В этом случае организацию нельзя будет привлечь к налоговой ответственности.
Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9).
Если организация ошибочно рассчитает НДПИ с учетом полученных разъяснений (при условии, что их содержание полностью соответствует обстоятельствам дела), суды расценивают их как основание для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10, определения ВАС РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7202/09, от 14 августа 2007 г. № 9854/07, от 18 июля 2007 г. № 6347/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2009 г. № А32-6494/2008-34/113-29/408, Дальневосточного округа от 11 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/933, от 25 апреля 2007 г. № Ф03-А73/07-2/735, Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. № А58-7354/05-Ф02-2/07, Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-3745/2007(35118-А70-37), Центрального округа от 8 мая 2007 г. № А62-5098/2006,Поволжского округа от 19 января 2007 г. № А65-4809/06-СА2-41, Северо-Западного округа от 13 августа 2007 г. № А21-4831/2006).
Но если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то ответственность будет (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019).
Обоснование
Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам
Нет, не обязана.
По общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019, от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).
При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).
Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).
Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Можно ли оштрафовать организацию за налоговое правонарушение, если его причиной было исполнение письменных разъяснений Минфина России (региональных и местных финансовых органов) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций)
Нет, нельзя.
Исполняя обязанности налогоплательщика (налогового агента), организация должна руководствоваться налоговым законодательством. Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).
Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).
Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019.
Минфин России считает, что разъяснения, которые даны конкретной организации, если они не касаются вопросов общего характера, а подготовлены на основе фактических обстоятельств и с учетом специфики именно этой организации, не являются универсальными. Ими не могут руководствоваться все подряд. И если причиной налогового правонарушения стало решение, принятое на основании таких разъяснений, положения подпункта 3пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ не применяются. Поэтому, ориентируясь на письма, размещенные в Интернете или в различных справочно-правовых системах, организации рискуют. Когда инспекция обнаружит нарушение, избежать ответственности, ссылаясь на эти письма, будет трудно. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867,от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-325).
Главбух советует: если организация не уверена в правильности толкования той или иной нормы законодательства, направьте запрос в финансовые или налоговые органы от своего имени. Решение о начислении или уплате налога принимайте на основании полученного ответа. На случай возможных судебных разбирательств такой вариант безопаснее всего.
Даже если при проверке налоговая инспекция признает полученный ответ неправильным и обвинит организацию в налоговом правонарушении, в суде можно будет доказать отсутствие своей вины. Рассматривая дела о привлечении налогоплательщиков к ответственности, суды принимают во внимание как письменные разъяснения, направленные конкретным организациям, так и письма контролирующих ведомств, адресованные неопределенному кругу лиц (например, опубликованные в справочно-правовых системах и СМИ).
Если организация ошибочно рассчитывала налоги с учетом этих писем (при условии, что их содержание полностью соответствует обстоятельствам дела), суды расценивают их как основание для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10, определения ВАС РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7202/09, от 14 августа 2007 г. № 9854/07, от 18 июля 2007 г. № 6347/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2009 г. № А32-6494/2008-34/113-29/408, Дальневосточного округа от 11 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/933, от 25 апреля 2007 г. № Ф03-А73/07-2/735, Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. № А58-7354/05-Ф02-2/07, Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-3745/2007(35118-А70-37), Центрального округа от 8 мая 2007 г. № А62-5098/2006,Поволжского округа от 19 января 2007 г. № А65-4809/06-СА2-41, Северо-Западного округа от 13 августа 2007 г. № А21-4831/2006).