Нет, не обязательно. Акт услуг составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов (ст. 9 Федерального закона от 06.11.12 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В Законе о бухучете не сказано, насколько детально описывать услуги в акте. Исполнитель сам определяет степень детализации. Минфин России с этим согласен (письмо от 09.04.14 № 02-06-10/16186). Суды также считают, что отсутствие в актах детальной расшифровки оказанных услуг не говорит о нарушении порядка оформления документов (см., постановление ФАС Московского округа от 31.07.09 № КА-А41/6973-09).
Вместе с тем на практике инспекторы требуют, чтобы в акте было указано детальное содержание услуги. Многие суды поддерживают контролеров (постановления ФАС Северо-Западного от 27.02.14 № А42-7952/2012, Западно-Сибирского от 12.09.13 № А46-29654/2012 и Уральского от 06.09.13 № А76-16958/2012 округов).
Поэтому, в акте об оказании транспортно-экспедиционных услуг лучше указать:
- наименование груза,
- вид транспорта,
- даты перевозок,
- маршрут.
Обоснование
Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 13-14, Июль 2016
Документ
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Акт, который поможет главбуху защитить расходы на услуги
В акт безопаснее включить и денежный, и натуральный измерители сделки
Акт об оказании услуг — это первичный учетный документ. В нем должны быть все реквизиты, обязательные для «первички» (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете):
— название документа — акт об оказании услуг;
— дата составления;
— наименование исполнителя. Название заказчика не является обязательным реквизитом, но в акте оно необходимо. Ведь заказчик принимает услугу. Иначе как раз у него возникнут проблемы с подтверждением и учетом расходов;
— описание услуги;
— стоимость услуги с оговоркой, входит ли в нее НДС, и единица измерения — руб., коп.;
— ФИО и должности лиц, которые визируют акт с обеих сторон;
— личные подписи этих лиц.
Еще один нюанс. Обязательный реквизит — «величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения» (подп. 5 п. 2 ст. 9 Закона о бухучете). Налоговики утверждают, что в акте на услуги нужна не только стоимость услуги. Ревизоры требуют еще и «натуральный измеритель» (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского от 28.08.15 № Ф08-6050/2015 и Поволжского от 20.03.15 № А55-7982/2014 округов).
Когда есть возможность, в акте безопаснее поставить еще и «натуральный измеритель». Например, количество консультаций или время, которое потратил исполнитель.
Частая претензия налоговиков к акту — слишком краткое описание услуги. Нередко исполнители вообще ограничиваются фразой «Услуги по договору № __ от ______». Признавать расходы по такому акту рискованно.
В Законе о бухучете не сказано, насколько детально описывать услуги в акте. Исполнитель сам определяет степень детализации. Минфин России с этим согласен (письмо от 09.04.14 № 02-06-10/16186). Но на практике этот аргумент обычно не срабатывает. Инспекторы требуют, чтобы в акте было указано детальное содержание услуги.
Многие суды поддерживают контролеров и отказывают в учете расходов. Например, если в акте об оказании транспортных услуг нет наименования груза, вида транспорта, дат перевозок, маршрута. Суды считают, что такой акт не подтверждает факт оказания услуг (постановления ФАС Северо-Западного от 27.02.14 № А42-7952/2012, Западно-Сибирского от 12.09.13 № А46-29654/2012 и Уральского от 06.09.13 № А76-16958/2012 округов).
Но есть решения и в пользу компаний. Суды разрешают учесть расходы, даже если исполнитель не детализировал в акте оказанные услуги. Главное, чтобы эта детализация была в договоре (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.05.16 № А32-6796/2014).
В Законе о бухучете не сказано, насколько подробно детализировать услугу
Чтобы не столкнуться с отказом, просите исполнителя подробно расписать в акте содержание услуги. Судя по арбитражной практике, минимальный набор сведений выглядит так:
— подробное наименование услуги, например, «исследование рынка сбыта автомобилей ВАЗ в Московской области» (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.14 № А79-3311/2013);
— реквизиты договора, по которому оказана услуга (постановление ФАС Уральского округа от 11.07.13 № А07-12032/2012);
— период оказания услуги (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.14 № А79-3311/2013). Можно указать точный диапазон или месяц, к примеру, «услуги по управлению компанией за июнь».
Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 13-14, Июль 2014
Новое в работе
Минфин считает, что детализация работ в акте не обязательна
Документ:письмо Минфина России от 09.04.14 № 02-06-10/16186
Последствия: составление актов без детализации работ стало более безопасным в налоговом плане
Компании вправе составлять акты выполненных работ и услуг без детализации работ и услуг (письмо Минфина России от 09.04.14 № 02-06-10/16186). Ведомство указывает, что акт выполненных работ и услуг составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов (ст. 9 Федерального закона от 06.11.12 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
К обязательным реквизитам относятся: наименование документа, дата его составления, наименование организации, составившей документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, а также наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, и подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).
Минфин России напоминает, что указанный перечень не обязывает детализировать выполненные работы или оказанные услуги. Значит, детализация работ (услуг) в акте является необязательной.
Ранее финансисты уже разъясняли подобный вопрос. В письме от 12.11.07 № 03-03-06/1/800 ведомство отметило, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Поэтому систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно. При этом налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета.
Но на практике инспекторы могут расценить отсутствие детализации работ в акте как одно из свидетельств нереальности хозяйственных операций. Некоторые суды разделяют такую точку зрения (например, постановление ФАС Московского округа от 07.03.13 № А40-24312/12-90-109).
В то же время есть противоположное мнение. Отсутствие в актах детальной расшифровки видов выполненных работ не говорит о нарушении порядка оформления документов. Но только если спорные акты содержат необходимые реквизиты и данные, позволяющие установить стороны по расчетам, указание на выполнение работ по договорам, содержащим смету с детализацией наименований работ, их стоимость и сумму НДС (например, постановление ФАС Московского округа от 31.07.09 № КА-А41/6973-09).
При рассмотрении другого дела ФАС Московского округа указал, что степень детализации описания хозяйственных операций в первичной документации не установлена ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством (постановление от 19.08.10 № КА-А40/9192-10).