Вопрос: Организация занимается грузоперевозками в разные города России (Владивосток и другие). Водителю-дальнобойщику (ездит без напарника) выписывается один путевой лист сроком на 45 дней и на основании этого путевого листа он развозит грузы из одних городов в другие в течение всего срока. Спустя 45 дней он возвращается в организацию и отдыхает 14 дней. 1. Какой график лучше всего применять в данной ситуации? 2. Может ли дальнобойщик работать 45 дней без выходных, а после этого отдыхать 14 дней? 3. В соответствии с особенностями режима труда и отдыха водителю положен еженедельный отдых не менее 45 часов. Этот отдых должен быть непрерывным или он может использоваться после возврата из рейса? 4. Нужно ли делать новый путевой лист, если дальнобойщик отдыхал во время рейса? 5. Нужно ли дальнобойщику возвращаться в организацию для еженедельного отдыха или он может использовать этот отдых во время рейса? 6. Как еженедельный отдых должен быть учтен в путевом листе?
Ответ: По вопросу рабочего времени водителя
1. Если водитель выходит в рейс один, то установите ему режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику (ст. 100 ТК).
Поскольку работа водителя-дальнобойщика постоянно связана с разъездами, то условие о разъездном характере работы обязательно включите в трудовой договор (абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК). Единовременно определите в коллективном договоре или локальном акте. Такие правила устанавливает статья 168.1 Трудового кодекса.
Чтобы составить график работы водителей-дальнобойщиков, руководствуйтесь особенностями режима работы каждого из сотрудников и Особенностями, утвержденных приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424.
2. Нет, водитель не может работать 45 дней без выходных. В противном случае это будет нарушением пункта 19 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424.
3. В данном случае речь идет о еженедельном отдыхе. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, который наступает с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха (абз. 1 п. 19 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424).
4. Ответ на вопрос зависит от того – на какой период времени вы оформили путевой лист водителю.
Срок действия путевого листа — обязательный реквизит (раздел I приказа Минтранса от 28.09.2022 № 390). Если нет даты, в течение которой действует путевой лист, документ не подтверждает расходы.
Срок действия путевого листа зависит от длительности рейсов. Путевой лист можно оформить:
- на один день — при коротких рейсах в рамках одного дня;
- на период, превышающий один день (неделя, месяц, иной период), – если продолжительность рейса превышает один день.
Под рейсом понимают путь движения транспортного средства по маршруту регулярных перевозок от места стоянки на парковке в место назначения и обратно (подп. 15 п. 1 ст. 3 Закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).
5. Решение данного вопроса на законодательном уровне не закреплено.
Полагаем, при разъездном характере работы водитель может использовать отдых в месте выполнения рейса; возвращаться в организацию не нужно.
6. Еженедельный отдых не нужно учитывать в путевом листе – такого требования в законе нет.
В путевом листе указываются, в частности, показания одометра и маршрут движения:
https://www.1gl.ru/#/document/16/139964/
Рабочие и выходные дни водителя отмечаются в табеле учета рабочего времени.
Как установить режим труда и отдыха водителям
Порядок режима труда и отдыха водителей устанавливают Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424 (далее – Особенности, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424). Требования к охране труда водителей утверждены приказом Минтруда от 09.12.2020 № 871н.
Исключения – водители, которые осуществляют перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водители, занятых на международных перевозках, а также ряд других категорий водителей. На них требования Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424, не распространяются.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 329 ТК, п. 5 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424). Если стандартную продолжительность еженедельной или ежедневной работы водителям обеспечить нельзя, введите суммированный учет рабочего времени (абз. 2 п. 5 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424). Например, если грузы или пассажиров водители перевозят между районами и областями на большие расстояния.
Суммированный учет рабочего времени водителей имеет свои особенности:
1. Продолжительность ежедневной работы. По общему правилу рабочий день водителей при суммированном учете не должен превышать 10 часов. Исключение – водители, смену которых можно увеличить до 12 часов (п. 6 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424).
2. Ежедневный (междусменный) отдых. Водителю положен отдых не менее 11 часов между сменами (абз. 2 п. 18 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424). Работодатель вправе сократить это время до 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего. Также можно разделить ежедневный отдых на две и более части. Тогда первая часть должна быть продолжительностью не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов (абз. 3 п. 18 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424).
3. Учетный период составляет один месяц. Учетный период можно увеличить до трех месяцев по согласованию с профсоюзом, а при его отсутствии — с иным представительным органом работников (абз. 3 п. 5 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424).
Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, который является ИП и управляет автомобилем сам самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц (п. 5 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424).
Продолжительность рабочего времени для некоторых водителей при суммированном учете можно увеличить до 12 часов. Например, для водителей учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб и почтовой связи, аварийных служб. Также закон разрешает увеличить рабочее время водителей, которые перевозят руководителей организаций на служебных легковых автомобилях, или работают в составе вахтовых бригад (абз. 2 п. 6 Особенностей, утв. приказом Минтранса от 16.10.2020 № 424).
Подробно о режиме труда и отдыха водителя материалы Системы Главбух.
Как установить режим труда и отдыха водителям
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени