Нет.
Если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция в ходе камеральной проверки вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
Имеются судебные решения, в частности, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.13 № А45-2243/2013, в котором суд указал, что регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС.
Кроме того, в письме Минфина от 11 мая 2010 г. № 03-02-07/1-228 (правда оно касается выездных проверок) сказано, что при проверке инспекторы не вправе запрашивать регистры бухучета, которых в учетной политике нет.
Обоснование
1.Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Требования инспекции
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
- если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
- если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
- если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
- если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
- если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
- если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
2.Из статьи журнала «Главбух» № 12, июнь, 2010
Инспекторам можно представить только те регистры, которые есть в учетной политике
Документ: Письмо Минфина России от 11 мая 2010 г. № 03-02-07/1-228.
Что изменится в работе: В ходе выездной проверки налоговики не вправе запрашивать регистры бухучета, которых в учетной политике нет.
Налоговые инспекторы нагрянули к вам с выездной проверкой и требуют представить им бухгалтерские регистры, которые вы никогда не вели? Спешим вас успокоить: ворошить отчетность прошлых лет и срочно составлять недостающие по списку ИФНС документы не придется. Но только в том случае, если формы запрашиваемых бумаг отсутствуют в перечне регистров, утвержденных учетной политикой организации. Тогда проверяющим можно дать лишь то, что есть, и штрафа не бояться. Такой выгодный для компаний вывод чиновники Минфина России сделали в письме от 11 мая 2010 г. № 03-02-07/1-228.
Важная деталь
Штрафа не будет, если вы отказались во время выездной проверки представлять инспекторам регистры бухучета, не утвержденные в учетной политике.
Все дело в том, что вы, как бухгалтер компании, сами для себя определяете, какие регистры вам понадобятся для полноценного ведения бухучета. Такое право предусмотрено статьями 6 и 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Это могут быть как привычные для многих журналы-ордера, главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, так и самостоятельно разработанные формы. Главное, чтобы список выбранных регистров был закреплен в учетной политике.
Во время выездной проверки инспекторы вправе затребовать документы, на основании которых бухгалтер исчислял и платил налоги (подп. 1 п. 1 ст. 31 и п. 12 ст. 89 Налогового кодекса РФ). То есть те, где есть данные для определения доходов и расходов. В числе бумаг могут быть и бухгалтерские регистры. Но лишь такие, подчеркнули в Минфине, которые предусмотрены учетной политикой организации. Если налоговикам отказать именно в этих документах, компании грозит штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ – 50 руб. за каждый непредставленный регистр.
3.Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 22, ноябрь, 2013
Таково решение суда, или Обзор судебной практики
Чтобы убедиться в правомерности вычета НДС, налоговики не вправе истребовать оборотно- сальдовые ведомости и другие регистры бухучета
Реквизиты судебного акта: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.13 № А45-2243/2013.
Суды указали, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС
Причина спора: инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС, в которой компания заявила к возмещению из бюджета налог в сумме около 11 тыс. руб. По итогам проверки налоговики отказали организации в возмещении этой суммы НДС. Свое решение они мотивировали тем, что компания по их запросу не представила для проверки такие документы, как оборотно-сальдовые ведомости и анализы отдельных счетов бухгалтерского учета. За непредставление затребованных документов инспекторы оштрафовали организацию на 2 тыс. руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Организация с таким решением не согласилась и обратилась в суд.
Цена вопроса: 13 тыс. руб.
Кто победил в споре: организация.
Аргументы и выводы судов: арбитражные суды всех трех инстанций признали штраф незаконным. Арбитры указали, что инспекция в ходе камеральной проверки декларации по НДС вправе истребовать у налогоплательщика лишь те подтверждающие вычеты документы, которые предусмотрены налоговым законодательством (п. 8 ст. 88 НК РФ). К таким документам относятся (ст. 171 и 172 НК РФ):
— счета-фактуры, выставленные поставщиками;
— документы, подтверждающие, что организация приняла на учет приобретенные товары, работы или услуги;
— платежные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Причем запрашивать указанные документы налоговики могут только в тех случаях, когда в поданной декларации по НДС заявлен налог, подлежащий возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ и п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
Проанализировав статьи 88, 171 и 172 НК РФ, суд пришел к выводу, что оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухгалтерского учета не относятся к первичным документам, которые согласно главе 21 НК РФ подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС. Поэтому суд указал, что организация не обязана была представлять инспекторам эти документы для камеральной проверки декларации по НДС. Поскольку компания не совершала вменяемого ей правонарушения, арбитры отменили штраф. Тем более что остальные документы, предусмотренные налоговым законодательством, она своевременно представила налоговикам (в том числе книгу покупок и книгу продаж за соответствующий квартал).
Более того, суд кассационной инстанции разрешил организации принять к вычету спорную сумму НДС в размере 11 тыс. руб., так как она выполнила все условия, необходимые для вычета этого налога, и располагает всеми документами, подтверждающими наличие у нее права на вычет НДС (ст. 171 и 172 НК РФ).