Законна, если судом сделка не признана ничтожной.
Правовая сторона вопроса в данном случае связана с законностью осуществления деятельности контрагента без лицензии. А значит, с законностью самого договора, заключенного между сторонами.
В статье 49 Гражданского кодекса РФ сказано, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает перечень лицензионных видов деятельности.
Так же требование о лицензии могут быть предусмотрены иными Законами.
Ведение же деятельности без лицензии наказывается как в административном (ст. 14.1 КоАП РФ), так и в уголовном (ст. 171 УК РФ) порядке.
В статье 173 Гражданского кодекса РФ сказано, что только суд может признать сделку недействительной, если будет доказано, что контрагент при подписании договора знал об отсутствии лицензии. В противном случае отсутствие лицензии никак не влияет на действительность договора, до момента признания его таковым судом.
Обоснование
Из рекомендации В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. В ходе проверки установлено, что исполнитель не имеет необходимой лицензии. Приобретенные работы (услуги) подлежат обязательному лицензированию
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 13 октября 2008 г. № 12680/08, постановление ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012, от 14 ноября 2012 г. № А57-21633/2011, Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. № А45-20678/2012, от 4 декабря 2012 г. № А70-59/2012, Уральского округа от 12 апреля 2013 г. № Ф09-2932/13, Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2012 г. № А19-11155/2011, Волго-Вятского округа от 24 декабря 2012 г. № А31-123/2012). Поэтому при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверять наличие у контрагентов нужных лицензий.
Вместе с тем, существует и другая позиция, которая тоже подтверждается арбитражной практикой. В данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия у контрагента необходимой лицензии сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Такой вывод непосредственно следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В частности, это означает, что:
- организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, имеется ли у контрагента необходимая лицензия, и не устанавливает зависимости между ее наличием и вычетом НДС (см., например, определения ВАС РФ от 3 октября 2008 г. № 12888/08, от 11 января 2008 г. № 17897/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2012 г. № А52-1812/2012, от 9 октября 2009 г. № А56-13367/2009, от 29 июля 2009 г. № А05-13113/2008, от 1 октября 2007 г. № А05-1960/2007, Северо-Кавказского округа от 28 июля 2008 г. № Ф08-4247/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № А19-9585/07-52-5-Ф02-5297/08, Волго-Вятского округа от 28 марта 2013 г. № А17-880/2012, Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2013 г. № А03-10322/2012, Московского округа от 29 января 2013 г. № А40-68959/11-107-298, Поволжского округа от 24 октября 2012 г. № А72-9723/2011, от 6 мая 2008 г. № А65-18426/07, Уральского округа от 11 февраля 2009 г. № Ф09-313/09-С3, от 12 марта 2008 г. № Ф09-1381/08-С2). Гражданский кодекс РФ также предусматривает, что требование о наличии лицензии адресовано только той организации, которая осуществляет лицензируемую деятельность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).