1. Организация не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше установленного законодательством минимального размера уставного капитала;
2. Если организация не примет решение о добровольной ликвидации, то отстоять свою позицию Вы сможете только в суде. На практике судьи в этом вопросе встают на сторону компании. Они считают, что отрицательные чистые активы – недостаточная причина для ликвидации организации, и дают компаниям возможность исправить ситуацию. Такую точку зрения судей подтверждает арбитражная практика – постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2012 г. по делу № А26-2385/2012 и ФАС Центрального округа от 13 августа 2012 г. по делу № А14-11469/2011;
3. Нет, такой возможности законодательно не предусмотрено. Другой организации придется получать лицензию в общем порядке.
Обоснование
1. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на получение лицензии на пользование недрами
Предоставление недр в пользование оформляется лицензией (п. 4 ст. 10.1, ч. 1 ст. 11 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1, п. 2.1 положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты госрегистрации этого разрешительного документа (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1).
Бухучет
Затраты, связанные с приобретением лицензии на пользование недрами, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Учитывайте их в составе расходов будущих периодов на дату их возникновения.
Списывайте лицензионные расходы в порядке, установленном организацией, например равномерно в течение срока действия лицензии. Это следует из пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, пунктов 5 и 9 ПБУ 10/99 и подтверждено письмом Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5. Порядок списания нужно отразить в учетной политике для целей бухучета.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Указанные операции отразите проводками:
Дебет 97 Кредит 76
– отражены в составе расходов будущих периодов затраты на получение лицензии;
Дебет 20 Кредит 97
– списана на затраты часть расходов на получение лицензии.
За выдачу лицензии взимается госпошлина в сумме 6000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Расходы на уплату госпошлины учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Уплату пошлины отразите проводками:
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– отражены расходы на уплату госпошлины;
Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– перечислена пошлина в бюджет.
Если организация не выиграла конкурс или отказалась от получения лицензии, предварительные расходы, связанные с ее получением, спишите на прочие затраты. Указанную операцию отразите в месяце, в котором организация получила уведомление о том, что она не выиграла конкурс (или в месяце, в котором принято решение об отказе в участии в конкурсе). Это следует из пунктов 11 и 18 ПБУ 10/99.
При этом в учете сделайте следующие проводки.
На дату осуществления предварительных расходов, связанных с получением лицензии:
Дебет 97 Кредит 76
– отражены в составе расходов будущих периодов расходы, связанные с получением лицензии.
На дату получения решения о том, что организация не выиграла конкурс (на дату принятия решения об отказе в участии в конкурсе):
Дебет 91-2 Кредит 97
– списаны на прочие расходы предварительные затраты, связанные с получением лицензии.
ОСНО
Затраты, связанные с приобретением лицензии на добычу полезных ископаемых, относятся к расходам на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ). Перечень расходов на приобретение лицензии, а также порядок их учета регламентируются статьей 261 и пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.
К лицензионным расходам, в частности, относятся расходы:
– связанные с проведением аудита запасов месторождения;
– связанные с предварительной оценкой месторождения;
– на приобретение геологической и иной информации. При этом расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налога на прибыль в сумме фактических затрат (п. 6 ст. 261 НК РФ);
– на оплату участия в конкурсе (аукционе);
– на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.
Порядок учета расходов на приобретение лицензии на пользование недрами зависит от факта заключения лицензионного соглашения (получения лицензии).
Если организация получила лицензию, расходы на ее получение учитывайте одним из следующих способов:
– в составе нематериальных активов – списанием через амортизацию линейным или нелинейным способом;
– в составе прочих расходов – путем списания в течение двух лет.
Госпошлину, уплачиваемую за регистрацию лицензии, учитывайте при расчете налога на прибыль единовременно в составе прочих расходов (ст. 264, 272 НК РФ).
Выбранный порядок отразите в учетной политике для целей налогообложения.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.
Если организация учитывает расходы в составе нематериальных активов и списывает через амортизацию, в учете возникает отложенный налоговый актив. Это объясняется тем, что расход в виде амортизационных отчислений признается в налоговом учете начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации лицензии, а в бухучете – начиная с месяца регистрации лицензии.
Отложенный налоговый актив отразите проводкой:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражен отложенный налоговый актив.
В последнем месяце списания амортизации отразите погашение отложенного налогового актива:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– погашен отложенный налоговый актив.
Если организация лицензию не получила (не выиграла конкурс), то расходы на ее приобретение включите в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса (аукциона). Расходы списывайте равномерно в течение двух лет.
На практике могут быть ситуации, когда организация после предварительных расходов, связанных с получением лицензии, может принять решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности получения лицензии. В этом случае произведенные расходы также учитывайте в составе прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято такое решение. Затраты списывайте равномерно в течение двух лет. Указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Расходы можно учесть при наличии экономического обоснования отказа от получения лицензии (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Такой порядок предусмотрен абзацем 4 пункта 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.
2. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении уменьшение уставного капитала в акционерном обществе
При любом способе организация не вправе уменьшать уставный капитал, если после этого его размер станет меньше минимального размера уставного капитала на дату:
- подачи документов на госрегистрацию изменений в уставе, если уставный капитал уменьшается добровольно;
- госрегистрации общества, если уставный капитал уменьшается в соответствии с требованиями законодательства.
Такие правила прописаны в абзаце 4 пункта 1 статьи 29 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
3. Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера» № 3, Март 2015
Как рассчитать чистые активы и увеличить их, чтобы не пришлось ликвидировать компанию
Александр Анищенко, аудитор аудиторской фирмы «АТОЛЛ-АФ»
Когда сумма чистых активов становится меньше уставного капитала и руководство компании принимает решение о его снижении, нужно проверить, не достигнет ли он критического уровня. Ведь закон устанавливает его минимальный размер. Для ООО эта величина составляет 10 000 руб. Для акционерных обществ минимум регулирует Федеральный закон № 208-ФЗ. С 1 сентября 2014 года разделение на закрытые и открытые общества отменено, и постепенно все АО будут перерегистрированы в публичные и непубличные. Для первых законодатели планируют установить минимальный уставный капитал в размере 100 000 руб., а для вторых – 10 000 руб. А пока чиновники предлагают для расчета критического уровня использовать текущие нормы Федерального закона № 208-ФЗ, в котором сказано, что уставный капитал ОАО не может быть ниже 100 000 руб., а ЗАО – 10 000 руб.
Если чистые активы становятся ниже минимума, установленного законом, у компании могут возникнуть проблемы с налоговиками. Сначала проверяющие направят компании письмо-предупреждение, в котором будут настаивать на том, чтобы организация ликвидировалась добровольно. А если она эту просьбу не выполнит, инспекторы будут вправе обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации компании. Такую возможность инспекторам предоставляет закон – пункт 11 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1.
В суде налоговики будут аргументировать свою позицию так. Требования о минимальном размере уставного капитала установлены законом. А если организация закон грубо нарушает, ее нужно ликвидировать (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Но на практике судьи в этом вопросе встают на сторону компании. Они считают, что отрицательные чистые активы – недостаточная причина для ликвидации организации, и дают компаниям возможность исправить ситуацию. Такую точку зрения судей подтверждает арбитражная практика – постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2012 г. по делу № А26-2385/2012 и ФАС Центрального округа от 13 августа 2012 г. по делу № А14-11469/2011.
Однако, чтобы не ввязываться в судебную тяжбу с инспекторами, лучше величину чистых активов держать под контролем. Например, не уменьшать уставный капитал, а, наоборот, увеличивать сумму чистых активов.