Доход с дивидендов, выплачиваемых гражданам Турции должен облагаться налогом по ставке 10 %. При этом, учредитель должен подтвердить свое резиденстов и то, что он имеет фактическое право на получение такого дохода.
Обоснование
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 15.12.1997
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (рус., англ.)
Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 30 декабря 1999 года № 222-ФЗ
* Соглашение вступило в силу 31 декабря 1999 года.
Правительство Российской Федерации и Правительство Турецкой Республики,
руководствуясь стремлением заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и в целях развития экономического сотрудничества между обоими Государствами,
согласились о нижеследующем:
Статья 1. Лица, к которым применяется Соглашение
Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются, с точки зрения налогообложения, лицами с постоянным местопребыванием и местожительством в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.
Статья 2. Налоги, на которые распространяется Соглашение
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы, взимаемые в Договаривающемся Государстве, независимо от метода их взимания.
2. В качестве налогов на доходы будут рассматриваться все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или с отдельных его элементов, включая доход от отчуждения движимого и недвижимого имущества.
3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, в частности, являются:
a) применительно к Российской Федерации - налоги на прибыль и доходы, взимаемые в соответствии со следующими законами Российской Федерации:
(i) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и
(ii) "О подоходном налоге с физических лиц" (именуемые далее "российские налоги");
b) применительно к Турецкой Республике:
(i) подоходный налог (Gelir Vergisi),
(ii) налог с корпораций (Kurumlar Vergisi),
(iii) сбор, взимаемый с подоходного налога и налога с корпораций (далее именуемые "турецкие налоги"). *
4. Настоящее Соглашение будет применяться также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам на доход, которые будут взиматься после даты подписания этого Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах, необходимых для применения настоящего Соглашения.
Статья 3. Общие определения
1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:
a) термины "одно Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают, в зависимости от контекста, Российскую Федерацию (Россию) или Турецкую Республику (Турцию);
b) термины "Российская Федерация" и "Турецкая Республика" означают их территории, территориальные моря, а также их континентальные шельфы и исключительные экономические зоны, определенные в соответствии с международным правом;
c) термин "налог" означает любой налог, на который распространяется статья 2 настоящего Соглашения;
d) термин "лицо" означает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;
e) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения;
f) термин "зарегистрированная контора" означает, применительно к Турции, юридически зарегистрированную головную контору в соответствии с Торговым кодексом Турции;
g) термины "предприятие одного Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, и предпринимательскую деятельность, осуществляемую лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве;
h) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном или дорожным транспортным средством, осуществляемую предприятием одного Договаривающегося Государства, за исключением когда морское, речное, воздушное судно или дорожное транспортное средство эксплуатируется только между пунктами, расположенными на территории одного и того же Договаривающегося Государства;
i) термин "компетентный орган" означает:
(i) применительно к Российской Федерации - Министерство финансов или уполномоченного им представителя,
(ii) применительно к Турецкой Республике - Министерство финансов или уполномоченного им представителя;
j) оговорка о "лице, имеющем фактическое право на доходы" будет истолкована в том смысле, что лицу с постоянным местопребыванием в третьем государстве не будет предоставлена возможность использовать преимущества налогового соглашения в отношении дивидендов, процентов или доходов от авторских прав и лицензий, получаемых из России или Турции, но это ограничение ни в коем случае не будет касаться лиц с постоянным местопребыванием в Договаривающихся Государствах.
2. В целях применения настоящего Соглашения в любой момент Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, будет иметь, если из контекста не вытекает иное, то значение, которое он имеет на тот момент по закону этого Государства для целей налогов, к которым применяется Соглашение; любое значение согласно применяемому налоговому законодательству этого Государства будет превалировать над значением, данным этому термину согласно другим законам этого Государства.
Статья 10. Дивиденды
1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, является лицом с постоянным местопребыванием, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель дивидендов имеет фактическое право на них, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы дивидендов. *
3. Термин "дивиденды" при использовании в настоящей статье означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми требованиями, дающими право на участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому регулированию, как доход от акций, в соответствии с законодательством Государства, в котором компания, распределяющая прибыль, имеет постоянное местопребывание.
4. Прибыль компании, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, может, после обложения налогом в соответствии со статьей 7, быть обложена налогом на оставшуюся часть в том Договаривающемся Государстве, в котором расположено постоянное представительство, и в соответствии с законодательством этого Государства, при условии, что ставка налога, взимаемого таким образом, не должна превышать ставку, упомянутую в пункте 2.
5. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, имеет постоянное местопребывание, через расположенное там постоянное представительство или, применительно к лицу с постоянным местопребыванием в Турции, оказывает в России независимые личные услуги с расположенной там постоянной базы и дивиденды относятся к такому постоянному представительству или постоянной базе. В таком случае применяются положения статей 7 или 14 настоящего Соглашения, в зависимости от обстоятельств.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении начисление и выплату дивидендов
НДФЛ перечисляет налоговый агент
Определять НДФЛ с дивидендов налоговому агенту нужно отдельно по каждому налогоплательщику и при любой выплате. Это установлено в пунктах 2 и 3 статьи 214 Налогового кодекса РФ.
При расчете НДФЛ налоговые агенты применяют следующие ставки:
- 13 процентов – при выплате дивидендов резиденту;
- 15 процентов – при выплате дивидендов нерезиденту. Такую ставку применяют, если международными договорами об избежании двойного налогообложения не установлен другой ее размер.
Это установлено положениями статьи 7, пунктов 2 и 3 статьи 214, пункта 1 и абзаца 2 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ. *
О том, кто исполняет обязанности налогового агента при выплате дивидендов, см. справочную таблицу.
Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ при выплате дивидендов участнику (акционеру) общества, который является предпринимателем
Да, нужно.
Ведь никаких исключений в отношении получателя дивидендов – предпринимателя в законодательстве не предусмотрено. Выплачивая дивиденды, организация должна исполнить обязанности налогового агента. В том числе удержать НДФЛ. Поэтому при выплате дивидендов предпринимателю с них нужно удержать НДФЛ. Это следует из пункта 3 статьи 214, абзаца 2 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ.
Аналогичная позиция отражена и в письмах Минфина России от 10 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/79 и от 13 июля 2007 г. № 03-04-06-01/238.
Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ при выплате дивидендов наследнику акционера (участника)
Да, нужно.
Объясняется это тем, что наследуют не сами деньги, а только право на их получение. А значит, общее правило, согласно которому доходы, полученные в порядке наследования, не облагают НДФЛ, не действует. Поэтому при выплате дивидендов наследнику участника, акционера нужно удержать НДФЛ. Такой вывод следует из пунктов 18 и 58 статьи 217, пунктов 3 и 4 статьи 214 Налогового кодекса РФ.
Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 29 октября 2007 г. № 03-04-06-01/363.
Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ, если участник отказался от выплаты дивидендов (например, в пользу организации)
Да, нужно.
Ведь несмотря на то, что участник формально денег не получил, он ими распорядился – передал организации. Эти суммы нужно учитывать, определяя налоговую базу, как и те, что были выплачены. Прямо на это указано в пункте 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ.
При этом считают, что доход фактически получен на дату, когда деньги перечислены на счета третьих лиц по распоряжению участника. Но деньги в рассматриваемой ситуации никуда не перечисляют. Поэтому день, когда участник отказался от дивидендов в пользу организации, считайте датой получения этого дохода (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
При этом на общих основаниях с этих сумм удержите НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 4 октября 2010 г. № 03-04-06/2-233.
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Галины Орловой, внештатного консультанта ФСС России
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России
Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга
Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Название рекомендации
Заголовок
- Пункт 1
- Пункт 2
- Пункт 3
Текст рекомендации со ссылками
Из статьи журнала « », №, месяца 2013
Название статьи
Текст статьи со ссылками