СНТ на УСН 6% по решению суда собирает пени и долги по членским взносам. Бухгалтерский учет данных операций. Право на расходование данных поступлений.
Вопрос: СНТ на УСН 6% по решению суда собирает пени и долги по членским взносам. Для этого формируют специальный фонд. На какие цели его можно расходовать, на каком счете в бух учете учитывать и будут ли эти суммы облагаться налогом УСН? Это просто специальный отдельный фонд.Фонд будем формировать на основании положения. Положение еще разрабатывается. Про взносы понятно, получается, что мы можем предусмотреть различное использование пеней и долгов? На каком счете лучше учитывать такой фонд на 86 или 76? Мы действительно можем предусмотреть любые цели использования данного фонда?
Ответ:
1. Полученные долги по взносам Вы сможете только потратить на то, что предусмотрели сметой и уставом.
Полученные долги в сумме пеней Вы сможете потратить на любые цели.
2.По вопросу отражения в бухучете
В бухгалтерском учете у Вас будут проводки:
Дебет 76 Кредит 91 отражена сумма долга в сумме пеней;
Дебет 76 Кредит 86 отражена сумма долга по членским взносам;
Дебет 51 Кредит 76 получены деньги.
По вопросу налогообложения
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Сумму в части долга по членским взносам не нужно включать в состав доходов при расчете УСН. Однако Вы должны организовать раздельный учет целевых средств.
Сумму долга в части пеней включите в состав внереализационных доходов при расчете УСН на дату поступления.
Обоснование
1.Нужно ли включить в состав доходов садоводческого товарищества (некоммерческой организации) суммы, поступающие от членов товарищества в качестве платы за землю и электроэнергию. Организация применяет упрощенку
Нет, не нужно, если уставом товарищества предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных услуг и земельные платежи покрываются за счет поступивших членских взносов.
При расчете единого налога организации на упрощенке не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В частности, не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся безвозмездные целевые поступления от организаций или граждан на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. При этом получатели целевых поступлений должны использовать их по назначению, определенному передающей стороной, а также отдельно учитывать. При соблюдении этих условий поступления признаются целевыми для целей налогообложения. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Финансирование текущих расходов садоводческих товариществ осуществляется за счет членских взносов – денежных средств, периодически вносимых членами садоводческого товарищества (ст. 1 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). При налогообложении вступительные, членские и паевые взносы участников некоммерческих организаций относятся к целевым поступлениям (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, если уставом товарищества предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных услуг и земельные платежи покрываются за счет поступивших членских взносов, эти суммы можно квалифицировать как целевые средства, полученные на ведение уставной деятельности некоммерческой организации. В данном случае эти суммы не нужно включать в налоговую базу по единому налогу (при выполнении других необходимых условий) (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
При этом товарищество должно документально подтвердить использование целевых средств по назначению. Например, договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями, и полученными от них счетами на оплату оказанных услуг. Это следует из положений пункта 1 статьи 252 и пункта 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2009 г. № 03-11-06/2/46, от 16 октября 2007 г. № 03-11-04/2/258.*
ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН
2.Садоводческое товарищество – учет и налогообложение
Садовые участки на сегодняшний день для большого числа граждан являются как излюбленным местом отдыха, так и источником получения овощей, фруктов, ягод и другой продукции, которую можно вырастить на садовом участке.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются на законодательном уровне.
Самой распространенной формой организации коллективного занятия граждан садоводством и огородничеством являются садовые товарищества. О том, как осуществляется учет и налогообложение в садовых товариществах, мы и поговорим в этой статье.
Обратимся к Федеральному закону от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, а также устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Формы организации коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством определены статьей 4 Закона № 66-ФЗ, согласно которой граждане могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства. Отличие между этими формами состоит, главным образом, в форме собственности на имущество общего пользования.
В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое объединение граждан, создаваемое в форме некоммерческого товарищества – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Поскольку садоводческое товарищество – это некоммерческая организация, совершенно очевидно, что его деятельность, помимо Закона № 66-ФЗ, будет регулироваться и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).
Таким образом, садоводческое товарищество обладает следующими признаками:
является некоммерческим, то есть не преследуют извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
это объединение граждан, а не организаций;
формируется на добровольной основе;
целью объединения является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства (обеспечение водой, электроэнергией, вывоз мусора и так далее).
Садоводческое товарищество в силу пункта 2 статьи 6 Закона № 66-ФЗ считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием.
После государственной регистрации земельный участок предоставляется садоводческому товариществу в соответствии с земельным законодательством, что определено пунктом 4статьи 14 Закона № 66-ФЗ.
Высшим органом управления садоводческим товариществом является общее собрание его членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона № 66-ФЗ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2009 года № А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу № А33-10199/08). Но основную повседневную деятельность по управлению товариществом и ведением хозяйственной деятельности, обеспечением стабильного развития деятельности и достижения целей, обозначенных в его уставе, осуществляет правление товарищества, которое возглавляется председателем.
в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон 99-ФЗ), с 1 сентября 2014 года, все садоводческие товарищества должны выполнять требования данного закона.
Рассмотрим вопросы ведения бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ.
Имущество общего пользования в садоводческом товариществе является совместной собственностью его членов, причем приобретается или создается такое имущество за счет целевыхвзносов, что следует из пункта 2 статьи 4 Закона № 66-ФЗ. Напомним, что целевые взносы – денежные средства, внесенные членами садоводческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования (статья 1 Закона № 66-ФЗ).
К имуществу общего пользования статьей 1 Закона № 66-ФЗ отнесены, в частности, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное. Иными словами, имущество общего пользования – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого товарищества потребностей членов такого товарищества в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.
Помимо общего имущества, приобретенного (созданного) за счет целевых взносов членов товарищества, садоводческому товариществу необходимо осуществлять учет вступительных,членских, паевых и дополнительных взносов, вносимых членами товарищества. Вступительные взносы вносятся на организационные расходы на оформление документации, периодически вносимые членские взносы – на оплату труда работников товарищества и иные текущие расходы, дополнительные взносы вносятся на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов садоводческого товарищества (статья 1 Закона № 66-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ. Могут не вести бухгалтерский учет лишь индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном НК РФ, а также находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном НК РФ.
Таким образом, начиная с 1 января 2013 года, садоводческие товарищества обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме, независимо от применяемой ими системы налогообложения.
Отметим, что для организаций установлена обязанность по самостоятельному формированию учетной политики, исходя из структуры организации, отрасли и других особенностей деятельности. И для садоводческих товариществ не сделано никаких исключений. Следовательно, садоводческое товарищество, как и любая другая организация, обязано разработать и утвердить приказ по учетной политике. Скорее всего, эта обязанность в товариществе будет возложена на бухгалтера, как самое компетентное лицо в вопросах ведения бухгалтерского учета.
Как следует отражать в учете всевозможные взносы, вносимые членами садоводческого товарищества? Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, которые утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н (далее – План счетов).
Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других лиц, Планом счетов предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Средства целевого назначения, полученные в качестве финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86«Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Планом счетов определено, что аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Иными словами, к счету 86 «Целевое финансирование» следует открыть субсчета, например:
86-1 «Вступительные взносы»;
86-2 «Членские взносы»;
86-3 «Целевые взносы»;
86-4 «Прочие поступления».
На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена садоводческого товарищества.
Порядок регулярных поступлений от членов товарищества определяется учредительными документами. Задолженность членов товарищества по взносам отражается по дебету счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» на основании устава товарищества, решения общего собрания членов садоводческого товарищества, решений правления, оформленных протоколами. При поступлении денежных средств составляется запись по дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на соответствующих субсчетах).
Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26«Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации.*
Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность, из чего следует, что стоимость земельных участков, являющихся собственностью товарищества как юридического лица, должна быть отражена на его балансе.
Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н (далее – ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н.
Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из пункта 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности, земельные участки. В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.
Садоводческим товариществом могут быть приобретены или созданы иные объекты основных средств, которые также должны учитываться на счете 01 «Основные средства». Но в отношении иных объектов основных средств необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Следует отметить, что некоммерческая организация, а, следовательно, и садоводческое товарищество, может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, что следует из пункта 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Таким образом, если садоводческое товарищество будет осуществлять предпринимательскую деятельность, ему следует вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением уставной и предпринимательской деятельности. Расходы на содержание садоводческого товарищества (общехозяйственные расходы), предварительно учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода следует распределить пропорционально доходам от осуществляемых видов деятельности и отражать по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в части, относящейся к уставной деятельности садоводческого товарищества.
