Как следует из Вашего вопроса, глава КФК получил субсидию из бюджета на возмещение части затрат на приобретение основных средств. При этом данные расходы были понесены им до получения субсидии. При расчете единого сельхозналога полученная субсидия включается в состав внереализационных доходов. На порядок признания расходов на приобретение основных средств данная операция не влияет.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».
1.Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога
Перечень расходов
Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке*. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:
- расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
- расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
- сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
- убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*
- имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
- финансовой помощи от государства (государственной помощи).*
Государственная помощь
Государственная помощь может быть предоставлена в виде:
- субсидий*;
- бюджетных кредитов;
- прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Ситуация: нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования*
Да, нужно.
Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:*
- доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
- внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями*:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога*.
При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы* (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:*
- средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
- средства получены для использования по иному назначению.
Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более*:
- двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан.
В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.
Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.
Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5раздела I. Однако организации, которые применяют объект «доходы», должны выполнить для этого дополнительное требование – вести учет израсходованных сумм субсидий. Это следует из положенийабзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.
При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов*. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен в письме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.
Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения* (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга