожным (ст. 11 Закона о ТЭД). Увеличить же размер ответственности экспедитора в договоре возможно. Экспедитору лучше этого избегать, но клиент может настоять на закреплении в договоре дополнительной ответственности экспедитора.
1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. В договор может быть включено условие о том, что в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитор, помимо возмещения реального ущерба и упущенной выгоды (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД), должен будет вернуть клиенту ранее уплаченное вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза) пропорционально стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п. 3 ст. 7 Закона о ТЭД). Это крайне невыгодное условие для экспедитора.
2. За несоблюдение сроков. Если стороны в договоре не предусмотрят иное, то экспедитор должен будет только возместить убытки, которые причинены клиенту нарушением срока исполнения обязательств (п. 1 ст. 9 Закона о ТЭД).
Чаще всего под понятием «нарушение срока исполнения обязательств по договору» понимают нарушение срока по доставке груза. Однако в договоре клиент может установить ответственность экспедитора за нарушение сроков разгрузки транспортных средств (если обязанность проводить разгрузку возложена на него договором).
При этом нужно учитывать, что «возложение исполнения обязательства на третье лицо (например, на перевозчика) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 октября 2011 г. по делу № А27-16725/2010, определением ВАС РФ от 30 ноября 2011 г. № ВАС-14899/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Однако если экспедитор докажет, что нарушение условий договора было вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то ответственность будет определяться по правилам перевозки грузов, то есть будет ограниченной. Экспедитор в этом случае будет отвечать перед клиентом на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (п. 2 ст. 6 Закона о ТЭД). Кроме того, после возмещения убытков клиенту экспедитор будет вправе обратиться с регрессным требованием к третьему лицу (перевозчику), чьи действия послужили причиной возникновения таких убытков.
Существует ограничение ответственности экспедитора при оказании услуг, которые связаны с организацией перевозки грузов в международном сообщении.
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей – предел ответственности экспедитора не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, если, конечно, эти последствия возникли не по его вине (п. 3 ст. 6 Закона о ТЭД).
2. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза – ответственность не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 9 Закона о ТЭД).
Подробнее см. Как ограничить ответственность перевозчика (экспедитора) при заключении договора и в ходе его исполнения, Что можно сделать, если клиент (грузоотправитель) задерживает оплату, Как взыскать с клиента (грузоотправителя, грузополучателя) штраф за простой, отказ от пользования транспортным средством, непредъявление груза для перевозки.
Иные условия
Экспедитору при заключении договора транспортной экспедиции также важно проверить следующие условия.
1. Требования к качеству услуг. Клиент самостоятельно формирует требования к качеству услуг и экспедитор обязан им следовать. Иначе он будет нести ответственность за несохранность груза.
2. Порядок расчетов. Стороны могут предусмотреть следующие виды оплаты:
- предоплата;
Пример условия договора транспортной экспедиции о предоплате
- оплата по факту.
Пример условия договора транспортной экспедиции об оплате по факту оказанных услуг
Стороны также могут предусмотреть в договоре оплату услуг частями (с авансом и окончательным расчетом).
Пример условия договора транспортной экспедиции об оплате по частям (с авансом и окончательным расчетом)
Наиболее выгодным вариантом для экспедитора является предоплата.
Если будет выбрана оплата по факту, то экспедитору стоит включить в договор следующие условия.
- «В случае нарушения клиентом срока приемки и оплаты оказанных услуг клиент по письменному требованию экспедитора обязан уплатить пени в размере _____% от суммы задолженности за каждый рабочий день просрочки перечисления денежных средств, но не более ______% от суммы задолженности».
- «В случае неисполнения клиентом обязанности уплатить установленную настоящим договором стоимость услуг экспедитора, а также обязанности возместить иные расходы, понесенные экспедитором в связи с исполнением договора, экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до полной уплаты клиентом этих сумм».
3. Сопутствующие и дополнительные услуги. Клиент может предусмотреть в договоре или в дополнительном соглашении к нему следующие дополнительные услуги экспедитора (п. 1 ст. 801 ГК РФ):
- получение требующихся для экспорта или импорта документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- упаковку груза;
- проверку количества и состояния груза;
- его погрузку и выгрузку;
- уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза;
- его получение в пункте назначения;
- выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Экспедитор будет обязан оказать клиенту все перечисленные услуги. При этом экспедитору необходимо позаботиться о том, чтобы размер вознаграждения за оказание этих услуг был также согласован в договоре или в дополнительном соглашении.
Совет
Весь перечень услуг лучше указать в тексте договора (в его предмете), а тарифы на эти услуги можно будет привести в приложениях к нему. Однако если стороны в момент подписания договора не учли каких-то обстоятельств, либо изменилась ситуация, то дополнительные услуги (и их стоимость) стоит согласовать в дополнительных соглашениях к договору.
4. Объявленную стоимость (ценность) груза. Объявление стоимости (ценности) груза в первую очередь выгодно клиенту. Это поможет взыскать с экспедитора размер объявленной ценности или часть объявленной ценности, пропорциональную недостающей части груза в случае недостачи, повреждения (порчи) груза или его утраты (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Однако экспедитор может установить за объявление ценности отдельный дополнительный сбор.
Пример формулировки условия договора о сборе за объявление ценности груза
Если клиент в договоре не укажет объявленную стоимость (ценность) груза, то стоимость груза согласно пункту 6 статьи 7 Закона о ТЭД будет определяться:
- исходя из цены, которая указана в договоре или счете продавца,
- или (при ее отсутствии) исходя из цены на аналогичный товар, существовавший в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день принятия судебного решения (если требование не было добровольно удовлетворено).
Доказывать стоимость груза в этом случае придется клиенту: приглашать специалистов для составления акта оценки повреждения, заказывать экспертное заключение, предоставлять счета и товарные накладные по закупке товара.
5. Вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта. Если клиент установит какое-либо из перечисленных условий, то экспедитор будет обязан его выполнить, если нет – экспедитор будет вправе самостоятельно их определять. При этом он будет обязан исходить из интересов клиента (п. 2 ст. 3 Закона о ТЭД).
Пример формулировки условия договора о виде транспорта, маршруте перевозки груза, последовательности перевозки груза различными видами транспорта
6. Привлечение к исполнению обязанностей третьих лиц. Если стороны в договоре не установят, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то он будет вправе привлечь других лиц. Однако это не освободит его от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).
7. Страхование груза. Если клиент включит в договор условие о том, что экспедитор обязан застраховать груз в интересах клиента, то экспедитору необходимо предусмотреть пункт об оплате клиентом расходов по осуществлению такого страхования и вознаграждения экспедитору за услугу по страхованию.
8. Порядок определения веса груза. Это условие важно для экспедитора, поскольку от веса груза часто зависит выбор транспортного средства (грузоподъемность с учетом нагрузки на ось) и цена доставки. Кроме того, если экспедитор примет груз без его взвешивания (а также без опломбирования контейнера грузоотправителем), то лишится права ссылаться на то, что груз был передан в меньшем объеме, чем указано в сопроводительных документах (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 30 апреля 2013 г. по делу № А55-22912/2012).
9. Вид упаковки. Если для клиента важно упаковать груз в свою оригинальную упаковку, то он может внести соответствующее условие в договор. Экспедитор будет обязан выполнить это условие и упаковать груз в указанную клиентом упаковку.
Совет
Стоит включить в договор условие, по которому клиент будет обязан сдать экспедитору груз в упаковке, обеспечивающей его целостность и сохранность при транспортировке. Также желательно включить пункт о том, что экспедитор не будет нести ответственность за повреждение (порчу) груза, который доставлен в исправной упаковке.
Пример формулировки условия договора транспортной экспедиции о виде упаковки
Также желательно включить условие, которое будет исключать ответственность экспедитора за прием груза в поврежденной упаковке.
Пример формулировки условия договора транспортной экспедиции о последствиях предоставления груза в поврежденной упаковке
Но нужно учитывать, что груз в поврежденной упаковке в процессе транспортировки может быть поврежден или утрачен. Кроме того, осмотр и описание состояния товара и упаковки потребует много времени и затрат. Соответственно сроки погрузочных работ увеличатся.
В договор транспортной экспедиции нельзя включать условия, противоречащие действующему законодательству:
- условия, ограничивающие права любой стороны на односторонний немотивированный отказ от договора;
- условие, по которому все претензии к экспедитору подлежат решению в арбитражном суде без соблюдения претензионного порядка. Обязательное предъявление претензии предусмотрено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД.»
06.05.2014
С уважением, Магамаев Арсен,
Старший эксперт «Системы Юрист»
Ответ утвержден Викторией Рыбалкиной,
руководителем Горячей линии «Системы Юрист»