Не следует забывать о том, что согласно пункту 3 статьи 26 Закона № 7-ФЗ полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации. Иными словами, если садоводческим товариществом будет получена прибыль от осуществления предпринимательской деятельности, распределять ее между членами товарищества не следует.
Если садоводческое товарищество будет применять общую систему налогообложения, вести бухгалтерский учет, то соответственно, следует представлять и бухгалтерскую отчетность. В общем случае организации представляют промежуточную отчетность по окончании 1, 2 и 3 квартала, и годовую отчетность.
Вопрос о периодичности сдачи отчетности садоводческими товариществами был рассмотрен Минфином еще в 1996 году. В Письме Минфина Российской Федерации от 25 октября 1996 года № 92 «О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами» сказано, что садоводческие товарищества представляют бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (сейчас это отчет о финансовых результатах) только один раз в году.
Несмотря на выпущенное Минфином Российской Федерации письмо, налоговые органы иногда все же привлекали садоводческие товарищества к ответственности в виде штрафов за несвоевременное представление промежуточной отчетности, что подтверждает Постановление ФАС Поволжского округа от 23 ноября 2004 года по делу № А12-16277/04-С21. Со ссылкой на процитированное выше письмо, суд указал, что требования налогового органа о представлении садоводческим товариществом промежуточной бухгалтерской отчетности неправомерны.
Перейдем к рассмотрению некоторых вопросов налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ и начнем с земельного налога. Как правило, интерес для садоводческих товариществ представляет вопрос о том, кто будет являться плательщиком земельного налога в отношении земель общего пользования.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
Еще раз повторим, что согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность.
По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в Письме от 11 марта 2009 года № 03-05-05-02/11, налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, является соответствующее садоводческое некоммерческое товарищество.
Вместе с тем, как сказано в письме, правлением садоводческого товарищества может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого товарищества.
В Письме ФНС Российской Федерации от 2 мая 2012 года № БС-4-11/7315 также отмечено, что если земельные участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность садоводческому товариществу как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти участки выдано товариществу и согласно сведениям, предоставляемым в налоговые органы территориальными органами Росреестра, правообладателем таких участков является садоводческое товарищество, то налогоплательщиком в отношении земельный участков общего пользования признается это товарищество.
Члены садоводческого товарищества не обладают землями общего пользования на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения и, соответственно, не могут являться налогоплательщиками земельного налога за указанные земли общего пользования.
В Письме также сказано, что ФНС Российской Федерации понимает озабоченность правления садоводческого товарищества в части необходимости оплаты земельного налога, в том числе за «брошенные» и неприватизированные земли, и в этой связи сообщает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 ГК РФ). Согласно пункту 3 той же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С учетом изложенного для решения вопроса, связанного с «брошенными» земельными участками, следует обращаться в органы местного самоуправления.
Ведя речь о садоводческих товариществах, нельзя обойти стороной тему водоснабжения. Возникает ли у садоводческого некоммерческого товарищества объект налогообложения по водному налогу?
Напомним, что в соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.
Перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.
Таким образом, в случае осуществления садоводческим некоммерческим товариществом забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ, объекта налогообложения по водному налогу у садового некоммерческого товарищества не возникает.
В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ, садоводческие некоммерческие товарищества уплачивают водный налог в общеустановленном порядке.
Организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, исчисление и уплата которого регулируются главой 25 НК РФ. Садоводческие некоммерческие товарищества также являются налогоплательщиками налога на прибыль. Отметим, что для садоводческих товариществ не установлено никаких особенностей при налогообложении прибыли, они руководствуются общими нормами, определенными главой 25 НК РФ.
Очень многие садоводческие товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, руководствуясь главой 26.2 НК РФ. Имеют ли они право на применение этой системы налогообложения? Для ответа на этот вопрос обратимся к Письму Минфина Российской Федерации от 16 октября 2007 года № 03-11-04/2/258, в котором сказано, что на основании положений главы 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 НК РФ.
При этом на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики – некоммерческие организации, перешедшие на применение УСН, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении налогоплательщиком УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.
Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении УСН при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание садоводческого товарищества и (или) ведение им уставной деятельности.
Следует отметить, что статьей 8 Закона № 66-ФЗ гражданам предоставлено право вести садоводство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство в таком порядке на территории садоводческого товарищества, имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования товарищества за плату на условиях договоров, заключенных с товариществом в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого товарищества. Размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) общего имущества не может превышать размер платы за пользование имуществом для членов садоводческого товарищества.
В письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2010 года № 03-11-11/122 отмечено, что по своему правовому содержанию такие договоры являются договорами аренды. В состав внереализационных доходов включаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.
Таким образом, суммы, полученные садоводческим товариществом по договору о пользовании имуществом общего пользования от гражданина, не являющегося членом указанного товарищества, подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
В письме также обращено внимание на то, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 НК РФ, является закрытым. И в отношении доходов садоводческого товарищества в виде денежных компенсаций за неучастие в субботниках и в виде пеней за несвоевременную уплату членских взносов сказано, что такие доходы не поименованы в статье 251 НК РФ, следовательно, они подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.
3.Как учесть законные проценты, неустойки, проценты от контрагента за просрочку обязательств по договору и компенсацию убытков
Бухучет
Как отразить в бухучете законные проценты, неустойки и проценты, полученные от контрагента за просрочку обязательств по договору
В бухучете начисленные законные проценты, неустойку и проценты за нарушение условий договора нужно учесть в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99).
Расчеты по предъявленным претензиям отразите на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов):
Дебет 76-2 Кредит 91-1
– начислены неустойка, проценты за просрочку исполнения денежного обязательства контрагентом.*
Когда отразить неустойку и проценты за просрочку
Когда отразить в бухучете неустойку и проценты за просрочку обязательств по договору контрагентом
Санкции за просрочку начислите в бухучете, когда их признает должник или в день, когда вступит в законную силу решение суда по уплате санкций (п. 10.2 ПБУ 9/99).
В какой момент считать должника согласным на неустойку
Ориентируйтесь на дату следующих документов:
соглашение о расторжении договора;
акт сверки задолженностей, письмо должника о признании долга;
платежные документы, подтверждающие частичную или полную уплату неустойки.
Такой вывод следует из письма Минфина от 17.12.2013 № 03-03-10/55534. В письме рекомендации для налогового учета. Ими можно руководствоваться и для бухучета доходов (п. 1 ст. 2 ГК, п. 1 ст. 11 НК, письмо Минфина от 23.12.2004 № 03-03-01-04/1/189).*
Как учесть при упрощенке законные проценты, неустойку и проценты, полученные от контрагента за просрочку обязательств по договору
Независимо от объекта налогообложения законные проценты, неустойку (проценты за просрочку) включите в состав доходов при расчете единого налога (п. 1 ст. 346.15 НК). Налоговую базу нужно увеличить только после того, как суммы санкций фактически получены от контрагента (п. 1 ст. 346.17 НК).*
ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА ПОСОБИЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
4.Как составить смету доходов и расходов
Доходы и расходы от уставной деятельности учитывайте на счете 86 «Целевое финансирование». Все суммы, которые проходят по счету 86, у вас должны быть отражены в смете доходов и расходов как поступления или затраты по уставной деятельности.
Смету составляйте по форме, разработанной самостоятельно. Обычно смету оформляют перед началом года, если в вашем уставе не указаны другие сроки. В доходной части сметы запишите все запланированные поступления. Это членские взносы, пожертвования, а также выручка от предпринимательства. Конкретные виды доходов и суммы определите самостоятельно. В расходной части — запланированные траты. Это зарплата членов правления, аренда, коммунальные платежи и пр. Смету пусть утвердит высший орган вашего НКО. Например, общее собрание членов ТСЖ или СНТ.
Поступления от уставной некоммерческой деятельности не учитывайте в доходах (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). То есть не записывайте в Книгу учета взносы учредителей, участников, членов товарищества. А также пожертвования, отчисления на ремонт общего имущества и т. п. Учет подобных сумм ведите в отдельном регистре (письмо Минфина России от 13.03.2006 № 03-11-04/2/59).
Но! Если средства от уставной деятельности вы потратите не по целевому назначению и не в установленный срок, их придется включить в доходы. И заплатить с них упрощенный налог (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Расходы по некоммерческой деятельности в налоговую базу при УСН не включайте. Так как их вы осуществили за счет целевых средств, которые в доходы не включаются. Записывать в регистре расходы также необязательно. Ведь налоговиков вряд ли заинтересуют траты, на которые вы не снизили налог. Однако все расходы не забудьте отражать в бухучете.*
Читайте также:
Пени по взносам бухгалтерские проводки